Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 00:04, реферат
Цель работы: Изучить подходы и методы финансового оздоровления предприятия и разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности деятельности предприятия. Задачи работы:
Изучить кризисы на предприятии.
Раскрыть антикризисные стратегии предприятия.
Рассмотреть управление ресурсами фирмы в условиях организационного стресса.
Стратегии японских и американских фирм в условиях антикризисного управления
Введение
Под кризисом в широком
смысле слова обычно понимается такое
состояние организации, которое
предшествует ее переходу в иное качество.
Изменение качества может не состояться,
если менеджменту удается преодолеть
антагонизмы во внутренней и внешней
среде предприятия. Это могут
быть различные способы согласования
или подчинения интересов составных
частей единой цели организации, а также
другие формы обеспечения ее не разрушаемости.
При несогласовании интересов вышеназванным
путем другим неизбежным вариантом
разрешения кризиса становится изменение
качественного состояния
Если в первом случае менеджмент не претерпевает коренных перемен, хотя и может пережить значительные изменения в рамках сохраняющихся главных целей организации, то во втором случае, как правило, она меняет свое лицо и в основной своей части переходит в другую зону хозяйствования. Соответствующим образом меняется и ее менеджмент, становясь атрибутом в сущности другой организации.
Цель работы:
Изучить подходы и методы
финансового оздоровления предприятия
и разработать рекомендации, направленные
на повышение эффективности
Задачи работы:
По своему существу стратегия представляет собой многомерную экономическую категорию, описывающую технологию функционирования организации в достижении определенных целей.
Обычно выделяют следующие 4 группы правил, очерчивающих стратегию организации:
1 группа: правила оценки результатов деятельности (они определяют курс и формируют план);
2 группа: правила отношений с внешней средой (они очерчивают продуктово-рыночную стратегию, а именно: что, кому и сколько поставить);
3 группа: правила отношений и процедур внутри организации (организационная концепция);
4 группа: правила повседневной деятельности (оперативные приемы). Разработка стратегии организации завершается установлением общих направлений ее функционирования.
Для равновесного состояния организации стратегия может разрабатываться на длительный (5—7 лет) срок и не содержать резких реорганизационных мероприятий.
Для кризисных организаций
стратегия разрабатывается на сравнительно
короткий период (1—3 года) и имеет
сильно выраженные адаптивные характеристики;
она содержит множество реорганизационных
мероприятий и организационно-
Особенностью антикризисной
стратегии является ее ограниченный
по сроку и содержанию характер.
Такая стратегия считается
Каждая организация имеет оригинальную систему целей, которые являются отображением целей: общества (макросреда); деловой среды; собственников организации (в том числе особо крупных инвесторов); наемного персонала.
Что касается высшего менеджмента,
то, хотя он и является частью наемного
персонала, его цели имеют определенную
специфику. Они представлены балансом
интересов собственников и
Применительно к хозяйственной организации ее цели можно ранжировать по следующим трем уровням (рис. 2.2)1.
При таком подходе в
условиях кризиса основное внимание
стратегического менеджмента
В этом контексте понятие «ориентиры» представляется наиболее подходящим для обозначения граничных параметров, условий решения стратегической антикризисной задачи.
Таким образом, антикризисная
стратегия представляет собой программный
документ, содержащий название целей (конечных
и промежуточных), ресурсы и способы
их вовлечения (персонал, фонды, отношения
собственности), технологию решения
задачи по выводу ее из кризиса (структура
организации, формулы поведения
персонала, правила производственно-
Одно перечисление этих органических
элементов антикризисной
Антикризисные стратегии промышленной фирмы существенным образом отличаются от обычных. Это объясняется их весьма высоким динамизмом, ресурсной жесткостью и повышенной результативностью как в позитивном, так и негативном плане. Некоторые сравнительные характеристики общих и антикризисных стратегий приведены в табл. 2.1.
Одной из постоянных функций
антикризисной стратегии
В кризисной промышленной фирме, как правило, присутствуют и внутренние, и внешние причины кризисности. Тем не менее для раннего обнаружения кризиса первостепенное значение имеет оценка состояния внешней среды и составление на этой основе ее вероятностного состояния в близкой и дальней перспективе. Это обусловлено тем, что именно метаморфозы внешней среды оказывают решающее воздействие на воспроизводственную динамику промышленных фирм, так как они сильно зависимы от спроса на их продукцию и финансовой политики на макроуровне.
Общий подход к составлению прогноза воздействия динамических параметров внешней среды на процессы в машиностроительном предприятии схематично показан в табл. 2.2.
Особенность конкурентно-рыночной среды макроуровня в том, что она способна инициировать кризисные процессы на всех стадиях жизненного цикла промышленной фирмы; это может происходить как с фирмой в целом, так и с ее отдельными продуктами.
Периодические краткосрочные
кризисные ситуации представляют собой
рядовое явление в
Прогнозирование наступления кризиса представляет собой многогранный процесс, который при некоторых нарушениях можно уложить в следующую конструктивную схему:
1) выяснение всех причин,
побуждающих возникновение в
организации (фирме)
2) определение факторов,
препятствующих возникновению
3) ранжирование побудителей и сдерживателей кризиса по силе и срокам воздействия;
4) разработка средств
нейтрализации побудителей
В общем плане процесс раннего обнаружения кризиса состоит из следующих мероприятий:
А. Внешний блок. Он включает анализ динамики внешней среды с точки зрения ее воздействия на организацию и может состоять из следующих разделов:
— негативная динамика макросреды (политика, экономика, социалис, технологии);
— негативная динамика деловой среды (покупатели, поставщики, инфраструктура, конкуренты традиционные, конкуренты вероятные, товары-заменители, местные и региональные власти и др.);
— позитивная динамика макросреды;
— позитивная динамика деловой среды;
— интегративное качество внешней среды с точки зрения побуждения и нейтрализации кризиса в организации.
Б. Внутренний блок. Он содержит анализ реакции промышленной фирмы на динамические процессы в ее внешней среде и механизмы использования позитивных факторов и противодействия (сдерживание разрушительного воздействия) негативным факторам внешней среды. Эта часть стратегического плана промышленной фирмы включает следующие два базовых элемента:
— прогноз развития кризисной ситуации в фирме;
— система мероприятий (механизмы и стимулы) по преодолению кризисности.
Наиболее затратным, но при
этом и наиболее эффективным, элементом
антикризисной стратегии
Реализация антикризисной стратегии промышленной фирмы предполагает ее четкое ресурсное обеспечение, что особенно затруднено в условиях неустойчивой внешней среды. Тем не менее и такие ситуации подлежат разрешению на систематической основе.
1.2. Модели антикризисных стратегий предприятия
В антикризисном менеджменте
особую (главенствующую) роль приобретает
стратегическая составляющая. Ее сущность
заключается в систематической
разработке правил, запрограммированных
решений, «формул действий» для
управленческого персонала в
различных ситуациях
В этой связи представляется несколько усеченным отведение некоторыми авторами стратегии лишь роли обобщенного видения состояния и места управляемого объекта в экономике.
Действительно, «видение состояния и места» объекта — необходимо, но это еще не есть стратегия, поскольку последняя должна содержать также модель организации будущего и средства ее реализации. В нашем понимании, стратегия представляет собой интегрированный комплекс следующих взаимоувязанных компонентов:
1) прогноза, или виртуальных
фотографий вероятного
2) искомой модели организации (в нескольких ее вариантах в зависимости от диалектики среды);
3) динамики средств достижения
намеченного состояния
Неукоснительным в стратегии является достижение нескольких ключевых параметров развития организации, среди которых: положительный платежный баланс, счет прибылей и убытков; рост объемов продаж; неуклонное расширенное воспроизводство.
Антикризисная стратегия
предполагает комплекс мероприятий
в жестком коридоре рисковых ситуаций,
осуществление своеобразного
— функции объекта управления,
куда относится организация
Информация о работе Стратегии японских и американских фирм в условиях антикризисного управления