Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 16:58, курсовая работа
Цель работы – провести анализ существующей на предприятии системы управления, оценить ее организационную структуры, специализации и объемам производства.
Исходя из поставленной цели, сформулированы задачи исследования:
изучить теоретические основы системы управления организации;
провести анализ эффективности производительности труда предприятия;
разработать рекомендации по улучшению основных экономических показателей предприятия ОАО «Завод железобетонных изделий».
Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с ее непрерывным совершенствованием и развитием. При этом совершенствование организации должно осуществляться в соответствии с объективными требованиями производства и реализации продукции, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров предприятия.
Изменение условий производственной деятельности организации, необходимость адекватного приспособления к ней системы управления. Речь идет, прежде всего, о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночной системы хозяйствования, связанными с удовлетворениями в первую очередь индивидуальных потребностей, обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах
Система управления предприятиями должна отвечать современным рыночным условиям:
•
обладать высокой гибкостью
• быть адекватной сложной технологии производства, требующей совершенно новых форм контроля, организации и разделения труда;
•
учитывать серьезную
• учитывать изменение структуры издержек производства;
Это далеко не полный перечень проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. Для реализации их существует объективная необходимость в анализе существующего положения.
Различного рода нововведения проявляют себя на предприятиях в форме организационного совершенствования системы управления, что требует уточнения отдельных связей, параметров системы, применения более эффективных способов их реализации, повышения уровня надежности и т.д. Организационное совершенствование системы (ее подсистем или элементов) затрагивает уже не только отдельные связи, но и структуру управления в целом. А это, в свою очередь, требует установления и обеспечения новых связей, устранения излишних связей, существенного изменения функций управления и способов принятия управленческих решений.
Развитие
и совершенствование
Объектом курсовой работы взято предприятия ОАО «Завод железобетонных изделий».
Предметом исследования является система производственных и финансовых показателей предприятия ОАО «Завод железобетонных изделий».
Цель работы – провести анализ существующей на предприятии системы управления, оценить ее организационную структуры, специализации и объемам производства.
Исходя из поставленной цели, сформулированы задачи исследования:
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав и заключения.
Во введении дается обоснование темы, раскрываются ее актуальность и значение, формулируются цели и задачи исследования.
В первой главе на основе исследования теоретического материала раскрывается сущность системы управления организацией и его структуры.
Во второй главе рассматривается анализ и оценка уровня организации производство и управление.
В заключении раскрыты выводы по данной курсовой работе, тенденции и перспективы развития предприятия.
При
написании данной курсовой работы использованы
труды российских экономистов Акбердин Р.З.,
Кибанов А.Я., Баканов М.И., Шеремет А.Д., Бовыкин В.И.,
Белоусова Р.А., Селезнева А.З. и другие,
методическая, научная и учебная литература,
нормативные документы, законодательные
акты и статьи периодической печати.
ГЛАВА
1. Система управления
организацией: теоретический
аспект
В
последние десятилетия изучение
организаций и их поведения стало
главной задачей исследований, проводимых
совместно представителями
В общем смысле под организацией (социальной организацией) имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп.
В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий [29 с. 95].
Существует
множество определений
Одна из трудностей определения этого понятия состоит в том, что организация (процесс организации) не представляет собой конкретной, материальной сущности, но вместе с тем она может иметь ряд свойств как материальных, так и нематериальных. Так, любая фирма обладает многими материальными объектами, имуществом, активами и т.д., но она имеет также много социальных аспектов, которые нельзя увидеть или потрогать, например, человеческие отношения.
Во многих современных работах по проблемам организации в качестве основы для анализа используется подход к организации как к естественной системе.
Во взаимоотношениях людей внутри организации существует иерархия – принцип структурной организации сложных многоуровневых систем, состоящий в упорядочении взаимодействий между уровнями в порядке от высшего к низшему [24, 57].
Каждый из двух или более уровней выступает как управляющий по отношению ко всем нижележащим и как управляемый, подчиненный по отношению к вышележащим. В иерархически построенной системе каждый уровень специализируется на выполнении определенного круга функций, причем на более высоких уровнях иерархии преимущественно осуществляются функции согласования, интеграции. Иерархия в организации систем необходима в связи с тем, что управление в них связано с получением, переработкой и использованием больших массивов информации. На нижних уровнях используется конкретная, охватывающая лишь отдельные стороны функционирования системы, информация, а на более высокие уровни поступает обобщенная информация, характеризующая условия существования всей системы, и принимаются решения, относящиеся к системе в целом.
В целом можно сказать, что, сущность организации проявляется в реализации своих целей через достижение личностных. Без этого союза между целым и элементами нет организации как системы. Люди будут объединяться и работать в организации только тогда, когда будут получать то, что нужно каждому из них, т.е. доход, общение, реализацию своих способностей, а также профессиональное продвижение [28 с. 102].
Таким образом, можно получить практическое определение организации: организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Важно также подчеркнуть, что существует несколько подходов к анализу организации как объекта управления [18 с. 64].
Одним из наиболее сложных и детально проработанных способов анализа организаций и систем управления стал системный подход. В рамках этого подхода организация рассматривается как система, т.е. некая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит вклад в характеристики целого. Возникновение этого общенаучного подхода связано с именем австрийского биолога Л. фон Берталанфи, эмигрировавшего в США в 1930-х годах[24 с. 66].
Солидную теоретическую конструкцию в рамках системного подхода разработали Эрик Трист и Фред Эмери. Согласно их теории организация представляет собой открытую социотехническую систему, т.е. включает в себя как технические (механические), так и социальные подсистемы, и функционирует в контексте своего окружения. Как и любая система, организация характеризуется определенной степенью энтропии. Выживание и развитие организации неразрывно связано со скоростью обновления её отдельных элементов и подсистем.
Подсистемами называются крупные составляющие сложных организаций, выполняющие определенную функцию. Интересную системную модель организации разработал профессор Дарденской школы бизнеса профессор Джеймс Клоусон. Исследователь выделяет шесть основных подсистем, необходимых для выживания и развития открытой системы:
Сущность
системного подхода заключается
в формировании системного мышления,
основные принципы которого: видеть взаимосвязи,
а не линейные цепочки причинно-следственных
связей; видеть процессы изменений, а не
статичные состояния.
1.2
Состав и структура
системы управления
организацией
Современные
организации относятся к числу
сверхсложных систем. Их сложность
превышает возможности
Имеются различные способы уменьшения сложности организаций. В частности, широко используется метод «черного ящика», при котором наблюдатель не вникает в особенности функционирования самостоятельного структурного подразделения, а воздействует через стимулы на «вход» и оценивает «выход» по результату. Другими приемами снижения сложности является систематизация, декомпозиция, агрегирование, объяснение явлений одной природы путем привлечением теории о явлениях другой природы.
Эффективным методом преодоления сложности социальных организаций является формализация и стандартизация поведения отдельных подсистем, компонентов и элементов системы. К основным направлениям здесь следует отнести: