Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 02:25, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является проведение аудиторской проверки учета аренды основных средств на примере ООО «ЭФЕС», выявление возможных ошибок в учете и формирование предложений по совершенствованию системы учета аренды.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотрены особенности ведения и организации бухгалтерского учета операций по учету основных средств и их аренды, факторы обусловливающие эти особенности;
- определены обязанности и виды внутреннего контроля по учету аренды, особенности приемов документального и фактического контроля;
- определены типичные основные ошибки, выявляемые в ходе аудита учета аренды;
- проведена аудиторская проверка раздела бухгалтерского учета «учет аренды» на примере предприятия ООО «ЭФЕС».
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА АРЕНДОВАННЫХ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 6
2 МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА АРЕНДЫ 11
2.1 Методика аудиторской проверки учета основных средств 11
2.2 Аудиторская проверка арендованных основных средств 19
3 ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА АРЕНДЫ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЭФЕС» 23
3.1 Краткая экономическая характеристика ООО «ЭФЕС» 23
3.2 Аудиторское заключение по ООО «ЭФЕС» 27
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АУДИТ». 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗ\ОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 – ВОПРОСНИК ДЛЯ ОЦЕНКИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ: ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И УЧЕТ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 – АУДИТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПРОВЕРКИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И СООТВЕТСТВУЮЩИХ СЧЕТОВ 42
Вопросы учета капитальных
8. Сверяются ли данные аналитического учета основных средств с данными синтетического учета, Главной книгой? С какой периодичностью?
Сверка данных аналитического и синтетического учета - относительно простой, но эффективный способ контроля правильности отражения основных средств в бухгалтерском учете и отчетности. Аудитору следует выяснить, своевременно ли отражаются в учете и отчетности выявленные отклонения, проводится ли анализ их причин, принимаются ли меры для предотвращения отклонений в дальнейшем.
9. Своевременно ли
осуществляется
В случае, когда государственная регистрация основных средств проводится несвоевременно, возникают дополнительные риски, связанные с неподтвержденным правом собственности организации на соответствующие объекты недвижимого имущества. Наличие в организации лиц, в обязанности которых входит сбор и подача документов на регистрацию сделок с недвижимостью, график подачи соответствующих документов и контроль за его соблюдением могут служить доказательством существования надежных процедур контроля.
Аудитор должен получить
Согласно Международными стандартами аудиторской деятельности, аудит финансовой отчетности - это предоставление возможности аудитору выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность, во всех существенных отношениях, в соответствии с установленными основными принципами финансовой отчетности. В РФ аудиторская проверка определяется как предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемые лица). Основы организации и проведения аудиторской проверки в РФ регламентируются ФЗ РФ «Об аудиторской деятельности», стандартами аудиторской деятельности и методиками, а также договором, заключенного между аудируемым лицом и аудиторской организацией. Цель аудита - составить мнение о достоверности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и о выполнении им требований законодательных и нормативных актов при осуществлении финансово – хозяйственной деятельности. Основные задачи аудиторской проверки являются:
-
изучение на основе
- оценку принципов и методов бухгалтерского учета, а также правил подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности;
-
определение главных оценочных
значений, полученных руководством
аудируемого лица при
- оценку общего представления о финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Аудит осуществляется согласно общего плана и программы аудита в три основных этапа:
1.
Подготовка и планирование
2.
Проведение аудиторской
3. Оценка результатов проведенных аудиторских процедур и составление отчета аудитора и аудиторского заключения [2. с. 188-217].
1.
Подготовка и планирование
-
Составление списка
-
Сбор, анализ и оценку информации
о деятельности аудируемого
- Составление списка документов, которые должны быть представлены аудиторам для проверки аудируемым лицом.
-
Подготовку необходимых
-
Решение организационных
- Знакомство, изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица.
-
Оценка и определение
-
Определение направлений
Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита должны быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита. В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание: полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля; требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу; временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу; координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица; привлечение других аудиторов или экспертов.
Проведение
аудиторской выборки и
Аудитор должен проверить:
- правильность деления основных средств по классификации, так как неправильное их деление может привести к неправильному начислению износа и, как результат, к неправильному отражению затрат на себестоимость продукции (работ, услуг);
- правильность деления основных средств по принадлежности, так как неправильное их деление может привести к неправильным расчетам арендной платы и начислению износа;
-
правильность деления основных
средств по характеру участия
в производстве, так как в противном
случае это может привести
к неправильному начислению
-
правильность отнесения
Окончательное решение о том, какие предметы на каком синтетическом счете учитываются, выносит руководитель в зависимости от характера и условий деятельности возглавляемой им организации. Это решение становится частью учетной политики предприятия и должно приниматься в отношении видов (групп) предметов, а не по каждому предмету в отдельности.
Оценка объектов основных средств.
От правильности оценки основных средств зависит правильность отражения финансовых результатов, расчетов с бюджетом по налогу на имущество и правильность составления бухгалтерской отчетности. В соответствии с ПБУ 6/97 «Учет основных средств», утвержденным приказом Минфина России от 3 сентября 1997 г. N 65н, основные средства отражаются в учете по первоначальной стоимости, которая включает в себя сумму фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление. При аудиторской проверке сначала надо детально рассмотреть, насколько правильно сформирована первоначальная стоимость поступивших основных средств, а также восстановительная и остаточная стоимость, числящихся на балансе предприятия основных средств. От этого зависят показатели себестоимости и финансовых результатов деятельности предприятия в той части, которая определяется суммой начисленной амортизации и списанием с баланса отдельных объектов основных средств. В условиях рынка и инфляции целесообразно предоставить право предприятиям самим определять восстановительную стоимость основных средств экспертным путем, исходя из существующих рыночных цен и ожидаемых индексов инфляции, так как в условиях рыночной экономики принятие правительством решений по вопросам переоценки какого-либо имущества противоречит здравому смыслу.
Аудитору необходимо проверить:
-
наличие факта создания
-
договоры купли-продажи
-
протокол договорной цены (при
внесении основных средств
-
первоначальную стоимость,
-
правильность произведения
-
правильность отражения
-
правильность определения
Проверка поступления и выбытия основных средств.
При покупке основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости, включающей в себя все фактические затраты по приобретению, за исключением возмещаемых налогов. К фактическим затратам относятся: суммы, уплаченные поставщику в соответствии с договором; суммы, уплачиваемые за посреднические, консультационные и информационные услуги, связанные с приобретением основных средств; регистрационные сборы, государственные, таможенные пошлины и другие аналогичные платежи; другие затраты, непосредственно связанные с приобретением основных средств, а также затраты по доведению их до рабочего состояния [2. с. 188-217].
При
выбытии основных средств, по которым
начислялась амортизация, вся сумма
накопленной амортизации
Дебет 02 Кредит 01 - списан начисленный износ по основным средствам;
Дебет 91 Кредит 01 - списана остаточная стоимость основных средств на финансовые результаты предприятия.
В дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» также записываются все расходы, связанные с выбытием актива, а в кредит - доходы от выбытия объекта. Например, при выбытии основных средств в дебет счета 91 относят расходы на демонтаж оборудования, разборку зданий и сооружений, а в кредит - материалы, лом, утиль, полученные при ликвидации объектов. Таким образом, на счете 91 «Прочие доходы и расходы» формируется финансовый результат от выбытия основных средств. При необходимости аналитический учет по счету 91 «Прочие доходы и расходы» можно вести выбытию активов.