Анализ производства и реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:38, курсовая работа

Описание

Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т. д.

Содержание

Введение 3
1 Задачи и информационное обеспечение анализа 4
2 Анализ динамики и выполнения плана производ­ства
и реализации продукции 5
3 Анализ ассортимента и структуры продукции 10
4 Анализ качества произведенной продукции 15
5 Анализ ритмичности работы предприятия 19
6 Анализ факторов и резервов увеличения выпус­ка
и реализации продукции 21
Список литературы 28

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 31.76 Кб (Скачать документ)

 

Мецяц

План поставки продукции

Недопоставка продукции

Выполнение, %

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

Январь

Февраль

Март

……

Декабрь

7500

7800

8000

 

9500

7500

15300

23300

 

95850

-300

-100

-800

 

-

-300

-400

-1200

 

-4800

96,0

98,7

90,0

 

100,0

96,0

97,4

94,8

 

95,0

 

 

Недопоставка продукции  отрицательно влияет не только на итоги  деятельности данного предприятия, но и на работу торго­вых организаций, предприятий-смежников, транспортных орга­низаций и т.д. При анализе  реализации особое внимание следу­ет обращать на выполнение обязательств по госзаказу, коопе­рированным поставкам  и по экспорту продукции.

3       АНАЛИЗ  АССОРТИМЕНТА И СТРУКТУРЫ ПРОДУКЦИИ

 

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельнос­ти оказывают  ассортимент (номенклатура) и структура  про­изводства и реализации продукции.

При формировании ассортимента и структуры выпуска про­дукции предприятие должно учитывать, с  одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологи­ческих, финансовых и других ресурсов, имеющихся  в его распо­ряжении. Система  формирования ассортимента включает в  себя следующие основные моменты:

Ø определение текущих  и перспективных потребностей поку­пателей;

Ø оценку уровня конкурентоспособности  выпускаемой или планируемой  к выпуску продукции;

Ø изучение жизненного цикла  изделий и принятия своевре­менных мер по внедрению новых, более  совершенных видов продукции  и изъятие из производственной программы  мораль­но устаревших и экономически неэффективных изделий;

Ø оценку экономической эффективности  и степени риска из­менений в  ассортименте продукции.

    Оценка выполнения  плана по ассортименту продук­ции  обычно производится с помощью  одноименного коэффици­ента, который  рассчитывается путем деления  общего фактичес­кого выпуска  продукции, зачтенного в выполнение  плана по ассортименту, на общий  плановый выпуск продукции (продукция,  изготовленная сверх плана или  не предусмотренная планом, не  засчитывается в выполнение плана  по ассортименту). Из табл. 3.1 видно,  что план по ассортименту продукции  выполнен на 95,9 %  (92 064 / 96 000 х 100) .

 

Таблица 3.1

Выполнение плана по ассортименту продукции

 

 

Изделие

 

 

Объем производства

продукции в плановых ценах,

млн. руб.

Процент

выполнения

плана

Объем продукции,

зачтенный в выполнение

плана по ассортименту

А

В

С

D

28800

33600

19200

14400

25200

33264

22176

20160

87,5

99,0

115,5

140,0

25200

33 264

19200

14400

Итого

9600

100800

105,0

92064

 

Причины недовыполнения плана  по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним  относятся конъюнктура рынка, изменение  спроса на отдельные виды про­дукции, состояние материально-технического обеспечения, нес­воевременный ввод в  действие производственных мощностей  предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недос­таток  электроэнергии, низкая культура производства, недостат­ки в системе управления и материального стимулирования.

Увеличение объема производства (реализации) по одним ви­дам и сокращение по другим видам продукции приводит к изме­нению ее структуры, т.е. соотношения  отдельных изделий в об­щем их выпуске. Выполнить план по структуре  — значит сохранить в фактическом  выпуске продукции заплани­рованные соотношения отдельных ее видов.

    Изменение структуры  производства оказывает большое  влияние на все экономические  показатели: объем выпуска в стоимостной  оценке, материалоемкость, себестоимость  товарной продукции, прибыль,  рентабельность. Если увеличивается  удельный вес более дорогой  продукции, то объем ее выпуска  в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.

