Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 07:18, дипломная работа
Цель данной работы – изучить теоретические основы и особенности управления персоналом в социальной сфере в России.
Задачи, которые необходимо решить в рамках достижения поставленной цели:
- изучить методы отбора персонала в социальных учреждениях;
- охарактеризовать особенности управления персоналом в социальной сфере;
- описать методы и технологии работы руководителя с подчиненными.
Введение 3
1. Особенности управления персоналом в социальной сфере 5
1.1. Понятие «управление персоналом» в контексте социальной деятельности. Методы управления персоналом 5
1.2. Формирование трудовых ресурсов 9
2. Отбор кадров в социальной работе 16
2.1. Необходимые профессиональные качества социального работника 16
2.2. Этика в деятельности социальных работников 18
2.3. Содержание работы руководителя с подчиненными в соц.организациях… 20
Список литературы 32
Таким образом, основу концепции управления персоналом организации
в настоящее
время составляют возрастающая роль
личности работника, знание его мотивационных
установок, умение их формировать и направлять
в соответствии с задачами, стоящими перед
организацией. Поэтому управление персоналом
должно представлять собой целенаправленное
использование человеческого фактора
для обеспечения роста производительности
труда. Оно осуществляется с помощью различных
приёмов, современных методов работы с
кадрами для раскрытия потенциальных
возможностей человека, создания обстановки,
способствующей максимальной отдаче исполнителя
в процессе трудовой деятельности.
В широком значении термин «управление персоналом» применяется как синоним термина «управление человеческими ресурсами», принципиально новой технологии кадрового менеджмента.
Персонал
предприятия можно
исполнителей.
К руководителям относятся
Основная цель управления персоналом заключается в использовании с наибольшей эффективностью кадрового потенциала организации. Основополагающим элементом системы управления персоналом являются принципы работы с персоналом.
Принципы следующие:
На основе принципов управления персоналом формируется кадровая политика, составными частями которой являются:
Управление трудовыми ресурсами включает в себя следующие этапы:
1)
планирование трудовых
2) набор персонала;
3) отбор;
4) определение заработной платы и льгот;
5) профориентация и адаптация;
6) обучение;
7) оценка трудовой деятельности;
8) подготовка руководящих кадров.
Формирование трудовых ресурсов организации состоит из 4 этапов. Остановимся на каждом подробнее.
1.
Планирование трудовых
Планирование потребности в персонале – часть общего процесса планирования в организации. Успешное кадровое планирование основывается на знании ответов на вопросы:
Оценка
потребности организации в
Количественная оценка, призванная ответить на вопрос «сколько?», основывается на анализе предполагаемой организационной структуры (уровни управления, количество подразделений, распределение ответственности), требований технологии производства (форма организации
совместной деятельности исполнителей), маркетингового плана (план ввода в строй предприятия, последовательность разворачивания производства), а также прогнозе изменения количественных характеристик персонала (например, с учетом изменения технологии).
Качественная оценка потребности в персонале - попытка ответить на вопрос «кого?». Это более сложный вид прогноза, поскольку вслед за анализом, аналогичным для целей количественной оценки, должны учитываться ценностные ориентации, уровень культуры и образования, профессиональные навыки и умения того персонала, который необходим организации.
Особую сложность представляет оценка потребности в управленческом персонале.
Важный момент - разработка организационного и финансового планов укомплектования, которые включают:
1)
разработку программы
2) разработку программ развития персонала (и другие)
Определить необходимую численность, например, рабочих и их профессиональный и квалификационный состав позволяют: производственная программа, нормы выработки, планируемый рост повышения производительности труда и структура работ.
Расчет численности персонала может быть текущим или оперативным и долговременным или перспективным.
Текущая потребность в персонале.
Общая
потребность организации в
А = Ч + ДП,
где Ч - базовая потребность в кадрах, определяемая объемом производства;
ДП - дополнительная потребность в кадрах – это различие между общей потребностью и наличием персонала на начало расчетного года.
Базовая
потребность предприятия в
Ч = ОП / В,
ОП - объем производства, В - выработка на одного работающего;
Долговременная потребность А = Чср * Кн, (на период более 3 лет), где Чср - среднесписочная численность работающих;
Кн - нормативный коэффициент насыщенности специалистами (отношение числа специалистов к объему производства).
Для того, чтобы нанять соответствующих специалистов, руководство организации должно в деталях знать, какие задачи они будут выполнять во время работы. На основе полученной информации создается должностная инструкция, которая представляет собой перечень основных обязанностей, требующихся знаний и навыков, прав работников.
В настоящее время известны такие понятия, как профессиональный анализ - анализ работы исполнителя, выделение основных задач, результатов, процессов, схем взаимодействия, максимально полно описывающих деятельность, и профессиограмма — документ, представляющий описание
деятельности и ее места в организации (описательные характеристики деятельности и количественная оценка элементов деятельности и психограмма, т.е. требования к исполнителю и профессионально важные качества исполнителя).
В процессе планирования всегда необходимо учитывать юридические аспекты (Трудовой кодекс, различные законодательные акты).
2. Набор персонала. Как известно, цель набора персонала состоит в создании резерва кандидатов на все рабочие места с учетом, в том числе и будущих организационных и кадровых изменений, увольнений, перемещений, уходов на пенсию, окончаний сроков контрактов, изменений
направлений и характера производственной деятельности.
Осуществлять
набор необходимо из определения
оптимальной численности
Набор обычно ведут из внешних и внутренних источников. Внутренние источники – это люди, работающие в организации. Методы набора из внутренних источников: внутренний конкурс, совмещение профессий, ротация (перемещение руководителей). К внешним источникам – центры занятости, агентства по найму, самостоятельный поиск через СМИ.
Альтернативы найму: сверхурочная работа, повышение интенсивности труда; структурная реорганизация или использование новых схем производства; временный наем; привлечение специализированных фирм для осуществления некоторых видов работ.
3.
Отбор. Необходимо отобрать
Как правило, до принятия организацией решения о приеме на работу, кандидат должен пройти несколько ступеней отбора:
1)
предварительная отборочная
2) заполнение бланка заявления - информация о прошлой работе, складе ума, ситуациях, с которыми сталкивался кандидат;
3) беседа по найму (интервью) - может быть по схеме, не по схеме и по заранее подготовленным вопросам;
4)
тестирование - сведения о профессиональных
способностях и умениях
5)
проверка рекомендаций и
6)
медицинский осмотр - при особых
требованиях здоровью
7) принятие решения - сравнение кандидатов, представление результатов руководству, и принятие и исполнение решения.
4. Определение заработной платы и льгот. Структура заработной платы - это базовые ставки, премиальные выплаты, социальные программы.
Базовая ставка - должна быть достаточной, чтобы привлечь в организацию работников нужной квалификации и подготовки. Она не должна превышать 70-80% общего дохода, получаемого работником. Увеличение размера базовой ставки должно производиться строго в соответствии с повышением производительности на уровне группы работников или предприятия в целом.
Достижение определенного уровня жизни не может рассматриваться в качестве основы для определения базового уровня заработной платы. Размер базовой ставки должен быть связан с уровнем ответственности работника и его эффективностью. Ступенчатый характер: минимум -базовая ставка - максимум.