Анализ финансовых результатов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:21, реферат

Описание

Финансовый результат - это обобщающий показатель анализа и оценки эффективности деятельности предприятия. К финансовым результатам относятся следующие показатели: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, прибыль от обычной деятельности (прибыль после налогообложения), нераспределенная прибыль.

Содержание

Теоретические основы анализа безубыточности предприятия
а) Сущность анализа финансовых результатов
б) Методы анализа прибыли
в) Анализ показателя финансовой устойчивости предприятия
г) Анализ показателя платёжеспособности предприятия
Унитарные предприятия
Тестовые задания
Задачи
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.docx

— 65.32 Кб (Скачать документ)

I. Теоретические вопросы.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. СУЩНОСТЬ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ  РЕЗУЛЬТАТОВ

Финансовый результат - это обобщающий показатель анализа и оценки эффективности  деятельности предприятия. К финансовым результатам относятся следующие  показатели: валовая прибыль, прибыль  от продаж, прибыль до налогообложения, прибыль от обычной деятельности (прибыль после налогообложения), нераспределенная прибыль. Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками предпринимательской деятельности. Прибыль обеспечивает возможности самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей собственника капитала и работников предприятия. Прибыль является также основным источником формирования доходов бюджета (федерального, республиканского, местного) и погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами. Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности деятельности предприятия, степени его надежности и финансового благополучия. Прибыль является конечным финансовым результатом деятельности предприятия. Предприятие может произвести большой объем продукции, однако, если она не будет реализована или реализована по цене, не обеспечивающей получение прибыли, то предприятие окажется в тяжелом финансовом состоянии. Прибыль - это показатель, который наиболее полно отражающий эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Поэтому одна из важнейших составных частей анализа финансового состояния предприятия - анализ финансовых результатов его деятельности. Однако для пользователей бухгалтерской отчетности нужны разные показатели финансовых результатов, например: администрацию предприятия интересует полученная прибыль, ее структура и факторы, воздействующие на ее величину; налоговые органы - достоверная информация о всех слагаемых налогооблагаемой базы прибыли; потенциальных инвесторов - вопросы качества прибыли, т.е. устойчивости и надежности получения прибыли в ближайшей перспективе, для выбора и обоснования стратегии инвестиций, направленной на минимизацию потерь и финансовых рисков от вложений в активы анализируемого предприятия.

Анализ финансовых результатов  деятельности предприятия включает:

- исследование изменений каждого  показателя за текущий анализируемый  период;

- исследование структуры соответствующих  показателей и их изменений;

- изучение динамики изменения  показателей финансовых результатов  за ряд отчетных периодов;

- выявление факторов и причин  изменения показателей прибыли  и их количественная оценка;

Одним из финансовых результатов деятельности предприятия является валовая прибыль, которая рассчитывается как разность между выручкой от продаж и себестоимостью реализованной продукции.

Прибыль от продаж - это разность между  выручкой от продаж и полной себестоимостью реализованной продукции. Полная себестоимость  реализованной продукции включает:

- себестоимость реализованной  продукции;

- коммерческие расходы;

- управленческие расходы;

Прибыль (убыток) от прочей реализации. У предприятия могут образоваться излишние материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков  в системе снабжения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях инфляции приводит к тому, что выручка от их реализации окажется ниже цен приобретения. Поэтому от реализации ненужных товарно-материальных ценностей образуются не только прибыль, но и убытки. Прибыль от реализации излишних основных фондов исчисляется как разница между продажной ценой и первоначальной (или остаточной) стоимостью фондов, которая увеличивается на соответствующий индекс, законодательно устанавливаемый в зависимости от темпов роста инфляции. Прибыль (убыток) от внереализационных операций рассчитывается в виде разницы между доходами и расходами по внереализационным операциям. Полученная предприятием общая сумма прибыли распределяется между предприятием и федеральным, региональным и местным бюджетом путем уплаты налога на прибыль. Прибыль до налогообложения представляет собой разность между доходами и расходами от основной производственной, финансовой или инвестиционной деятельности предпринимательской организации. Прибыль от обычной деятельности или прибыль после налогообложения рассчитывается как разность между прибылью до налогообложения и суммой налога на прибыль. Нераспределенная (чистая) прибыль — это разность между суммой прибыли от обычной деятельности и чрезвычайными доходами и чрезвычайными расходами предпринимательской организации. Нераспределенная прибыль является конечным финансовым результатом деятельности организации .

 

1.2. МЕТОДЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ

Анализ прибыли предприятия  подразделяется на отдельные виды в  зависимости от организации его  проведения, объектов анализа, масштабов  и т.д.

По организации проведения выделяют внутренний и внешний анализ прибыли. Внутренний анализ проводится менеджерами предприятия или его собственниками с использованием всей совокупности имеющихся информативных показателей (включая данные управленческого учета). Результаты такого анализа, как правило, представляют коммерческую тайну предприятия. Внешний анализ могут осуществлять аудиторские фирмы, банки, налоговые органы, страховые компании, причем у каждого субъекта внешнего анализа могут быть свои индивидуальные цели. Источником информации для проведения такого анализа являются данные финансового учета и отчетности предприятия.

По периоду проведения анализ прибыли  подразделяется на предварительный, текущий  и последующий. Предварительный  анализ связан с изучением условий  формирования прибыли, ее распределения  или предстоящего использования. Как  правило, речь идет о предварительном  расчете ожидаемой прибыли по коммерческим сделкам, финансовым и  инвестиционным операциям, планируемых  предприятием в будущем. Текущий (или  оперативный) анализ прибыли проводится в процессе осуществления производственно-хозяйственной  деятельности предприятия с целью  оперативного воздействия на формирование или использование прибыли. Последующий (или ретроспективный) анализ осуществляется обычно за отчетный период (квартал, год) и позволяет полнее проанализировать результаты формирования и использования прибыли предприятия в сравнении с предварительным и текущим ее анализом, так как основан на результатах финансовой отчетности.

По объектам анализа выделяют анализ формирования и анализ распределения  и использования прибыли. Анализ формирования прибыли проводится, как  правило, в разрезе основных сфер деятельности предприятия - операционной, инвестиционной, финансовой. Он является основной формой анализа для выявления резервов повышения уровня прибыли предприятия. Анализ распределения и использования прибыли проводится по основным направлениям использования и призван выявить уровень потребления прибыли собственниками и работниками предприятия, общий уровень ее капитализации и конкретные формы ее производственного потребления в инвестиционных целях.

По масштабам выделяют анализ прибыли  по предприятию в целом, по его  структурным подразделениям и по отдельным операциям. Анализ прибыли  по предприятию в целом исследует  формирование, распределение и использование  прибыли на предприятии без выделения  отдельных его структурных подразделений; анализ прибыли по отдельным структурным  подразделениям. Предметом анализа  прибыли по отдельным операциям, осуществляемым предприятием, может  быть прибыль по отдельным коммерческим сделкам предприятия; отдельным  операциям, связанным с краткосрочными или долгосрочными финансовыми  вложениями; отдельным завершенным  проектам и др.

Конечный финансовый результат  деятельности предприятия – это  балансовая прибыль (убыток) отчетного  периода, представляющая собой алгебраическую сумму результата от реализации продукции (работ, услуг); результата от финансовой деятельности; сальдо доходов и расходов от прочих внереализационных операций. Формализованный расчет балансовой прибыли представлен так:

 

Рб = Рр ± Рф ± Рвн,

где: Рб - балансовая прибыль или  убыток;

Рр - результат (прибыль или убыток) от реализации продукции (работ, услуг);

Рф - результат от финансовой деятельности;

Рвн - сальдо доходов и расходов от прочих внереализационных операций;

Результат от реализации продукции (работ, услуг) определяется следующим расчетом:

Рр = Np – Snp - Snep,

 

где: Np - выручка от реализации продукции (работ, услуг) в отпускных ценах  без НДС, акцизов и других аналогичных  налогов и сборов;

Snp - себестоимость (производственная) реализованной продукции, товаров,  работ, услуг;

Snep - расходы периода (коммерческие  и управленческие).