Расчет влияния структуры  производства на уровень пере­численных показателей можно произвести способом, цепной подстановки (табл. 3.2), который  позволяет абстрагировать­ся от всех факторов, кроме структуры продукции:

=100800 млн. руб.

=98500 млн. руб.

=100 800-98 500 = +2300 млн. руб.

Таблица 3.2

Анализ структуры товарной продукции

Изделие

Оптовая

цена

за 1 туб, тыс. руб.

Объем

производства продукции,

туб*

Товарная продукция в  ценах плана, млн. руб.

Изменение товарной продукции  за счет структуры, млн. руб.

план

факт

план

Фактически

при плановой

структуре

факт

А

В

С

D

5000

6000

7000

7500

5760

5600

2743

1920

5040

5544

3168

2688

28800

33600

19200

14400

29550

34 475

19 700

14755

25200

33264

22 176

20 160

-4350

-1211

+2476

+5385

Итого

-

16023

16440

96000

98500

100800

+2300

 

* туб - тысяч условных  банок.

Данные графы 5 получены умножением показателя графы 4 по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по товарной продукции в  целом по предприятию в условно-на­туральных единицах ():

 

= 16 440 / 16 023 = 1,026025.

 

Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 102,6025 % по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в  ценах плана составил бы 98 500 млн. руб. При фактической структуре  он выше на 2300 млн. руб. Это значит, что  увеличилась доля бо­лее дорогой  продукции в общем ее выпуске.

Такой же результат можно  получить и более простым спосо­бом, а именно способом процентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по про­изводству  продукции, расчитанными на основании  стоимос­тных () и условно-натуральных  показателей (можно в нормо - часах) () умножим на запланированный выпуск валовой продукции в стоимостном  выражении):

(1,05 - 1,026025) х 96 000 млн. руб. = +2300 млн. руб.

 

 

Таблица 3.3

Расчет изменения средней  цены

1туб за счет структурного  фактора

 

 

 

тыс. руб.

В

С

D

Изделие

Оптовая цена

1 туб, тыс. руб.

Структура продукции, %

Изменение

средней цены за счет структуры, тыс. руб.

план

факт

+,-

А

5000

6000

7000

7500

35,95

34,95

17,12

11,98

30,66

33,72

19,27

16,35

-5,28

-1,23

+2,15

+4,36

-264,0

-73,8

+150,5

+327,3

Итого

-

100

100

-.

+140,0

 

Для расчета влияния структурного фактора на объем про­изводства  продукции в стоимостном выражении  можно исполь­зовать также способ абсолютных разниц. Сначала необходи­мо  определить, как изменится средний  уровень цены 1 туб () за счет структуры (табл. 3.3):

 

Затем, умножая полученный результат на общий фактичес­кий объем производства продукции в  условно-натуральном вы­ражении, узнаем изменение объема товарной продукции  в сто­имостном выражении:

 

140 тыс. руб. х 16 440 туб  = +2300 млн. руб.

 

Расчет влияния структурного фактора на изменение вы­пуска продукции  в стоимостном выражении можно  произвес­ти и с помощью средневзвешенных цен (если продукция од­нородная). Для  этого сначала определяется средневзвешен­ная  цена при фактической структуре  продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактичес­кий общий объем производства продукции в условно-нату­ральном выражении:

 

 

 

6131 тыс. руб.

 

5991 тыс. руб.

 

+140 тыс. руб. х 16 440 = +2300 млн. руб.

Аналогичным образом определяется влияние структуры реа­лизованной продукции на сумму выручки (табл. 3.4).

Приведенные данные показывают, что за счет изменения структуры  продукции выручка от ее реализации увеличилась на 2185 млн. руб. Это свидетельствует  об увеличении удельного веса более  дорогих изделий С и D в общем  объеме продаж.

 

Таблица 3.4

Расчет влияния структуры

реализованной продукции  на сумму выручки

 

Изделие

Оптовая цена 1 туб, млн. руб.

Объем реализации продукции, туб

Выручка по плановым ценам, млн. руб.

Изменение выручки за счет структуры продукции, млн. руб.

