Анализ ритмичности производства продукции на примере ОАО «Белгородский молочный комбинат»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 18:18, курсовая работа

Описание

Последнее привело к усилению взаимосвязей между различными хозяйственными подразделениями, взаимообусловленности изменений на них уровня затрат и результатов. Поэтому неритмичная работа имеет следствием уменьшение объема производства продукции (за счет недовыполнения плана в отдельные периоды по всей цепочке этих связей), затруднения в ее реализации, транспортировке (в периоды, когда имеет место перевыполнение плана), что, в конечном счете, приводит к уменьшению объема реализованной продукции, что и подтверждает актуальность темы курсовой работы. Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать особенности организации ритмичной работы предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1.Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Белгородский молочный комбинат …………………………….. 6
1.1.Историческая справка ОАО «БМК»…………………………… 6
1.2. Организационная и производственная структура предприятия……………………………………………………….. 7
1.3.Труд и заработная плата………………………………………….. 9
1.4. Рынок сбыта продукции………………………………………….. 10
1.5. Финансовые результаты деятельности ОАО «БМК»…………... 11
Глава 2. Методика анализа ритмичности производства продукции…. 16
Глава 3. Анализ ритмичности производства продукции на примере ОАО «БМК»………………………………………………………………. 22
Заключение…………………………………………………………………. 26
Список использованных источников……………………………………. 28

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 129.89 Кб (Скачать документ)

1.4. Рынок сбыта продукции

 

В настоящее время производство продукции тесно взаимосвязано  со стабильным рынком сбыта. Координирующим звеном в работе с постоянными  покупателями нашей продукции и  привлечением новых клиентов является служба продаж.

Рынок сбыта продукции  ОАО «БМК» можно разделить  на  местный и региональный, каждый из которых имеет характерные  принципиальные особенности.

Местный рынок сбыта обеспечивает продажи, прежде всего, пастеризованной  продукции, имеющей короткий (до 10 дней) срок хранения. Местный рынок - это  рынок продуктов питания первой необходимости: молока пастеризованного, сметаны, творогов и сырково-творожных  изделий, масла и др. социально  значимых продуктов. На местном рынке  пастеризованной продукции ОАО  «БМК» является монополистом, хотя существует большая конкуренция  со стороны местных производителей молочной продукции.

Региональный рынок в  силу географической удаленности обеспечивается стерилизованной продукцией, имеющей  большой срок хранения (3-6 месяцев) и  маслом. Наиболее важными стерилизованными продуктами в стратегическом отношении  является молоко стерилизованное 3,2%, 2,5% и 1,5% жирности «Белый Город», молоко стерилизованное 3,5%, 1,8%, 0,5% жирности «Пармалат», соки, нектары, напитки «Сантал» и «4 сезона».

Т.е. делаем вывод что у  соков региональный рынок сбыта  продукции, так как у них большой  срок хранения.

 

 

 

 

1.5.Финансовые  результаты деятельности

ОАО «Белгородский  молочный комбинат»

 

Финансовые результаты деятельности ОАО «БМК», полученные в 2010 - 2011 гг., отражены в табл. 1.

 

 

Таблица 1

Финансовые результаты деятельности ОАО «БМК» в 2010-2011 годы

Наименование показателя

2010

2011

Отклонения 

тыс.руб

%

тыс.руб

%

тыс.руб

%

Выручка (нетто) от продажи  товаров (за минусом НДС, акцизов  и аналогичных платежей)

2 837 913

100,00

3 131 530

100,00

293 617

10,35

Себестоимость реализации

2 393 901

84,354

2 536 048

80,98

142 147

5,94

Коммерческие расходы

256 978

9,06

306 721

9,79

49 743

19,36

Управленческие расходы

82 532

2,9

90 432

2,89

7 900

9.57

Прибыль (убыток) от продаж

104 502

3,68

198 329

6,33

93 827

89,78

Итого доходов, в т.ч.

3 085 031

100,00

3 248 680

100,00

163 649

5,30

Прочие доходы

246678

8,00

117 008

3,60

129 670

52,57

Прочие расходы

180 517

5,85

155 917

4,80

24 600

13,63

Сальдо прочих доходов  и расходов

66161

2,14

38 909

1.20

105 070

158,81

Прибыль (убыток) до налогообложения

170 663

5,53

159420

4,91

243

6.5

Текущий налог на прибыль  и обязательные платежи

50 218

1.63

36 215

1,11

14 003

27,88

Чистая прибыль (убыток)

120 445

3,90

123 205

3,79

2 760

2,29


 

 

Выручка от реализации за 2011 год составила 3 131 530 тыс. руб., что по сравнению с прошлым годом больше на 293 617 тыс. руб., или на 10,35 %.

