Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:09, реферат
Структура наук о труде и персонале, их взаимосвязь с другими науками
Трудовые ресурсы и рабочая сила
Формы занятости и работа по контракту
Государственная политика в управлении персоналом
В рыночном хозяйстве обязательно должен существовать оптимальный резерв работников и поддерживаться естественная норма превышения предложения рабочей силы над спросом, т.е. естественная норма безработицы. Рыночному хозяйству противопоказаны как полная занятость, так и чрезмерная безработица.
Естественная норма
Согласно закону
РФ «О занятости населения в
В современных условиях гражданам предоставляется право не только выбирать профессию и место работы, но и самим решать – работать или не работать, если они имеют законный источник существования. То есть допускается незанятость граждан в общественном производстве при наличии дохода, декларируемого в установленном порядке.
В нормативных документах учитывается многообразие форм занятости и предусматривается равное право работать в организациях всех видов собственности, а так же на условиях самостоятельного дела.
В зависимости от уровня использования трудоспособного населения, различается несколько трактовок занятости: продуктивная, социально-полезная, полная.
Продуктивная занятость – это занятость населения в общественном производстве.
Социально – полезная занятость определяется числом людей не только включенных в общественное производство, но и военнослужащих, учащихся (в трудоспособном возрасте), занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками и т.п.
Полная занятость - это такое состояние общества, когда все желающие иметь оплачиваемую работу ее имеют, отсутствует экономическая безработица, но при этом сохраняется ее естественная норма, определяемая фрикционной и структурной безработицей.
Занятость может быть описана системой показателей, отражающих:
- полноту включения в общественное производство экономически активной части населения, т.е. степень удовлетворения населения в рабочих местах;
- уровень сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов как важнейшего элемента рациональной занятости;
- соответствие
занятости социально-
Формы занятости – это организационно-правовые способы, условия трудоиспользования. По форме занятости следует, прежде всего, различать занятость с режимом полного рабочего дня и занятость с режимом неполного рабочего дня или неполной рабочей недели.
Регламентированная
продолжительность полного
Неполная занятость рассматривается как социальное явление, вызванное:
- необходимостью для отдельных групп работать неполный рабочий день;
- необходимостью
сдерживать нарастание
К специальным формам занятости относятся: занятость на условиях надомничества; вахтово-экспедиционный метод занятости; совместительство; занятость в трудовых семестрах учащихся дневной формы обучения; занятость в условиях гибкого рабочего времени.
Значительный рост численности безработицы, сокращение численности работающих в режиме неполного рабочего дня – таковы главные факторы, настоятельно требующие продуманной политики занятости.
Все мероприятия в области занятости группируются по двум направлениям: пассивная политика занятости и активная политика занятости.
Пассивная политика занятости включает в основном следующие мероприятия:
- Субсидирование занятости (субсидии в сферу регулирования занятости в частном секторе; поддержка безработных, открывающих собственное дело; субвенции на создание дополнительных рабочих мест в районах, где сложилась чрезвычайная ситуация на рынке труда; льготное кредитование).
- Оформление досрочного выхода на пенсию при условии наличия обязательного уровня трудового стажа, дающего право на получение пенсии в полном размере, но не ранее чем за два года до установленного законодательством срока на пенсию.
- Социальная защита, классическим примером которой является выплата пособий о безработице; их размер дифференцирован по категориям граждан, времени нахождения в статусе безработного и установленным минимумом заработной платы.
В рамках активной политики занятости приоритетными направлениями являются:
- Содействие в трудоустройстве.
- Профессиональное обучение и консультирование.
- Гибкие формы занятости.
- Квотирование рабочих мест (определение минимальной численности работников, подлежащих устройству в данной организации).
- Организация общественных работ.
- Содействие временной занятости.
Нацеленность политики занятости главным образом на выплату денежных пособий при сегодняшнем состоянии экономики становится обременительной для общества. Стержнем политики занятости должна быть, прежде всего, ориентация на предоставление лицам потерявшим работу, возможностей найти место в новых рыночных реалиях, побуждение их к поиску рабочего места путем установления временных и финансовых рамок материальной помощи и т.д.
Важнейшими направлениями государственной политики занятости в отношении граждан, потерявших работу, должны стать:
- опережающее переобучение и переподготовка;
- увеличение масштабов общественных работ и временной занятости;
- профессиональная ориентация и психологическая подготовка.
В целом общеэкономическую, бюджетную и кредитную политику следует направить на повышение инвестиционной активности и реализацию важнейших целевых программ, обеспечивающих создание новых и увеличение существующих рабочих мест для трудоустройства высвобождаемых работников и молодежи, вступающей в трудоспособный возраст. необходимо усилить социальную защиту тех организаций, которые поставлены перед угрозой применения процедур, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) организаций.
Один из способов занятости населения – это работа по контракту. Контракт – это коммерческий договор по поводу купли продажи рабочей силы и ее использования. В контракте определяется предмет договора. Контракт позволяет индивидуализировать трудовые условия с учетом особенностей квалификации работников, деловых качеств, уникальных способностей работника, специфики выполненных работ, это очень важно для творческого труда. В контрактах конкретизируется срок, на который устанавливаются трудовые отношения. Трудовые отношения устанавливают характер предстоящей работы, даты начала и окончания работы, оплата труда и возможности их изменения в зависимости от достигнутых результатов.
1.4. Государственная система управления трудовыми ресурсами
Государственная система управления трудовыми ресурсами Российской Федерации включает совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти, централизованно регулирующих основные социально-экономические отношения в стране, а так же методы управления и механизм их использования.
Задачами государственной системы управления трудовыми ресурсами являются: принятие законов, контроль за их исполнением, выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда, организации труда и конфликтных ситуаций и т.д.
В условиях развития рыночной экономики государственное регулирование социально-экономических отношений носит ограничительный характер и в основном касается вопросов трудового законодательства, занятости, оценки уровня жизни и некоторых других.
Рассмотрим состав основных органов и организаций, образующих государственную систему управления трудовыми ресурсами РФ.
Законодательная власть осуществляет принятие законов, содержащих обязательные правила поведения, в том числе в области социально-трудовых отношений. Она представлена Федеральным Собранием в лице двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.
Федеральные законы в области трудового законодательства принимаются Государственной Думой. Совет Федерации не наделен правом принимать законы, но он правомочен одобрять или отклонять федеральные законы, принятые Госдумой. Значительную роль в осуществлении парламентского контроля играют комитеты и комиссии палат. Эти органы способствуют эффективной деятельности парламента через подготовку, экспертизу, обоснование законов и других нормативных документов.
В Совете Федерации
образованны следующие
В Государственной
Думе образованны следующие
Органы исполнительной власти осуществляют исполнение законов; на них возлагается исполнительно-распорядительная деятельность.
Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, формируемое президентом. Правительство обеспечивает соответствие конституции РФ, федеральных законов, нормативных Указов Президента в области социально-трудовых отношений на практике.
В сфере управления экономикой Правительство разрабатывает Федеральный бюджет, программы экономического развития. В сфере социальной политики – программы социального развития и др. Правительство формирует федеральные и отраслевые министерства, ведомства, в их числе как специализированные в области вопросов труда и управления трудовыми ресурсами, так и образовательные, научные.
Центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство работой по обеспечению единой государственной политики в области труда, занятости и социальных вопросов и одновременно координирующим работу по этим направлениям в Российской Федерации, является Министерство труда и социального развития РФ (Минтруд РФ).
Основными задачами Минтруда России являются:
- выработка политики в социальной сфере;
- координация
всей работы в социально-
- разработка основных направлений социальной политики Правительства;
- подготовка рекомендаций по регулированию оплаты труда;
- формирование
правовой и нормативной базы
регулирования социально-
- участие в заключении генерального отраслевых (тарифных) соглашений;
- регулирование
рынка труда, занятости
Минтруду РФ подчиняется ряд организаций, ведущих научную, методическую, практическую деятельность в области производительности труда, оплаты и условий труда, организации и нормировании труда, повышения квалификации и по другим направлениям управления трудовыми ресурсами.
Ведущими подведомственными организациями Минтруда РФ являются Институт труда, Центральный институт труда, Всероссийский центр производительности, Центральное бюро нормативов по труду. Всероссийский центр уровня жизни.
Институт труда проводит исследования и разрабатывает рекомендации в области оплаты труда и занятости населения.
Центральный институт труда осуществляет научные исследования и разрабатывает методические рекомендации в области нормирования труда, организации труда.
Всероссийский центр производительности изучает и разрабатывает мотивационный механизм повышения производительности труда с учетом человеческого фактора; проводит анализ статистических показателей по труду; занимается учебно-методической работой по организации обучения менеджеров.
Центральное бюро нормативов по труду проводит исследования и разработки в области норм и нормативов по труду и кадрам.