Анализ затрат на производство молочной продукции ОАО «Оршанский молочный завод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 05:38, дипломная работа

Описание

Главный мотив деятельности любого предприятия в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. Поскольку издержки это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством предприятия невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу.

Содержание

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ОРШАНСКИЙ ОЛМОЛОЧНЫЙ ЗАВОД»
1.1 Организационно-правовой статус предприятия и структура управления
1.2 Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия
1.3 Анализ финансового состояния предприятия
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАТРАТ НА ПРПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ
2.1 Сущность и методика анализа издержек предприятия
2.2 Классификация затрат на производство продукции предприятия
2.3 Технико-экономические факторы и резервы снижения себестоимости
2.4 Основные направления снижения затрат на производство продукции предпредприятия
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО МОЛОЧНОЙ ПРПРОДУКЦИИ И ПУТИ ЕЕ СНИЖЕНИЯ НА ОАО «ОМЗ»
3.1 Анализ себестоимости производимой продукции предприятия
3.2. Факторный анализ себестоимости отдельных видов продукции
3.3. Определение резервов снижения себестоимости продукции ОАО 1111«Оршанский молочный завод»
3.4 Разработка мероприятий по снижению затрат на производство молочной 1111продукции предприятия

Работа состоит из  1 файл

Анализ затрат на производство молочной продукции ОАО «Оршанский молочный завод».docx

— 248.84 Кб (Скачать документ)

Главный бухгалтер в соответствии с действующим законодательством  формирует учетную политику предприятия, обеспечивая финансовую устойчивость предприятия.

Учет на предприятии ведется  по журнально-ордерной форме счетоводства. Начисление амортизации основных средств  производится по единым нормам. Амортизация  нематериальных активов начисляется  линейным способом, на основе срока  их полезного использования.

Списание сырья, материалов на производство производится по средней  себестоимости. Готовая продукция  оценивается в балансе по фактической  себестоимости.

Выручка от реализации продукции  и в целях налогообложения  определяется по мере отгрузки продукции  и предъявления покупателем расчетных  документов.

При контроле исполнения оценивается  работа трудящегося, поощряется выполнение заданных системой управления требований и наказываются за нарушения. На ОАО  «Оршанский молочный завод» достаточно широко используются методы материального  и морального стимулирования работников. На выплату вознаграждений по итогам работы за год создается резерв в  размере 10% от начисленной заработной платы. Так на 1 января 2005 года этот резерв создан в сумме 77 тысяч рублей.

В процессе производства все  подразделения предприятия действуют  взаимосвязано. Для их согласованной  деятельности четко определены регламент  работы каждого звена, методы и формы  их взаимосвязи. Для каждого работника  определены права, обязанности и  ответственность.

1.2 Анализ основных экономических  показателей деятельности предприятия

В данном разделе проведем анализ основных экономических показателей  ОАО «Оршанский молочный завод». Проанализируем основные показатели деятельности предприятия  за 2003-2005 гг. (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Основные экономические  показатели ОАО «Оршанский молочный завод» за 2003 - 2005 гг.

Показатели

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Изменение

(+, -)

Темп роста, %

2004 г. к

2003 г.

2005 г. к

2004 г.

2004 г. к

2003 г.

2005 г. к

2004 г.

Объем реализованной продукции, тыс. руб.

17352

18419

19578

1067

1159

106,15

106,29

Себестоимость реализованной  продукции, работ, услуг, тыс. руб.

14085

15633

17615

1548

1982

110,99

112,68

Затраты на 1 рубль реализованной  продукции, коп.

81,2

84,9

90,0

3,7

5,1

104,56

106,01

Среднесписочная численность  персонала, чел.

40

36

33

-4

-3

90,00

91,67

Производительность труда 1 работника, тыс. руб./чел.

433,8

511,6

593,3

77,8

81,7

117,93

115,97

Фонд оплаты труда, тыс. руб.

1149

1468

1724

319

256

127,76

117,44

Среднемесячная заработная плата на 1 работника, руб.

2394

3398

4353

1004

955

141,94

128,10

Среднегодовая стоимость  основных фондов, тыс. руб.

3210

3321,5

3286

111,5

-35,5

103,47

98,93

Фондоотдача, руб./руб.

5,4

5,5

6,0

0,1

0,5

101,85

109,09

Прибыль от реализации, тыс. руб.

1133

302

322

-831

20

26,65

106,62

Балансовая прибыль, тыс. руб.

943

154

29

-789

-125

16,33

18,83

Чистая прибыль, тыс. руб.

721

87

-9

-634

-96

12,07

-10,34

Рентабельность продаж, %

5,4

0,8

0,1

-4,6

-0,7

14,81

12,50


На основании данных таблицы  можно сделать следующие выводы: наблюдается стабильный рост объема реализованной продукции, за 3 года он составил 2226 тыс. руб. или 12,4%. Также  происходит и рост себестоимости  продукции, который за 3 года составил 3530 тыс. руб. или на 23,5%.

В 2004 году выручка от продажи  товаров, продукции и услуг составила 18419 тыс. руб., что на 1067 тыс. руб. больше уровня 2003 года. Темп роста составил 6,1%. Себестоимость реализованной  продукции возросла в 2004 году на 1548 тыс. руб. или на 11% по сравнению с  прошлым годом. Затраты на 1 рубль  реализованной продукции в 2004 году возросли на 3,7 копеек или на 4,6 % по сравнению  с 2003 годом и составили 84,9 копеек на 1 рубль реализованной продукции.

Выручка от продажи товаров, продукции и услуг составила  в 2005 году 19578 тыс. руб. против 18419 тыс. руб. прошлого года, рост составил 6,3%. Одновременно с увеличением выручки наблюдается  увеличение себестоимости по сравнению  с прошлым годом на 12,7%. За счет превышения темпов роста себестоимости  над темпами роста выручки  доля затрат на рубль реализованной  продукции возросла в 2005 году до 90 коп.

Среднесписочная численность  персонала ОАО «Оршанский молочный завод» в рассматриваемом периоде  имела тенденцию к уменьшению. За три года численность персонала  сократилась на 7 человек.

Среднегодовая производительность труда увеличилась, что обусловлено  ростом объемов продаж и снижением  среднесписочной численности работников.

Стабильными темпами происходит увеличение фонда оплаты труда. Рост этого показателя в 2005 году составил 575 тыс. руб. по сравнению с 2003 годом, а среднемесячная заработная плата  на 1 работника увеличилась в 2004 году по сравнению с 2003 годом на 1004 руб. или на 41,9%, в 2005 году – на 955 руб. или  на 28,1% по сравнению с прошлым  годом.

Среднегодовая стоимость  основных средств имеет тенденцию  к росту. Так в 2005 году среднегодовая  стоимость основных фондов увеличилась  по сравнению с 2003 годом на 76 тыс. руб. или на 2,4%. Важный показатель использования  основных средств - фондоотдача в 2004 году увеличился на 0,1 руб./руб. или на 1,9% по сравнению с 2003 годом, а в 2005 году по сравнению с 2004 годом также  возрос на 0,5 руб./руб. или на 9,1%.

В 2004 году прибыль от реализации продукции предприятия сократилась  на 831 тыс. руб. по сравнению с 2003 годом  или более чем в три раза. Балансовая прибыль уменьшилась  в 2004 году на 789 тыс. руб. или более  чем в 6 раз по сравнению с 2003 годом, и в 2005 году – на 125 тыс. руб. или  более чем в 5 раз по сравнению  с прошлым периодом. Чистая прибыль  предприятия сократилась в 2004 году на 634 тыс. руб., в 2005 году наблюдаем чистый убыток предприятия в размере 9 тыс. руб. Соответственно и уменьшаются  показатели рентабельности продаж.

Таким образом, в изучаемом  периоде наблюдаем ухудшение  финансовых результатов деятельности предприятия, снижение массы прибыли  и уменьшение уровня рентабельности. Однако на основе темпов роста продаж, показателей использования средств  производства и трудовых ресурсов, можно сделать вывод об улучшении  работы предприятия в изучаемом  периоде с 2003 по 2005 год.

Основной задачей промышленного  предприятия является наиболее полное обеспечение спроса высококачественной продукции. Темпы роста объемов  производства, повышение её качества непосредственно влияют на величину издержек, также прибыль и рентабельность, поэтому анализ работы промышленного  предприятия начинается с изучения показателей выпуска продукции.

Важное значение для оценки выполнения производственной программы  имеет анализ объема производства и  реализации продукции.

ОАО «Оршанский молочный завод» специализируется на переработке молока и производству молочной продукции.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска продукции и  её реализации, и рассчитываются базисные и цепные темпы роста, при этом объем производства должен быть выражен  в сопоставимых ценах, за основу которых  принимается цена базисного года.

Проведем анализ выпуска  и реализации молочной продукции  ОАО «Оршанский молочный завод» в  табл. 1.2.

Таблица 1.2

Динамика показателей  производства и реализации молочной продукции ОАО «ОМЗ» за 2003-2005 гг.

Показатели

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Изменение

(+, -)

Темп роста, %

2004 г. к

2003 г.

2005 г. к

2004 г.

2004 г. к

2003 г.

2005 г. к

2004 г.

Переработано молока, тонн

1378,3

1319,3

602,6

-59

-716,7

95,72

45,68

Общий объем поступления  молока, тонн

2724,9

2612,0

2669,0

-112,9

57

95,86

102,18

Процент переработки на предприятии, %

55

51

23

-4

-28

92,73

45,10

Отправлено молока на

ОАО «Марийскмолпром», тонн

1378,3

1292,7

2066,4

-85,6

773,7

93,79

159,85

Объем производства молочной продукции, тыс. руб.

9860,9

10959,0

6567,7

1098,1

-4391,3

111,14

59,93

Объем реализации молочной продукции , тыс. руб.

9732

10815

6482,3

1083

-4332,7

111,13

59,94


В 2004 году было переработано 1319,3 тонн молока против 1378,3 тонн молока в 2003 году. Процент переработки молока на предприятии составил в 2004 году 55%. Отправлено молока на ОАО «Марийскмолпром» на 6,21 % меньше, чем в 2003 году.

В 2005 году снизился объем  переработанного молока на 716,7 тонн или более чем в 2 раза, процент  переработки молока составил в 2005 году 23%. В связи с этим возросли суммы  отправленного молока на ОАО «Марийскмолпром» на 773,7 тонн по сравнению с 2004 годом.

Общий объем поступления  молока несколько снизился в 2004 году на 112,9 тонн по сравнению с 2003 годом  и возрос на 57 тонн в 2005 году по сравнению  с предыдущим периодом.

Из таблицы 1.2 видно, что  объем производства продукции в 2004 году увеличился на 1098,1 тыс. руб. или  на 11,1% в сравнении с 2003 годом.

В 2005 году объемы производства и реализации молочной продукции  уменьшились на 40%.

Изобразим графически динамику производства и реализации продукции  ОАО «Оршанский молочный завод» на рис. 1.2.

Рис. 1.2. Динамика производства и реализации молочной продукции  ОАО «ОМЗ» за 2003-2005 гг.

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывает  ассортимент выпускаемой продукции. Ассортимент на ОАО «Оршанский молочный завод» формируется с учетом потребностей потребителей. Проведем анализ производства молочной продукции в натуральном  выражении в табл. 1.3.

Таблица 1.3

Анализ производства продукции  ОАО «Оршанский молочный завод» по ассортименту за 2003-2005 гг., тонн

Показатели

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Изменение

(+, -)

Темп роста, %

2004 г. к

2003 г.

2005 г. к

2004 г.

2004 г. к

2003 г.

2005 г. к

2004 г.

Молоко 2,5% фас. по 0,5 л, 1 л

862,2

746,3

363,4

-115,9

-382,9

86,56

48,69

Молоко 3,7%

23,2

23,8

17,8

0,6

-6

102,59

74,79

Масла крестьянское

26,6

22,4

11,2

-4,2

-11,2

84,21

50,00

Творог

20,5

16,5

11,5

-4

-5

80,49

69,70

Сметана

17,2

30,5

16,3

13,3

-14,2

177,33

53,44

Кефир 2,5% фас. по 0,5 л

97,7

177,3

76,7

79,6

-100,6

181,47

43,26

Обрат

132,2

134,1

56,5

1,9

-77,6

101,44

42,13

Сыворотка

3,5

1,9

2,8

-1,6

0,9

54,29

147,37

                 

Как видим из данных табл. 1.3, основным видом выпускаемой молочной продукции предприятия является пастеризованное молоко 2,5% жирности, фасованного по 0,5 и 1 литру. Однако, его производство уменьшилось на 115,9 тонн в 2004 году по сравнению с 2003 годом и на 382,9 тонн в 2005 году.

В 2004 году возросло производство молока 3,7% на 2,6%, сметаны – на 77,3%, кефира – на 81,5% по сравнению с 2003 годом.

В 2005 году сократились объемы выпуска всей молочной продукции  предприятия. Наибольшие темпы снижения объемов производства у молока 2,5% (51,3%), масла (50%), сметаны (46,7%), кефира (56,7%).

Одним из важнейших факторов повышения эффективности производства промышленного предприятия является обеспеченность их средствами труда  в необходимом количестве и ассортименте и более полное их использование.

Основными средствами называют ту часть капитала предприятия, которая  переносит свою стоимость на стоимость  продукции по частям, в течении  нескольких производственных циклов.

Анализ начинают с изучения динамики стоимости основных средств, затем изучают динамику структуры  и движения основных производственных фондов.

Таблица 1.4

Анализ основных средств  ОАО «ОМЗ» за 2003-2005 гг., тыс. руб.

Показатели

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Изменение

(+, -)

Темп роста, %

2004 г. к

2003 г.

2005 г. к

2004 г.

2004 г. к

2003 г.

2005 г. к

2004 г.

Здания

1311

1311

1311

-

-

100,00

100,00

Сооружения

296

296

296

-

-

100,00

100,00

Машины и оборудование

1167

1214

1199

47

-15

104,03

98,76

Транспортные средства

425

307

322

-118

15

72,24

104,89

Производственный и хозяйственный  инвентарь

4

4

4

-

-

100,00

100,00

Другие виды основных средств

154

154

154

-

-

100,00

100,00

Итого

3357

3286

3286

-71

-

97,89

100,00


Как свидетельствуют данные табл. 1.4, наблюдается незначительное снижение стоимости основных средств  за трехлетний период на 71 тыс. руб. или  на 2,1%. В 2004 году увеличилась стоимость  машин и оборудования и выбили транспортные средства на сумму 118 тыс. руб.

Информация о работе Анализ затрат на производство молочной продукции ОАО «Оршанский молочный завод»