план

факт

план

Факт при план структуре

факт

A

B

C

D

5,0

6,0

7,0

7,5

5700

5600

2700

1900

4850

5300

3050

2560

28500

33600

18900

14250

28250

33305

18735

14125

24250

31800

21350

19200

-4000

-1505

+2615

+5075

Итого

-

15900

15760

95250

94415

96600

+2185

 

Используя описанные выше приемы, можно определить влия­ние структуры продукции и на другие показатели деятельности предприятия: трудоемкость, материалоемкость, на общую  сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показа­тели, что позволит комплексно, всесторонне  оценить эффектив­ность ассортиментной и структурной политики предприятия.

 

4       АНАЛИЗ  КАЧЕСТВА ПРОИЗВЕДЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

 

Важным показателем деятельности промышленных предприя­тий является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и  удержания позиций на рын­ке. Высокий  уровень качества продукции способствует повыше­нию спроса на продукцию и  увеличению суммы прибыли не толь­ко  за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции - понятие, которое характеризует па­раметрические, эксплуатационные, потребительские, техноло­гические, дизайнерские свойства изделия, уровень  его стандар­тизации и унификации, надежность и долговечность. Различа­ют обобщающие, индивидуальные и косвенные  показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют  качество всей произведенной продукции  независимо от ее вида и назначения:

а) удельный вес новой продукции  в общем ее выпуске;

б) удельный вес продукции  высшей категории качества;

в) средневзвешенный балл продукции;

г) средний коэффициент  сортности;

    д) удельный  вес аттестованной и неаттестованной  продукции;

    е) удельный  вес сертифицированной продукции;

   ж) удельный вес  продукции, соответствующей мировым  стандартам;

   з) удельный вес  экспортируемой продукции, в том  числе в высокоразвитые промышленные  страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества

продукции характеризуют  одно из ее свойств:

а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержа­ние железа в руде, содержание белка в продуктах  питания);

б) надежность (долговечность, безотказность в работе);

в) технологичность, т.е. эффективность  конструкторских и технологических  решений (трудоемкость, энергоемкость);

г) эстетичность изделий.

Косвенные показатели - это  штрафы за некачественную продукцию, объем  и удельный вес забракованной  продукции, удельный вес зарекламированной  продукции, потери от брака и др.

Первая задача анализа - изучить  динамику перечислен­ных показателей, выполнение плана по их уровню, причины  их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качес­тва продукции.

    Как видно из  табл. 4.1, за отчетный год на  предприятии проделана определенная  работа по улучшению качества  про­дукции и повышении ее  конкурентоспособности, о чем  свиде­тельствует увеличение удельного  веса продукции высшей кате­гории  качества и экспортируемой продукции.

 

 

Таблица 4.1

 

Анализ обобщающих показателей  качества продукции

 

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

план

факт

Средневзвешенный балл качества продукции

Удельный вес,  %:

продукции высшей категории  качества;

экспортируемой продукции;                               забракованной продукции;            зарекламированной продукции;    

Потери от брака, млн руб.

0,70

 

 

75

12,5

0,55

0,30

450

0,75

 

 

76

15,6

0,40

0,25

350

0,74

 

 

78

15,7

0,50

0,20

420

 

По продукции, качество которой  характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого  сорта (кон­диции) в общем объеме производства, средний коэффициент  сор­тности, средневзвешенная цена изделия  в сопоставимых услови­ях. При оценке выполнения плана по первому показателю фак­тическую долю каждого сорта  в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества - с данными прошлых периодов.

Средний коэффициент сортности  можно определить дву­мя способами: отношением количества продукции I сорта  к об­щему количеству; отношением стоимости продукции всех сор­тов  к возможной стоимости продукции 1 сорта (табл. 4.2):

 

Отсюда коэффициент сортности: по плану - 0,833 (28 800/ /34 560), фактически - 0,908 (27 468/30 240). Выполнение плана по качеству - 109 % (0,908/0,833). Средневзвешенная цена по плану - 500 тыс. руб., фактически - 545 тыс. руб., что по отношению к плану  также составляет 109 %.

 

 

Таблица 4.2

Анализ качества продукции

 

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции