Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 14:44, курсовая работа
В условиях Российской Федерации переход к рынку сопровождается для многих предприятий попаданием в зону хозяйственной неопределенности и повышенного риска, так как именно имущество дает гарантию независимости и надежности предприятия. Большинство хозяйствующих субъектов стало перед необходимостью объективной оценки своих активов.
Одним из важнейших критериев оценки деятельности любого предприятия, имеющего своей целью получение прибыли, является эффективность использования имущества и раскрытие имущественного потенциала. Вне зависимости от организационно-правовых видов и форм собственности источниками формирования имущества любого предприятия являются собственные и заемные средства.
ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3
1. Теоретические аспекты анализа эффективности использования капитала предприятия..........................................................................................................5
1.1 Факторный анализ рентабельности совокупного и операционного капитала.................................................................................................................5
1.2 Анализ оборачиваемости капитала..............................................................7
1. 3 Оценка эффективности использования заемного капитала.......................9
1. 4 Анализ доходности собственного капитала...............................................11
2. Комплексная экономическая оценка производственно-финансовой деятельности ЗАО "Орелпродукт".....................................................................13
2.1 Общая характеристика предприятия............................................................13
2.2 Анализ прибыли и рентабельности ЗАО "Орелпродукт"...........................15
2.3 Анализ изменения структуры баланса ЗАО "Орелпродукт"......................18
2.4 Анализ рентабельности активов ЗАО "Орелпродукт"................................21
2.5 Анализ показателей финансовой устойчивости и ликвидности предприятия...........................................................................................................23
3. Анализ эффективности использования капитала ЗАО "Орелпродукт".......31
3.1Анализ оборачиваемости капитала ЗАО "Орелпродукт".............................31
3.2 Анализ роста собственного капитала ЗАО "Орелпродукт"........................33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...........................................37
ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................................................38
Коб т.а — коэффициент оборачиваемости текущих активов;
Поб с.к — продолжительность оборота совокупного капитала;
Поб т.а — продолжительность оборота текущих активов.
1.3 Оценка эффективности использования заемного капитала.
Оценка эффективности использования заемного капитала, или определение эффекта финансового рычага, проводится по следующим схемам расчета (16, 17):
Эффект финансового рычага (ЭФР) определяется по формуле:
, (16)
где ROA – рентабельность совокупного капитала (активов) до уплаты налогов (отношение, суммы балансовой прибыли к среднегодовой сумме всего капитала), %;
Цзр – средневзвешенная цена заемных ресурсов (отношение расходов по обслуживанию долговых обязательств к среднегодовой сумме заемных средств), %;
Кн – коэффициент налогообложения (отношение суммы налогов из прибыли к сумме балансовой прибыли) в виде десятичной дроби;
ЗК – среднегодовая сумма заемного капитала;
СК – среднегодовая сумма собственного капитала.
Эффект финансового рычага показывает, на сколько процентов увеличивается сумма собственного капитала за счет привлечения заемных средств в оборот предприятия. «Положительный ЭФР» возникает в тех случаях, если рентабельность совокупного капитала выше средневзвешенной цены заемных ресурсов. Разность между стоимостью заемных средств и доходностью совокупного капитала позволит увеличить рентабельность собственного капитала. При таких условиях выгодно увеличивать долю заемного капитала. При «отрицательном ЭФР» происходит «проедание» собственного капитала, и это может стать причиной банкротства предприятия.
В условиях инфляции, если долги и проценты по ним не индексируются, ЭФР и рентабельность собственного капитала (ROE) увеличиваются, поскольку обслуживание долга и сам долг оплачиваются уже обесцененными деньгами.
Тогда эффект финансового рычага будет равен:
, (17)
где И — темп инфляции (в виде десятичной дроби).
Таким образом, в условиях инфляции эффект финансового рычага зависит от следующих факторов: разницы между ставкой доходности всего совокупного капитала и ставкой ссудного процента; уровня налогообложения; суммы долговых обязательств; темпов инфляции.
Эффект финансового рычага можно рассчитывать не только в целом по всему заемному капиталу, но и по каждому его источнику. Тогда формулу (12) нужно подставлять не средневзвешенную цену заемного капитала, а цену конкретного его источника, например среднюю ставку процента за краткосрочные кредиты банка или средний процент купонных выплат по облигациям и т.д.
Таким образом, привлекая заемные ресурсы, предприятие может увеличить собственный капитал, если рентабельность инвестированного капитала окажется выше цены привлеченных ресурсов. Эффект зависит также от соотношения заемного и собственного капитала.
1.4 Анализ доходности собственного капитала.
Оценка собственного капитала предприятия состоит в расчете: 1) абсолютного и относительного отклонения (темп роста, %) величины собственного капитала за рассматриваемый период; 2)изменения в структуре; 3) определения влияния факторов при формировании величины собственного капитала.
Прежде чем оценить изменения суммы и доли собственного капитала в общей валюте баланса, следует выяснить, за счет каких составных частей произошли эти изменения. Прирост собственного капитала за счет реинвестирования прибыли и за счет переоценки основных средств по-разному влияет на способность предприятия к самофинансированию и наращиванию собственного капитала. Капитализация (реинвестирование) прибыли способствует повышению финансовой устойчивости, снижению себестоимости капитала, так как за привлечение альтернативных источников финансирования нужно платить довольно высокие проценты.
