Состояние современного высшего образования в свете Болонского процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 04:06, реферат

Описание

Болонские реформы – это новая философия высшего образования, воплощение новых смыслов, целей, принципов и методов. Для периферийных стран Европы, таких как Украина, не входящих в Евросоюз, проблема реформы образования в рамках Болонского процесса обладает чертами привлекательности. Вместе с тем, в современных условиях Украина столкнулась с двумя ярко выраженными мировыми тенденциями. С одной стороны – глобализация, с другой – ренационализация, т.е. духовное и национальное возрождение. Рассматривая ситуацию в Украине, нужно подчеркнуть, что украинскому народу приходится иметь дело не только с общими для всего человечества проблемами XX и XXI столетий, но и с проблемами, перешедшими из XVIII и XIX веков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Место университетского образования в
образовательной системе Украины 5
2. Взаимодействие образования, науки, производства 7
2.1. Ситуация в области научных исследований 7
2.2. Взаимодействие среднего и высшего образования 8
3. Болонский процесс в национальном контексте Украины 10
3.1. Отношение образовательных реформ на Украине
к Болонскому процессу 10
3.2. Сложности вхождения Украины в европейский
образовательный процесс 12
3.3. Сопоставимость квалификаций на уровне высшего
образования и европейского рынка труда 16
3.4. Болонский процесс и качество образования на Украине 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 21

Работа состоит из  1 файл

реферат качанов.docx

— 41.77 Кб (Скачать документ)

   Именно  психологическая неготовность, а  в отдельных случаях и нежелание  ломать стереотипы и обременять себя дополнительным трудом, по свидетельству  отдельных ректоров, были существенными  преградами в процессе обновления схемы  организации учебного процесса в  их университетах. Определение содержательных модулей обучения по каждой дисциплине, согласование кредитных систем оценивания достижений студента станут основанием для решения еще одной задекларированной в Болонье цели — создание условий для свободного перемещения студентов, преподавателей, менеджеров образования и исследователей на территории Европы. 

   3.4 Болонский процесс и качество образования на Украине

   Эксперты  отмечают, что для достижения конечной цели Болонского процесса — построения единого пространства образования  — недостаточно формального внедрения  его принципов. Нужны прозрачные и понятные всем методологии контроля качества образования. Обязательным считается  наличие внутренних и внешних  государственных и общественных систем контроля качества образования, в первую очередь называют лицензирование или аккредитацию. В Украине такие  процедуры введены давно, они  постоянно совершенствуются.

   На  каждом заседании Государственной  аккредитационной комиссии (ГАК) рассматриваются  критерии оценки готовности учебного заведения предоставлять качественные образовательные услуги и результаты экспертизы конкретных заведений. Хотя в последнее время требовательность экспертизы существенным образом возросла (ГАК только на протяжении последних четырех месяцев приняла решения о прекращении деятельности около 25 обособленных подразделений университетов), однако проблема ее качества остается довольно острой. Полагаю, развитие международного сотрудничества в рамках Болонского процесса позволит привлечь к этой работе иностранных экспертов и положительно повлияет на качество подготовки. А это главное. Ведь в послании съезду высших учебных заведений в Саламанце определяющие задачи Болонского процесса формулируются следующим образом: качество — краеугольный камень подготовки; укрепление доверия между субъектами образования; соответствие европейскому рынку труда; мобильность; совместимость квалификации на вузовском и послевузовском этапах подготовки; усиление конкурентоспособности европейской системы образования.

   В 2005 году национальные системы гарантии качества должны включать:

   — определение ответственности органов  и учебных заведений;

   — оценку программ заведений, включающую внутренний контроль, внешнюю проверку, участие студентов и публикацию результатов;

   — систему аккредитации, сертификации или подобные процедуры;

   — международное участие, сотрудничество и создание союзов, занимающихся проверкой  качества.

   МОН обеспокоено тем, что в последнее  время руководители некоторых высших учебных заведений, расширяя объемы подготовки студентов, не принимают  адекватные меры по обеспечению достойных  условий проживания и обучения молодежи. К сожалению, проверки засвидетельствовали, что, несмотря на министерские письма и предостережения, условия проживания в студенческих общежитиях многих вузов  практически не улучшились, а в  отдельных случаях даже ухудшились, например, за счет сдачи значительных площадей в аренду. Министерство в нынешнем году издало приказ, запрещающий сдавать в аренду площади в общежитиях, и обязало учебные заведения расторгнуть такие соглашения. Это несоответствие европейским нормам следует срочно устранить, и министерство будет принимать все меры, опираясь и на конструктивную помощь органов студенческого самоуправления. Мы должны также ускорить разработку закона о системе непрерывного образования на протяжении всей жизни.  
 
 
 
 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

   Невзирая  на достижения образования, которые  обеспечивает новая социополитическая система Украины, оно, однако, еще не обеспечивает нужного качества.

   Немало  выпускников высших учебных заведений  не достигли надлежащего уровня конкурентоспособности на европейском рынке труда. Это обязывает глубже анализировать тенденции в европейском и мировом образовании.

   Необходимость реформирования системы образования  Украины, ее усовершенствование и повышение  уровня качества является важнейшей  социокультурной проблемой, которая  в значительной мере обусловливается  процессами глобализации и потребностями формирования позитивных условий для индивидуального развития человека, ее социализации и самореализации в этом мире.

   Отмеченные  процессы диктуют прежде всего необходимость  определения, гармонизации и утверждения  нормативно-правового обеспечения  в отрасли образования с учетом требований международной и европейской систем стандартов и сертификации. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

   1. Тарапов И.Е. Несколько положений  о роли образования и науки  в современом обществе и государстве.  Состояние дел на Украине // Университеты.– 2001.— № 3. —  с. 6—19.

   2. Кремень В. Болонский процесс:  сближение, а не унификация // Зеркало  недели.— № 48.— 2003

   3. Законодательство Украины об  образовании и науке // Парламентское  издательство. — Киев. — 1999. —  с. 3—124

   4. Жураковский В.С. Вузовский преподаватель  сегодня и завтра // Высшее образование  в России 2000.– № 3.– с. 3—11.

   5. Михаил К. Система образования  стран Восточной Европы и Болонский  процесс // Эковест.— 2003.—№ 5 —  с. 85—94

   6. Основные тенденции высшего образования  в развитых зарубежных странах  (Аналитические обзоры по основным  направлениям развития высшего  образования) / НИИВО. — 1988.– Вып. 2.— с. 10—15.

   7. Система образования в США  (Аналитические обзоры по основным  направлениям развития высшего  образования) / НИИВО. — 1988. — Вып.4. — с. 5—6.

   8. Кремень В.Г. Степко М.Ф. Проблеми  освіти: Науково-методичный сбірник.– вип. 34. — Киев. — 2003.

   9. Законодавство Украіны про освіту  та науку. — Киев. — 1999. —  С. 3—15 

Информация о работе Состояние современного высшего образования в свете Болонского процесса