Себестоимость за отчетный период выросла на 142 147 тыс. руб., или на 5,94%, и составила 2 536 048 тыс. руб. Основным фактором роста себестоимости является рост материальных расходов.

Коммерческие расходы в 2011 году выросли на 49 743 тыс. руб., или 19,36% по сравнению с 2010 годом. Данный рост обусловлен следующими факторами:

• увеличением затрат на доставку готовой продукции на 27 518 тыс. руб. (с 46 230 тыс. руб. в 2010 году до 73 748 тыс. руб. в 2011 году);

• увеличением затрат по Роялти на 11 370 тыс. руб. (с 85 938 тыс. руб. в 2010 году до 97 308 тыс. руб. в 2011 году);

• увеличением расходов на аренду складских и офисных помещений на 4 193 тыс. руб. (с 2 965 тыс. руб. в 2010 году до 7 158 тыс. руб. в 2011 году).

Прибыль от основной деятельности составила 198 329 тыс. руб., что на 93 827 тыс. руб., или на 89,78 % выше уровня 2010 года.

Чистая прибыль отчетного периода составила 123 205 тыс. руб., что на 2 760 тыс. руб. выше уровня 2010 г.

Оценка эффективности  деятельности ОАО «БМК» за 2010 - 2011 гг. произведена на основе  расчета показателей оборачиваемости и рентабельности в табл. 2.

Значения рассчитанных в  табл. 2 показателей рентабельности, свидетельствуют о стабильном развитии и эффективности деятельности ОАО «БМК» в 2011 году.

 

 

 

 

Таблица 2

Эффективность деятельности ОАО «БМК» в 2010-2011гг.

Наименование показателя

2010

2011

Отклонение (+,-)

Показатели рентабельности

Рентабельность продаж, %

3,68

6,33

2,65

Рентабельность основной деятельности, %

3,82

6,76

2,94

Общая рентабельность отчетного периода, %

4,66

5,07

0,41

Рентабельность собственного капитала, %

11,92

11,71

0,21

Показатели оборачиваемости

Длительность хранения запасов (сырье, материалы), дн.

35,55

33,90

1,66

Длительность хранения готовой  продукции, дн.

10,66

10,40

0,25

Срок оборачиваемости  средств в расчетах (дебиторской  за-долженности), дн.

49,01

47,77

1,24

Срок оборачиваемости  кредиторской задолженности, дн.

20,20

24,66

4,46

Срок оборачиваемости  собственного капитала, дн.

128,21

120,97

7,24


 

Рост показателей прибыли от продаж повлиял на рост показателей рентабельности за 2011 г.

Рентабельность продаж в  отчетном году составила 6,33 %, что выше уровня 2010 года на 2,65%. Данное изменение обусловлено увеличением прибыли от продаж на 89,78% при незначительном росте себестоимости продукции (5,94%) по сравнению с уровнем 2010 года.

В 2011 году по сравнению с 2010 годом было получено больше на 2,94 руб. прибыли от реализации продукции  со 100 руб. полных затрат на реализацию, что отражает показатель рентабельности основной деятельности.

Показатель рентабельности собственного капитала снизился. Так, со 100 рублей, вложенных собственником, было получено в 2011 году 11,71 руб. прибыли до вычета налогов и процентов по кредитам, что на 0,21 руб. меньше, чем в прошлом году.

Раскрытие в бухгалтерской отчетности информации о связанных сторонах, осуществляется согласно Положению по бухгалтерскому учету 11/2008 «Информация о связанных сторонах».

В 2011 г. наблюдается сокращение в пределах от 0,25% до 10% практически всех показателей продолжительности оборота капитала и его отдельных составляющих по сравнению с 2010г. Это свидетельствует о росте деловой активности и оборачиваемости ОАО «БМК» в 2011 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методика анализа  ритмичности 

производства  продукции

 

Ритмичность – равномерный  выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом.

От ритмичности следует  отличать равномерность работы предприятий, под которой понимается равный фактический  выпуск продукции в равные отрезки  времени в течение отчетного  периода.

Оба понятия тесно взаимосвязаны. Как правило, равномерная работа предприятия является основой его  ритмичной работы и наоборот. Поэтому  под ритмичностью следует понимать равномерность выполнения плановых заданий в отдельные отрезки  анализируемого периода.

Нарушение ритмичности в  работе предприятия приводит к тому, что в отдельные периоды времени  оборудование работает с перегрузкой, предприятие прибегает к сверхурочным работам и переброске рабочих  на работы, не соответствующие их квалификации. На складах предприятия скапливаются значительные сверхплановые запасы готовой продукции, тогда как  в другие периоды недоиспользуются производственные мощности, транспортные средства, простаивает рабочая сила, не выполняются графики отгрузки продукции в связи с ее отсутствием  на складах и т. д.

