Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2011 в 18:08, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение и анализ формирования финансовых результатов деятельности предприятия и разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности предприятия и увеличению прибыли на примере ООО «Колганское».

В соответствии с поставленной целью в курсовой работе предусматривается решение следующих задач:

- изучить теоретические основы анализа формирования финансовых результатов деятельности организации;

- рассмотреть организационно-экономическую характеристику ООО «Колганское»;

- изучить структуру и динамику прибыли, провести анализ факторов, влияющих на величину прибыли;

- выявить резервы увеличения суммы прибыли и повышения уровня доходности бизнеса;

- внести предложения по повышению эффективности деятельности анализируемого предприятия и увеличению прибыли.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 780.00 Кб (Скачать документ)

       Введение 

       В условиях, когда организации вправе самостоятельно определять виды предпринимательской деятельности, устанавливать цены и тарифы на свою продукцию и услуги, развивать коммерческую деятельность, направленную на получение прибыли как основного источника прироста капитала, требуется оперативная и вместе с тем достоверная информация о доходах, расходах и финансовых результатах. Такая информация необходима не только для того, чтобы оценить достигнутый результат, но и для определения будущих параметров деятельности предприятия и его финансовых возможностях.

       В настоящее время очень актуальны  вопросы финансовых результатов  деятельности предприятия, т.к. они  дают возможность оценить эффективность  деятельности предприятия. А для  того чтобы дать оценку эффективности деятельности предприятия необходимо знать наличие всех средств, сколько выбыло, а, сколько поступило, уметь рационально распорядиться ими, проанализировать динамику наличия, состава и движение, на основе этого составить определенные выводы, оценить прибыльность или убыточность предприятия и разработать пути улучшения финансовых результатов деятельности.

       Целью курсовой работы является изучение и анализ формирования финансовых результатов деятельности предприятия и разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности предприятия и увеличению прибыли на примере ООО «Колганское».

       В соответствии с поставленной целью  в курсовой работе предусматривается  решение следующих задач:

       - изучить теоретические основы анализа формирования финансовых результатов деятельности организации;

       - рассмотреть организационно-экономическую  характеристику ООО «Колганское»;

       - изучить структуру  и динамику прибыли, провести анализ факторов, влияющих на величину прибыли;

       - выявить резервы увеличения суммы прибыли и повышения уровня доходности бизнеса;

       - внести предложения по повышению эффективности деятельности анализируемого предприятия и увеличению прибыли.

       Изучаемым объектом в курсовой работе является  ООО «Колганское».

       В процессе работы был использован  один из неформализованных методов экономического анализа: метод сравнения. Применялись такие виды сравнительного анализа, как горизонтальный, когда сравнивался фактический уровень с базисным уровнем с помощью показателя динамики; вертикальный, который позволил изучить структуру показателей финансового результата, а также изменения в динамике. Также использовался балансовый метод, который является одним из формализованных методов экономического анализа. При анализе рассчитывались абсолютные и относительные показатели.

       Информация  была представлена в виде таблиц как  наиболее компактных и наглядных  способов. В качестве исходных данных использовались первичные документы  и годовая бухгалтерская отчетность.

       При написании курсовой работы в качестве основной  литературы, позволившей осветить теоретические вопросы темы, были использованы учебники под редакцией Г.В. Савицкой, Л.В. Донцовой, Н.А. Никифоровой. Также были использованы журналы, такие как,  «Экономический анализ: теория и практика», «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий», «Бухгалтерский учет», «Справочник экономиста», «Финансы и бизнес» и т.д., на основании которых были сформулированы соответствующие выводы и предложены необходимые методы повышения эффективности принятия управленческих решений для улучшения финансового состояния ООО «Колганское».

Глава 1. Теоретические  аспекты анализа формирования финансовых результатов деятельности предприятия

 

       Финансовый  результат хозяйственной деятельности предприятия определяется показателем  прибыли или убытка, формируемым в течение  календарного (хозяйственного) года.

       В развитой рыночной экономике господствующее положение принадлежит различным  формам частной предпринимательской деятельности, решающим стимулом которой служит получение и увеличение прибыли [15;12].

       В России порядок формирования показателей  прибыли определяется целым рядом  нормативных документов. Правила  обобщения информации о финансовых результатах организации закреплены в ряде отечественных положений  по бухгалтерскому учету (ПБУ). Важное значение для понимания сущности и содержания финансовых показателей имеет приказ Минфина РФ от 22.07.2003 №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Определяющим документом, регулирующим порядок признания доходов и расходов в целях налогообложения, является гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций».

       Финансовый  результат хозяйственной деятельности предприятия формируется из двух его слагаемых, основным из которых является результат, полученный от продажи продукции, товаров, работ и услуг, а также от хозяйственных операций, составляющих предмет деятельности предприятия, таких, как сдача в платную аренду основных средств, передача в платное пользование объектов интеллектуальной собственности и вложение средств в уставные капиталы других предприятий [16].

       Вторая  часть в виде доходов и расходов, непосредственно не связанных с формированием основного реализационного финансового результата (финансового результата от продаж), образует прочий финансовый результат, включающий в себя операционные и внереализационные доходы и расходы. Если за отчетный период предприятие получило прибыль от продажи продукции, товаров, работ, услуг и других операций, составляющих предмет его деятельности, то весь его финансовый результат будет равен прибыли от продаж плюс прочие доходы минус прочие расколы. Если предприятие получит убыток от продаж, то его общий финансовый результат будет равен сумме убытков от продаж плюс прочие расходы минус прочие доходы [2].

       Прибыль представляет собой реальную часть чистого дохода, созданного прибавочным трудом. Только после продажи продукта (работ, услуг) чистый доход принимает форму прибыли. Количество прибыли определяется как разность между выручкой от хозяйственной деятельности предприятия (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и суммой всех   затрат  на  эту  деятельность.

       Получение прибыли является основной целью  деятельности любого хозяйствующего субъекта. С одной стороны, прибыль является показателем эффективности деятельности предприятия,  т.к. она зависит в основном от качества работы предприятия, повышает экономическую заинтересованность его работников в наиболее эффективном использовании ресурсов, т.к. прибыль - основной источник производственного и социального развития предприятия. С другой стороны, она служит важнейшим  источником формирования государственного бюджета. Таким образом, в росте сумм прибыли заинтересованы как предприятие,  так  и  государство [20].

       В процессе финансово-хозяйственной деятельности у коммерческой организации возникают не один, а сразу шесть показателей прибыли:

                 1) валовая прибыль, как разница между выручкой от продаж и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг (нельзя этот показатель путать с маржинальной прибылью, которая в рамках управленческого учета определяется, как разница между выручкой от продаж и переменными расходами);

  1. прибыль (убыток) от продаж, которая определяется в результате вычитания из валовой прибыли коммерческих и управленческих расходов (важнейший показатель, используемый для расчета рентабельности продаж);
  2. прибыль (убыток) до налогообложения рассчитывается, как сумма (разница) прибыли (убытка) от продаж и сальдо прочих доходов и расходов (именуется бухгалтерской прибылью);
  3. чистая прибыль (убыток) отчетного периода определяется, как разница между прибылью (убытком) до налогообложения и отчислениями в бюджет по налогу на прибыль и иными аналогичными платежами (важнейший показатель для инвесторов, используется для расчета многих показателей рентабельности; базовая величина для объявления дивидендов и иного распределения прибыли);
  4. нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного года, остаток от вычитания суммы распределенной прибыли из чистой прибыли (убытка) (показывает величину важнейшего внутреннего источника финансирования деятельности организации; зависит от дивидендной политики);
  5. нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), сумма                                     нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) отчетного года и прошлых лет [20].

       Экономисты  также выделяют:

  1. чистую экономическую прибыль – разность между совокупным доходом и всеми издержками предприятия, включая как явные, так и неявные;
  2. бухгалтерскую прибыль – разность между валовым доходом (выручкой) фирмы и её явными (внешними по отношению к организации) издержками.
  3. нормальную прибыль – это прибыль, равная вмененным издержкам, вложенным в дело владельцем фирмы [9].

       Механизм  формирования прибыли является одной  из составляющих хозяйственного механизма, действующего в обществе на определенном этапе его развития. Хозяйственный механизм определяет условия функционирования хозяйствующих субъектов в обществе и, таким образом, условия и общий порядок формирования финансовых результатов их деятельности. 

Рисунок 1 – Модель формирования и распределения  финансовых результатов деятельности организации

       Таким образом, понятие прибыли как  финансового результата деятельности выражает определенную форму реализации экономических отношений по поводу образования, распределения и использования в денежной форме части стоимости прибавочного продукта, сложившихся на определенном этапе развития общества, в определенной экономической системе, и реализующийся через созданный в ней хозяйственный механизм [20].

       Несмотря  на то, что прибыль является важнейшим экономическим показателем работы предприятия, она не характеризует эффективность его работы. Для соизмерения величины полученной прибыли с размерами использованных для ее достижения основных фондов и оборотных средств используются различные показатели рентабельности производства, являющиеся наиболее обобщающими показателями экономической эффективности производства, эффективности функционирования предприятий в рыночных условиях. Чем ниже цена затребованных средств для достижения прибыли, тем эффективнее производство, тем с большим эффектом функционирует предприятие [18].

       В условиях рыночных отношений роль показателей, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) производства, весьма велика. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов деятельности предприятия. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

       Показатели  рентабельности можно объединить в  несколько групп:

  1. показатели, характеризующие рентабельность продаж;
  2. показатели, характеризующие доходность капитала и его частей;
  3. показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов.

       Величина  прибыли и уровень рентабельности зависят от производственной, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, т.е. эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

       Финансовые  результаты деятельности предприятия оцениваются с помощью абсолютных и относительных показателей. Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела [19].

         К абсолютным показателям относятся: прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг); прибыль (убыток) от прочей реализации; доходы и расходы от внереализационных операций; балансовая (валовая) прибыль; чистая прибыль.

       В качестве относительных показателей  используют различные соотношения прибыли и затрат (или вложенного капитала — собственного, заемного, инвестиционного и т. д.). Эту группу показателей называют также показателями рентабельности. Экономический смысл показателей рентабельности состоит в том, что они характеризуют прибыль, получаемую с каждого рубля капитала (собственного или заемного), вложенного в предприятие.

            Анализ финансовых результатов  деятельности организации включает:

  1. Исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ);
  2. Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ);
  3. Изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (трендовый анализ);
  4. Исследование влияния факторов на прибыль (факторный анализ).

       Основные  задачи анализа финансовых результатов по традиционной методике включают в себя:

       - оценку динамики показателей прибыли и рентабельности за анализируемый период;

Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности предприятия