Темпы роста собственного капитала (отношение суммы реинвестированной прибыли к собственному капиталу) зависят от следующих факторов:
– рентабельности оборота (Rо) — отношение чистой прибыли к выручке;
– оборачиваемости капитала (Коб) — отношение выручки к среднегодовой сумме капитала;
– мультипликатора капитала (МК), характеризующего финансовую активность предприятия по привлечению заемных средств (отношение среднегодовой суммы валюты баланса к среднегодовой сумме собственного капитала);
– доли отчислений чистой прибыли на развитие производства (Дотч) (отношение реинвестированной прибыли к сумме чистой прибыли).
Для расчета влияния данных факторов на изменение темпов роста собственного капитала можно использовать следующую модель, предложенную А.Д. Шереметом и Р.С. Сайфулиным:
, (18)
где Т↑СК — темп прироста собственного капитала;
Пр — реинвестированная прибыль;
СК — собственный капитал;
ЧП — чистая прибыль;
ВР — выручка от реализации;
K — общая сумма капитала.
2. Комплексная экономическая оценка производственно-финансовой деятельности предприятия
2.1 Общая характеристика предприятия
Закрытое акционерное общество "Орелпродукт" было открыто 27.04.2002 г. по адресу: Орловская область, г. Мценск, улица Промышленная дом 2а. Генеральным директором предприятия является Санюкович Сергей Владимирович. Предприятие специализируется на производстве мясных и мясорастительных консервов. Оно состоит из шести основных структурных подразделений (цехов), непосредственно участвующих в процессе производства продукции:
1. Жестяно-баночный цех;
2. Цех мясной резки;
3. Цех фасовки мяса и мясорастительных продуктов;
4. Цех стерилизации консервов;
5. Цех этикетировки консервов;
6. Складское хозяйство.
В жестяно-баночном цехе производят банку и крышку к ней, в цехе мясной резки разделывают мясо, составляю фарши, колбасы, каши и паштеты, в цехе фасовки мяса и мясорастительных продуктов с помощью специального оборудования фасуют мясные замесы в жестяные и алюминиевые банки и герметично закатывают их крышками. После чего продукция попадает в цех стерилизации консервов и определенное время, установленное для каждого вида продукции, стерилизуется в автоклавах. Герметично закрытая и простерилизованная банка с мясными и мясорастительными продуктами отвозится в цех этикетировки, где на каждую банку, с помощью специального оборудования, наклеивается этикетка, соответствующая названию содержимого банки. Проэтикетированная и упакованная на турбопаках продукция отправляется на склад готовой продукции, откуда она реализуется.
2.2 Анализ прибыли и рентабельности ЗАО "Орелпродукт"
Таблица 1 – Анализ формирования прибыли предприятия
за 2008– 2009 гг.
Показатели | 2008г. | 2009г. | Темп роста, % |
1. Объем реализованной продукции | 1300228 | 1364148 | +4,92 |
2. Себестоимость реализованной продукции | 1300061 | 1360149 | +4,62 |
3. Прибыль от реализации | 167 | 3999 | +95,82 |
4. Прибыль от прочей реализации | - | - | - |
5. Прочие доходы | 59360 | 76843 | +22,75 |
6. Прочие расходы | 58281 | 72395 | +19,49 |
7. Балансовая прибыль | 1246 | 8447 | +85,25 |
8. Налог на прибыль: – ставка процента, %; – сумма налога | 4074 20 4074 | 2840 20 2840 | -43,45 |
9. Чистая прибыль | -2843 | 5570 | +151,04 |
10. Доля чистой прибыли в балансовой, % | - | 65,94 | +100,0 |
Вывод:
1. Прибыль от реализации увеличилась в 2009 году почти на 96%, по сравнению с 2008 годом, что свидетельствует об увеличении рентабельности продукции и об относительном снижении издержек;
2. Балансовая прибыль увеличилась в отчетном году на 86%, в связи со значительным увеличением прибыли от реализации, а также из-за увеличения прочих доходов на 23%.
3. Чистая прибыль увеличилась в 2009 году на 151%, а 2008 год был убыточным, т.к. налог на прибыль почти в 3 раза превышал балансовую прибыль.
Таблица 2 – Анализ показателей рентабельности предприятия
за 2008 – 2009 гг.
Показатели | 2008г. | 2009г. | Темп роста, % |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Объем реализованной продукции, тыс. руб. | 1300228 | 1364148 | +4,92 |
2. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. | 34160,5 | 14798 | -130,85 |
3. Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. | 336662 | 321774,5 | -4,63 |
4. Балансовая прибыль, тыс. руб. | 1246 | 8447 | +85,25 |
5. Прибыль от реализации, тыс. руб. | 167 | 3999 | +95,82 |
6. Рентабельность реализации, % | 0,00013 | 0,0029 | +0,0028 |
7. Рентабельность фондов, % | 0,0034 | 0,025 | +0,022 |
8. Себестоимость товарной продукции, тыс. руб. | 1300061 | 1360149 | +4,62 |
9. Среднегодовая стоимости капитала, тыс. руб. | 376339 | 336927,5 | -11,7 |
10. Рентабельность капитала, % | 0,0033 | 0,025 | +0,022 |
11. Рентабельность производства (затрат), % | 0,001 | 0,006 | +0,005 |
Информация о работе Анализ эффективности использования капитала предприятия