Аренда и лизинг основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 15:11, курсовая работа

Описание

Цель написания работы - рассмотрение вопросов учета основных средств, закрепление теоретических знаний и приобретение навыков ведения бухгалтерского учета. В ней дается детальная классификация и структура основных средств; представлена оценка основных средств; рассмотрены особенности организации учета наличия и движения основных средств, арендных и лизинговых операций.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….….3

Глава 1 Общие понятия бухгалтерского учета основных средств…..……5

1.1 Понятие основных средств и их классификация…………..……5

1.2 Документальное оформление движения основных средств……8

1.3 Оценка основных средств………………………….……………12

Глава 2 Учет наличия и движения основных средств…………….….…...16

2.1 Поступление основных средств………………………………...16

2.2 Учет амортизации основных средств………………………..…19

2.3 Инвентаризация основных средств…………………………......23

2.4 Учет выбытия основных средств…………………………..……26

Глава 3 Аренда и лизинг основных средств………………………….…....29

3.1 Аренда основных средств………………………………...….…..29

3.2 Лизинг основных средств…………………………………….…..30

Заключение ………………………………………………………………..…33

Список использованной литературы…………………………...………..…

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 102.97 Кб (Скачать документ)

     Итоги ведомости начисления амортизации  использую для отражения начисленных  сумм в синтетическом учете. Для  этого применяется счет 02 «Амортизация основных средств». По кредиту этого  счета отражают суммы начисленной амортизации в корреспонденции с дебетом счетов 23, 24, 29, 44 и 91 в зависимости от того, где находятся те или иные основные средства и их целевого назначения. Тем самым амортизация включается в расходы организации как часть стоимости основных средств.

    1. Инвентаризация основных средств.

    Порядок проведения инвентаризации основных средств  и отражение ее результатов в  бухгалтерском учете регулируется «Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (утв. приказом Министерства финансов РФ от 13.06.95 №49).

    Цель  инвентаризации – подтвердить наличие  основных средств в натуре по местам их эксплуатации или местонахождения  по данным бухгалтерского учета.

    Инвентаризация  основных средств является обязательной процедурой в следующих случаях:

  • при реорганизации предприятия (слияние, разделение, присоединение, выделение, преобразование) на дату составления бухгалтерского баланса);
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • после стихийных бедствий (немедленно после их окончания);
  • перед составлением годового отчета (не ранее 1 октября);
  • при выявлении фактов хищения, а также порчи такого имущества (сразу после установления таких фактов);
  • в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или нормативными актами Министерства финансов РФ.

    Инвентаризация  основных средств может проводиться  один раз в три года, а книжного фонда библиотек – один раз  в пять лет.

      В ходе инвентаризации основных средств  кроме проверки их фактического наличия  определяется их комплектность, техническое  состояние и степень использования  по назначению. Для проведения этой работы создается инвентаризационная комиссия. До начала инвентаризации проверяют наличие и состояние инвентарных карточек, технических паспортов, документов на созданные и принятые в аренду основные средства, подготавливают бланки и формы актов, инвентаризационных описей. После подготовки проводится инвентаризация. Члены комиссии в присутствии должностных или материально ответственных лиц осматривают объекты основных средств и фиксируют в инвентарных описях их фактическое наличие по наименованиям, назначению и инвентарным номерам. Отдельно записывают в учете выявленные при инвентаризации неучтенные объект, а также непригодные для эксплуатации и восстановления объекты. Неучтенные объекты учитываются по восстановительной стоимости. Инвентаризационные описи представляются в бухгалтерию для внесения изменений и уточнений в инвентарные карточки, сводные ведомости. По этим данным составляется сличительная ведомость результатов инвентаризации. В ней указывается перечень объектов основных средств по местам нахождения или эксплуатации, а также выявленные или недостающие объекты и их стоимость.

     Для  отражения результатов инвентаризации основны средств. По которым выявлены отклонения от учетных данных, применяются  сличительные ведомости формы №  ИНВ-18 «Сличительная ведемость результатов  инвентаризации основных средств, нематериальных активов».

