Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 04:06, реферат
Болонские реформы – это новая философия высшего образования, воплощение новых смыслов, целей, принципов и методов. Для периферийных стран Европы, таких как Украина, не входящих в Евросоюз, проблема реформы образования в рамках Болонского процесса обладает чертами привлекательности. Вместе с тем, в современных условиях Украина столкнулась с двумя ярко выраженными мировыми тенденциями. С одной стороны – глобализация, с другой – ренационализация, т.е. духовное и национальное возрождение. Рассматривая ситуацию в Украине, нужно подчеркнуть, что украинскому народу приходится иметь дело не только с общими для всего человечества проблемами XX и XXI столетий, но и с проблемами, перешедшими из XVIII и XIX веков.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Место университетского образования в
образовательной системе Украины 5
2. Взаимодействие образования, науки, производства 7
2.1. Ситуация в области научных исследований 7
2.2. Взаимодействие среднего и высшего образования 8
3. Болонский процесс в национальном контексте Украины 10
3.1. Отношение образовательных реформ на Украине
к Болонскому процессу 10
3.2. Сложности вхождения Украины в европейский
образовательный процесс 12
3.3. Сопоставимость квалификаций на уровне высшего
образования и европейского рынка труда 16
3.4. Болонский процесс и качество образования на Украине 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 21
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины
Национальный технический университет
«Харьковский
политехнический институт»
Кафедра
АУТС
РЕФЕРАТ
На тему:
«Состояние современного высшего образования
в свете Болонского процесса»
Харьков 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
образовательной системе Украины 5
к Болонскому процессу 10
образовательный процесс 12
образования и европейского рынка труда 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ИНФОРМАЦИИ 21
Введение
Болонские
реформы – это новая философия
высшего образования, воплощение новых
смыслов, целей, принципов и методов. Для
периферийных стран Европы, таких как
Украина, не входящих в Евросоюз, проблема
реформы образования в рамках Болонского
процесса обладает чертами привлекательности.
Вместе с тем, в современных условиях Украина
столкнулась с двумя ярко выраженными
мировыми тенденциями. С одной стороны
– глобализация, с другой – ренационализация,
т.е. духовное и национальное возрождение.
Рассматривая ситуацию в Украине, нужно
подчеркнуть, что украинскому народу приходится
иметь дело не только с общими для всего
человечества проблемами XX и XXI столетий,
но и с проблемами, перешедшими из XVIII и
XIX веков. Все больше стимулируется самообразование,
формируется культура дистанционного
образования. Университеты должны готовить
людей не только умеющих что-то делать
профессионально, но и способных ответственно
стратегически думать и заботиться о будущем.
1.
Место университетского
образования в образовательной
системе Украины
Процессы университетского образования определяются ситуацией, сложившейся к середине 90-х годов в Украине: общий социально-экономический кризисом, системный характер которого вызывает и кризис высшей школы. Последний сопровождается поверхностным характером реформ университетского образования, потерей преподавательских кадров, снижением качества образования, разрывом информационных связей, разрушением материально-технической базы высшей школы и резкой девальвацией самого статуса преподавательской деятельности.
В качестве приоритетных направлений выхода из кризиса ставятся следующие задачи:
1.
Поиск кардинально новых
2.
Перенос акцентов в
3.
Стремление реформировать
4.
Проблема повышения уровня
Чтобы обеспечить насыщение украинского общества высокопрофессиональными кадрами, необходимо радикально трансформировать высшую школу на основе новых образовательных технологий. При этом перед Украиной стоит еще и проблема «дообучения», переобучения или других форм адаптации обладателей вузовских дипломов к новым условиям рынка труда, новым общественным потребностям. Последние вносят существенные изменения в организацию, структуру и содержание учебного процесса. Уточнение целей высшего образования необходимо также из-за крайней ограниченности средств, выделяемых бюджетом на образование.
5.
Необходима связь высшей школы
с практической деятельностью,
упрощение поступления в
Потенциал
современного высшего образования
в Украине, по данным Института высшего
образования АПН Украины, более
чем в два раза уступает уровню
развитых стран. Особенно сложная ситуация
в аграрных регионах. В целом же
не менее половины областей Украины
нуждаются в немедленном
Согласно “Национальной доктрины развития образования Украины в 21 веке” “образование должно быть направлено на внедрение в жизнь украинской национальной идеи”. Если в России мы будем внедрять в жизнь русскую национальную идею, во Франции – французскую, то мы где-нибудь получим Чечню.
В
передовых странах 50- 60% обеспечения
образования берет на себя государство,
а остальное – дело частного сектора.
Структура расходов на образование
должна быть такой: 6-8% от ВНП – на
образование, 2-3% – на науку. Нынешний
бюджет Украины составляет до 1% от ВНП
– на образование, и 0,2-0,3 %– на науку.
Реально исполнения бюджетных обязательств
расходов на образование и науку
было уменьшено на 30-50%.
2. Взаимодействие образования, науки, производства
2.1. Ситуация в области научных исследований
Мощная
сеть научно-исследовательских
Сейчас
на Украине нет военно-
Можно
предположить, что правительство
Украины, если и будет по инерции
финансировать академическую
2.2. Взаимодействие среднего и высшего образования
Структура
образования Украины имеет
Образовательный
и образовательно-
—начальное образование;
—базовая средняя школа;
—полное среднее образование;
—профессионально-
—базовое высшее образование;
—полное высшее.
В 2000 году начался процесс модернизации системы образования Украины — именно таким словом министр Василий Кремень предпочитает называть те революционные по сути изменения, которые были введены в школах и вузах Украины. Реформа была необходима, поскольку состояние украинского образования нормальным назвать было нельзя.
За
6 предшествовавших реформе лет в
Украине исчезло 246 средних школ.
Угрожающе сократилось и
Министерство науки и образования завершило разработку документов, необходимых для перехода начальной школы к 12-летнему образованию. Были приняты учебные планы и утверждены новые стандарты. Вот лишь некоторые из нововведений. Срок обучения в младших классах увеличился до четырех лет. Иностранный язык теперь изучают со второго класса, в начальной школе введен новый предмет — основы здоровья и физкультуры. Для первоклашек уроки сокращены до 35 минут, взамен "классических" 45. А изучение "трудной" математики уменьшено до минимума. Меньше будет и стрессов: время отдыха увеличено, а отметки по 12-балльной системе будут выставляться лишь с 4 класса.
Для основной школы с 5 по 9 класс, реформирование которой должно завершиться к 2005 году, главным направлением Министерство науки и образования избрало так называемый образовательный прагматизм. Это, главным образом, более узкая специализация учащихся. По способностям. И ликвидация разрыва между теорией и практикой, то есть модернизация школ и их компьютеризация. В 2001 году на это намерены потратить из госбюджета 20 миллионов гривен, а из местных – 10 млн. И, наконец, увеличился общий срок обучения. Правда, теперь вовсе не обязательно для школьников сидеть за партой: можно заниматься по индивидуальной программе, а затем просто сдать экзамены на аттестат зрелости.
Информация о работе Состояние современного высшего образования в свете Болонского процесса