Исходным моментом в расчетах показателей  прибыли являются оборот предприятия  по реализации продукции. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) характеризует  завершение производственного цикла  предприятия, возврат авансированных на производство средств предприятия  в денежную форму и начало нового витка в обороте всех средств. Изменения в объеме реализации продукции  оказывают наиболее чувствительное влияние на финансовые результаты деятельности предприятия, поэтому его финансовое подразделение должно ежедневно  и оперативно контролировать процесс  отгрузки, реализации и оплаты продукции (товаров, работ, услуг).

 

1.3. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВОЙ  УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Залогом выживаемости и основой  стабильности положения предприятия  служит его устойчивость. На устойчивость предприятия оказывают влияние  различные факторы, такие как:

- положение предприятия на товарном  рынке;

- производство и выпуск дешевой,  пользующейся спросом про¬дукции;

- его потенциал в деловом  сотрудничестве;

- степень зависимости от внешних  кредиторов и инвесторов;

- наличие неплатежеспособных дебиторов;

- эффективность хозяйственных  и финансовых операций и т.п;

Такое разнообразие факторов определяет наличие нескольких видов устойчивости. Так, применительно к предприятию  она может быть, в зависимости  от факторов, влияющих на нее, внутренней и внешней, финансовой.

Внутренняя устойчивость — это  такое общее финансовое состояние  предприятия, при котором обеспечивается стабильно высокий результат  его функционирования. В основе ее достижения лежит принцип активного реагирования на изменение внешних и внутренних факторов.

Внешняя устойчивость предприятия  обусловлена стабильностью экономической  среды, в рамках которой осуществляется его деятельность. Внешняя устойчивость достигается соответствующей системой управления рыночной экономикой в масштабах страны, где действует предприятие.

На финансовую устойчивость влияет большое количество факторов, которые  можно классифицировать следующим  образом.

1) по месту возникновения - внешние  и внутренние;

2) по важности результата - основные  и второстепенные;

3) по структуре - простые и  сложные;

4) по времени действия - постоянные  и временные.

К внутренним факторам, влияющим на финансовую устойчивость предприятия, относятся:

- отраслевая принадлежность субъекта  хозяйствования;

- структура выпускаемой продукции  (услуг), ее доля в общем платежеспособном  спросе;

- размер оплаченного уставного  капитала;

- величина издержек, их динамика  по сравнению с денежными доходами;

- состояние имущества и финансовых  ресурсов, включая запасы и резервы,  их состав и структуру.

Влияние этих факторов во многом зависит  от компетенции и профессионализма менеджеров предприятия, их умения учитывать  изменения внутренней и внешней  среды.

К внешним факторам относят:

- влияние экономических условий  хозяйствования;

- господствующую в обществе  технику и технологию;

- платежеспособный спрос и уровень  доходов потребителей;

- налоговую и кредитную политику  правительства РФ;

- законодательные акты, регулирующие  предпринимательскую деятельность  фирмы;

- внешнеэкономические связи;

- систему ценностей в обществе  и др.

Таким образом, сущность финансовой устойчивости определяется эффективным формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов, а ликвидность баланса  выступает ее внешним проявлением.

Финансовая устойчивость предприятия  связана с общей финансовой структурой предприятия и степенью его зависимости  от кредиторов и дебиторов. Так, например, предприятие, которое финансируется  в основном за счет денежных средств, взятых в долг, в ситуации, когда  несколько кредиторов одновременно потребуют свои кредиты обратно, может обанкротиться. В данном случае структура предприятия «собственный капитал — заемный капитал» имеет  значительный перевес в сторону  последнего. Таким образом, финансовая устойчивость предприятия в долгосрочном плане характеризуется соотношением его собственных и заемных  средств. Обеспеченность запасов и  затрат источниками формирования является основой финансовой устойчивости.

Информация о работе Анализ финансовых результатов предприятия