     На  основные средства, не принадлежащие  организации, но числящиеся в бухгалтерском  учете составляются отдельные сличительные ведомости.

     Сличительная  ведомость составляется в двух экземплярах  бухгалтером, один из которых хранится в бухгалтерии, второй передается материально  ответственному лицу.

     Результаты  инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств отражаются в акте инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств по форме № ИНВ-10. В данной форме объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей.

     Результаты  инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации –  в годовом бухгалтерском учете.

      При выявлении недостач или излишков основных средств к инвентаризационным описям прилагаются объяснения материально  ответственных лиц. На основании  этих объяснений принимается решение  о регулировании расхождений  между данными инвентаризации и  учета, которое оформляется протоколом инвентаризационной комиссии.

     Излишки основных средств приходуются независимо от причин их образования и отражаются в учете по рыночной стоимости  записью по дебету счета 01 «Основные  средства» и кредиту счета 98 «Доходы  будущих периодов» субсчет «Безвозмездное поступление».

     Списание  недостач объектов основных средств  при установлении вины материально  ответственных лиц отражается в  учете с использованием специально открытого для этих целей субсчета «Выбытие основных средств» к счету 01 «Основные средства» в корреспонденции:

- с кредитом  счета 01 «Основные средства» на  первоначальную стоимость объекта;

- с дебетом  счета 02 «Амортизация основных  средств» на суммы начисленной  амортизации;

- с дебетом  счета 94 «Недостачи и потери  от порчи ценностей» на остаточную  стоимость объекта основных средств.

      При этом в учете на сумму налога на добавленную стоимость, подлежащего  восстановлению и последующему взносу в бюджет, делается  запись по дебету счета 94 и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет  «Расчеты по НДС». После чего выявленная сумма ущерба списывается на виновника  записью по дебету счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального  ущерба» и кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

      При выявлении недостачи без определения  виновного лица сумма выявленного  ущерба относится на финансовые результаты деятельности организации записью  по дебету счета 91 «Прочие доходы и  расходы», субсчет «Прочие расходы» и кредиту счета 94 «Недостачи и  потери от порчи ценностей».

    1. Учет выбытия основных средств

    Стоимость объекта основных средств, который  выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для  управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

    Выбытие объекта основных средств может  иметь место в случаях: продажи; списания в случае морального и физического  износа; ликвидации при авариях, стихийных  бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях; передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций, паевой фонд; передачи по договорам  мены, дарения; передачи дочернему (зависимому) обществу от головной организации; недостачи  и порчи, выявленных при инвентаризации активов и обязательств; частичной  ликвидации при выполнении работ  по реконструкции; в иных случаях.

     Первичными  документами, подтверждающими списание основных средств, являются акты о списании объекта основных средств, о списании автотранспортных средств, о списании групп объектов основных средств ( формы  № ОС-4, № ОС-4а, № ОС-4б).

     На  основании оформленных актов  на списание основных средств, переданных бухгалтерской службе организации, в инвентарной  карточке производится отметка о выбытии объекта  основных средств.

     Материальные  ценности, поступающие в результате списания объектов основных средств  принимаются к бухгалтерскому учету  на основании актов о списании объектов основных средств ( формы №  ОС-4, № ОС-4а ОС-4б).

     Принятие  к учету материальных ценностей, оставшихся от списания зданий, сооружений, оформляется актом об оприходовании  материальных ценностей, полученных при  разборке и демонтаже зданий и  сооружений (форма № М-35).

     Детали, узлы и агрегаты от списываемого объекта  основных средств, а также другие материалы приходуются как вторичное  сырье по рыночной стоимости и  отражаются по дебету счета 10 «Материалы»  в корреспонденции со счетом 98 «Доходы  будущих периодов», субсчет «Безвозмездные поступления».

     Учет  выбытия объектов основных средств  в случае их продажи, списания, частичной  ликвидации, передачи безвозмездно и  др. отражается по счету 01 «Основные  средства». При этом процедура выбытия  объектов может быть отражена в учете  одним из двух вариантов – прямым или косвенным способом. Выбор  одного из способов должен быть закреплен  в учетной политике организации.

     Прямой  способ предусматривает списание суммы  начисленной амортизации записью  по дебету счета 02 «Амортизация основных средств» и кредиту счета 01 «Основные  средства». В том случае, если рок  полезного использования объекта  был выработан, то возникает разница  превышения первоначальной стоимости  над суммами начисленной по этому  объекту амортизации, которая получила название – недоамортизированная часть  стоимости основных средств или  остаточная стоимость. Этот показатель списывается с кредита счета 01 «Основные средства» в дебет  счета 91 «Прочие доходы и расходы». При этом по дебету счета 91 «Прочие  доходы и расходы» собираются все  затраты, связанные с выбытием основных средств, а по его кредиту –  возможные доходы. Таким образом, именно на этом счете формируется  финансовый результат от выбытия  объекта основных средств.

     Косвенный способ выбытия объектов основных средств  характеризуется открытием  счету 01 «Основные средства» специального субсчета «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносится  первоначальная стоимость выбывающего объекта, а в кредит – сумма накопленной амортизации по нему. Кроме того, по дебету этого субсчета собираются вес расход, а по кредиту отражаются все доходы, связанные с выбытием основных средств. Дебетовое сальдо показывает убыток, а кредитовое – прибыль организации. По окончании процедуры выбытия выявленный на этом субсчете финансовый результат списывается со счета 01 на счет 91.

     Использование прямого способа при отражении  выбытия объектов основных средств  в текущем учете диктуется  правилами формирования информации о доходах и расходах организации  в отчете о прибылях и убытках , в соответствии с которыми показатели амортизируемых объектов отражаются в  нем развернуто. В то же время  косвенный способ отражения выбытия  объектов основных средств является более аналитичным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3  Аренда и лизинг основных средств

     3.1  Аренда основных  средств

     Арендные  отношения выражают способ совмещения владения и совместного использования  собственности арендодателя. Субъектами этих отношений являются арендодатели, т.е. собственники имущества и арендаторы, - юридические и физические лица, осуществляющие аренду.

     Отношения арендодателя и арендатора определяет договор аренды. В нем предусматривается  состав и стоимость передаваемого  в аренду имущества, размеры и  виды арендной платы, сроки аренды, распределение обязанностей сторон по полному восстановлению и ремонту  арендованного имущества. Особо  выделяются обязанности арендатора по использованию имущества в  соответствии с условиями договора, а также внесению арендной платы  и возврату имущества арендодателю после прекращения договора в  состоянии, предусмотренном договором. Стоимость арендованного имущества  устанавливается в договоре исходя из оценки этого имущества на момент его сдачи в аренду с учетом фактической амортизации. Срок предстоящей  службы определяется согласованием  сторон, но не может превышать срока  полной амортизации имущества, исчисленного исходя из действующих ее норм.

     Учет  арендных операций у арендодателя зависит  от того, является или не является предметом  деятельности предоставление за плату  во временное пользование своих  активов по договору аренды. Если предметом  деятельности является предоставление за плату во временное пользование  своих активов, то арендная плата  считается выручкой и учитывается  АО кредиту субсчета «Выручка» к  счету 90 «Продажи». Все расходы, связанные  с этой деятельностью, считаются  расходами по обычным видам деятельности и учитываются на счетах 20, 23, 25, 26, с которых списывается в дебет  субсчета «Себестоимость продаж» к  счету 90 «Продажи».

     В том случае, когда указанный вид  деятельности не является предметом  деятельности арендодателя, арендная плата относится к операционным доходам,  а расходы, связанные с предоставлением активов за плату, относится к операционным расходам и учитывается на счете 91.

     У арендатора объект основных средств, полученный по договору аренды, учитывается на забалансовом счете 001 «Арендованные  основные средства». Расходы по аренде арендатор относит на счета учета  расходов на производство в зависимости  от местонахождения объекта.

Информация о работе Аренда и лизинг основных средств