Аудит бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 04:06, курсовая работа

Описание

Актуальность курсовой работы обуславливается тем, что на современном этапе развития аудита в его результатах заинтересованы не только собственники, но и экономические субъекты, эффективное развитие которых зачастую невозможно без привлечения средств инвесторов, спонсоров и кредиторов. Чтобы привлечь финансовые вложения экономический субъект должен быть преуспевающим, а его финансовая (бухгалтерская) отчетность должна вызывать доверие у потенциальных инвесторов и кредиторов.
За последние десятилетия значительно повысились требования к организации системы учета и отчетности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Аудит бухгалтерской отчетности……………………..4
1.1. Цели и задачи аудита бухгалтерской отчетности……………..…4
1.2. Нормативная база аудита бухгалтерской отчетности………..….9
1.3. Действия аудитора при обнаружении нарушений требований нормативных актов……………………………………………………………..12
1.4. Ответственность в отношении бухгалтерской отчетности………15
Глава 2. Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности….17
2.1. Рекомендации аудитору при проведении аудита бухгалтерской отчетности………………………………………………………………………17
2.2. Источники информации и методы аудиторской проверки………22
2.3. Этапы аудита бухгалтерской отчетности…………………………26
2.3.1. Ознакомительный этап…………………………………………..26
2.3.2. Основной этап……………………………………………….……33
2.3.3. Заключительный этап……………………………………………35
2.4. Аудит форм бухгалтерской отчетности………………………….36
2.4.1. Аудит бухгалтерского баланса…………………………………37
2.4.2. Аудит отчета о прибылях и убытках………………...…………41
2.4.3 Аудит пояснений к бухгалтерской отчетности…………………43
Автоматизация аудита……………………………………………….47
2.5.1. Audit XP «Комплекс аудит» ……………………………………..48
2.5.2. AuditXP «Трансформация в МСФО»……………………………51
AuditXP «Рабочее место аудитора»……………………………..51
2.5.4. AuditXP «Рабочие документы аудитора»………………………52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая (2).docx

— 80.55 Кб (Скачать документ)

При осуществлении проверки выполнения экономическим субъектом  положений законодательных и  других нормативных актов, без соблюдения которых невозможно оценить достоверность  бухгалтерской отчетности экономического субъекта, целью является установление требований к аудиторской фирме  или аудитору, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя

 

    1. Действия аудитора при обнаружении нарушений требований нормативных актов

 

При проведении аудита отчетности аудитор обязан установить соответствие финансовых или хозяйственных операций экономического субъекта действующим в Российской Федерации нормативным актам. Аудитор проверяет соответствие совершенных экономическим субъектом финансовых и хозяйственных операций применяемому законодательству исключительно для того, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений. Цель проводимого аудита не состоит в том, чтобы выразить мнение о полном соответствии деятельности экономического субъекта применяемому законодательству.

Если влияние спорного нормативного документа существенно, аудитор может по согласованию с  экономическим субъектом предпринять  одно или несколько из следующих  действий:

    • направить письменный запрос от своего имени в орган, являющийся источником спорного нормативного документа, если при этом не существует лимита времени на получение ответа на запрос;
    • письменно предупредить руководство проверяемого экономического субъекта о невозможности выдачи, безусловно, положительного аудиторского заключения.

Если влияние спорного нормативного документа несущественно, то факт разногласий может быть отмечен  в письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения анализа.

Ответственность руководителей  экономического субъекта за несоблюдение нормативных актов:

    • аудиторская организация не несет ответственности за невыполнение руководством экономического субъекта и его экономическими и производственными подразделениями требований нормативных актов Российской Федерации. Ответственность за соблюдение установленных этими актами норм и правил несет руководство экономического субъекта. В ходе проверки аудитор должен исходить из того, что экономический субъект руководствуется в своей деятельности установленными нормативными актами до тех пор, пока не получит доказательств противного.
    • при проверке соблюдения нормативных актов экономическим субъектом аудитор должен установить:
      • обеспечивается ли персонал экономического субъекта необходимыми нормативными актами по бухгалтерскому учету и налогообложению;
      • привлекаются ли специалисты аудиторских и юридических организаций для получения работниками экономического субъекта необходимых консультаций по бухгалтерскому учету, налогообложению и применению хозяйственного и иного законодательства Российской Федерации;
      • разработаны ли внутренние рабочие документы, определяющие учетную политику, схемы документооборота и визирования, совершаемых хозяйственных и финансовых операций, установлен ли контроль за их соблюдением;
      • применяются ли меры воздействия (и какие) на персонал экономического субъекта при несоблюдении требований нормативных актов;
      • осуществляется ли предварительный контроль законности планируемых крупных сделок с обязательным участием юриста, а также с выработкой решения по отражению планируемой сделки в учете и порядка ее налогообложения.

Руководство экономического субъекта несет ответственность  за подготовку, составление и своевременное  представление достоверной бухгалтерской  отчетности в соответствии с нормативными документами, регулирующими бухгалтерский  учет и отчетность в Российской Федерации.

Экономические субъекты обязаны  в случаях, предусмотренных действующим  законодательством Российской Федерации  и нормативными актами, заключать  с аудиторскими организациями договоры на проведение обязательного аудита. За незаключение (несвоевременное заключение) таких договоров и создание препятствий к их выполнению они несут ответственность в установленном порядке.

Проведение аудиторской  проверки не освобождает руководство  экономического субъекта от ответственности  за выполнение присущих ему обязанностей и функций.

Вопросы разграничения прав и обязанностей сторон в связи  с аудитом бухгалтерской отчетности регламентируются правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Права  и обязанности аудиторских организаций  и экономических субъектов".