Все это влечет за собой  значительные непроизводительные расходы  и потери, а именно: недоиспользование  производственных мощностей, оплату целодневных  и внутрисменных простоев, доплаты  рабочим до среднего и за работу в сверхурочное время, потери от брака  и ухудшение качества продукции, увеличение расходов на ремонт оборудования, уплату штрафов за недоиспользование  различных видов транспортных средств, за неравномерную и неполную отгрузку продукции и т. п. Нарушение полноты  и сроков отгрузки в свою очередь  приводит к неравномерному поступлению  денежных средств за реализованную  продукцию. В результате снижается  уровень платежеспособности предприятия. Оно уплачивает штрафы, пени и повышенные проценты за просроченные платежи бюджету, банкам, поставщикам и другим организациям.

В итоге происходит удорожание себестоимости, снижаются прибыль  и рентабельность, ухудшается финансовое положение предприятия.

Таким образом, нарушение  ритма работы оказывает отрицательное  влияние не только на деятельность смежных предприятий, но и на показатели производственно-хозяйственной деятельности самого предприятия, работающего неритмично (рис 1).

Для характеристики ритмичности  выпуска продукции используется ряд методов. Наиболее простым является метод, при котором фактический  выпуск продукции по декадам либо пятидневкам в абсолютной сумме  или в процентах сравнивается с плановым. Естественно, что при  определении доли (процента) выпуска  продукции за декаду по плану следует  учитывать количество рабочих дней в декаде, что особенно важно для  предприятий с прерывным процессом  производства. Доля (процент) фактического выпуска продукции за декаду определяется как отношение суммы выпуска  продукции за декаду к сумме выпуска  продукции, предусмотренной на весь месяц по плану. В практике иногда используются также показатели доли декадных выпусков продукции в фактическом  выпуске за месяц. Однако такой метод, как правило, дает искаженную оценку ритмичности работы предприятия, особенно при перевыполнении плана выпуска  продукции. Существенным недостатком  этих показателей является то, что  они дают лишь общую характеристику ритмичности и фактически не дают количественной ее оценки. Такая оценка может быть получена с помощью  коэффициентов ритмичности и  аритмичности.

 

 

 

 

 

 

Рис.1 Влияние аритмичности производства продукции на экономические показатели

 

Существуют прямые показатели оценки ритмичности, к которым относят:

- коэффициент ритмичности  (Крм). Он определяется отношением  фактического (но не выше планового  задания) выпуска продукции (или  ее удельного веса) к плановому  выпуску (удельному весу).

- коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратичного  отклонения от плановых заданий  (за сутки, декаду, месяц и т.д.) к среднесуточному (среднедекадному,  среднемесячному и т.д) плановому  выпуску. 

Коэффициент ритмичности  исчисляется по следующей формуле:

    

где     фактический выпуск продукции в пределах плана;

  • объем продукции по плану.

Коэффициент вариации определяется по формуле:

 

где q1p1 – фактический  выпуск продукции;

q0p0 – плановый выпуск  продукции;

  – среднесуточный (среднедекадный, среднемесячный и т.д.) плановый  выпуск продукции;

n – число суммированных  плановых заданий.

Косвенными показателями ритмичности являются наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и  несвоевременную отгрузку продукции  и др.

В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности  предприятия по выпуску продукции  в связи с неритмичной работой. Для этого используют:

а) разность между плановым и засчитанным выпуском продукции;

б) разность между фактическим  и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего  среднесуточного (среднедекадного) объема производства.

Далее следует рассмотреть  коэффициенты аритмичности, которые  практически характеризуют равномерность  выполнения плана по продукции, поскольку  методика их расчета строится с учетом как отрицательных, так и положительных  отклонений фактического суточного  выпуска от планового, в связи  с чем выделяются:

а) коэффициент отрицательной  аритмичности:

       

 где   сумма отрицательных отклонений;

б) коэффициент положительной  аритмичности:

   

где  сумма положительных отклонений;

в) полный коэффициент аритмичности:

   

Полный коэффициент аритмичности по существу представляет собой линейный коэффициент вариации, где в числителе  средняя величина отклонений фактических  суточных выпусков от соответствующих плановых, а в знаменателе средний суточный выпуск по плану:

   

 

Коэффициент отрицательной  аритмичности может быть определен  так же, как разность между рассмотренным  выше коэффициентом ритмичности  и единицей:

Информация о работе Анализ ритмичности производства продукции на примере ОАО «Белгородский молочный комбинат»