Аудиторская организация  несет ответственность за формирование и выражение профессионального  мнения о достоверности бухгалтерской  отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.

При формировании и выражении  своего мнения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторская  организация обязана руководствоваться  требованиями нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность в Российской Федерации, и профессиональными  этическими принципами аудита.

 

    1. Ответственность сторон в отношении бухгалтерской отчетности

 

Экономические субъекты обязаны  в случаях, предусмотренных действующим  законодательством Российской Федерации  и нормативными актами, заключать  с аудиторскими организациями договоры на проведение обязательного аудита. За не заключение (несвоевременное  заключение) таких договоров и создание препятствий к их выполнению они несут ответственность в установленном порядке.

Аудиторская организация  не несет ответственности за выполнение руководством экономического субъекта и его экономическими и производственными  подразделениями требований нормативных  актов Российской Федерации. Ответственность  за соблюдение установленных этими  актами норм и правил несет руководство  экономического субъекта. В ходе проверки аудитор должен исходить из того, что  экономический субъект руководствуется  в своей деятельности установленными нормативными актами до тех пор, пока не получит доказательств противного.

В то время как аудитор  несет ответственность за формулирование и выражение мнения о достоверности  финансовой (бухгалтерской) отчетности, ответственность за подготовку и  представление финансовой (бухгалтерской) отчетности несет руководство аудируемого лица. Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности не освобождает руководство аудируемого лица от такой ответственности.

При формировании и выражении  своего мнения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторская  организация обязана руководствоваться  требованиями нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность в Российской Федерации, и профессиональными  этическими принципами аудита.

 

 

 

 

 

Глава 2. Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности

2.1. Рекомендации аудитору при проведении аудита бухгалтерской отчетности

 

При проведении аудита бухгалтерской финансовой отчетности аудитору следует руководствоваться Письмом Минфина от 27 января 2012 г. N 07-02-18/01  "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2011 год".

Рекомендации по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности, подготавливаемые ежегодно Минфином РФ, очерчивают круг вопросов, на которые  необходимо обратить особое внимание аудиторам, принимая во внимание текущую экономическую ситуацию в РФ и ее влияние на условия осуществления финансово-хозяйственной деятельности экономическими субъектами.

В частности, в Рекомендациях  приведен актуализированный перечень стандартов аудиторской деятельности, подлежащих применению при проведении аудита отчетности за 2011 год; сформулированы требования к выполнению аудиторских процедур по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции; раскрыт перечень вопросов, подлежащих рассмотрению при проведении аудита. В числе последних, в частности, поименованы:

      • обоснованность учетной политики организации. Согласно Федеральному правилу (стандарту) N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696, в аудиторском заключении должно быть указано, что аудит включал в себя в том числе оценку соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета, применяемых при подготовке бухгалтерской отчетности. Иначе при формировании аудиторского заключения аудитор должен оценивать также обоснованность принятой организацией учетной политики.
      • соответствие принятых организацией форм бухгалтерской отчетности характеру и условиям деятельности этой организации.

В Приложении к Приказу  Минфина России от 22.07.2003 N 67н приведены  образцы форм бухгалтерской отчетности организации, которые рекомендовано  учитывать при самостоятельной  разработке форм бухгалтерской отчетности. При этом целесообразно исходить из характера и условий деятельности организации, необходимости обеспечить представление в отчетности объективной  и полезной информации.

Согласно Указаниям о  порядке составления и представления  бухгалтерской отчетности, утвержденным Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н, при формировании бухгалтерской  отчетности должны быть исполнены требования нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету по раскрытию в бухгалтерской  отчетности информации. Данные требования могут быть исполнены организацией путем включения соответствующих  показателей, таблиц, расшифровок непосредственно  в формы бухгалтерской отчетности или в пояснительную записку.

В аудиторском заключении должно быть указано, что аудит включал  в себя в том числе оценку представления бухгалтерской отчетности (Федеральное правило (стандарт) N 6). В противном случае при аудите бухгалтерской отчетности, составленной исключительно по образцам форм, особое внимание аудитор должен обратить на то, в какой степени исследуемая бухгалтерская отчетность позволяет пользователю делать правильные выводы о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, а также принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.;

  • последовательность применения форм бухгалтерской отчетности. ПБУ 4/99 установлено, что организация должна придерживаться принятых ею содержания и форм бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним последовательно от одного отчетного периода к другому.

Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и  пояснений к ним допускается  в исключительных случаях, например при изменении вида деятельности. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и  убытках вместе с указанием причин, вызвавших такое изменение.

  • полнота бухгалтерской отчетности. Если при составлении бухгалтерской отчетности организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то бухгалтерская отчетность организации должна быть дополнена необходимыми показателями и пояснениями.

Бухгалтерская отчетность должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных структурных подразделений организаций, в том числе выделенных на отдельный  баланс.

Если аудитор приходит к выводу, что информация раскрыта в бухгалтерской отчетности неполно, он отражает это в аудиторском  заключении.

Применение нормативных  правовых актов по бухгалтерскому учету. При формировании бухгалтерской  отчетности организации следует  помнить, что нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности применяются в части, не противоречащей изданным позднее нормативным правовым актам.

Обоснованность отступлений  от правил бухгалтерской отчетности. В случае, когда правила бухгалтерского учета не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, Федеральным законом "О бухгалтерском  учете" разрешено отступление  от них. При этом в пояснительной  записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета  с соответствующим обоснованием. Если отступление от правил необоснованно, оно рассматривается как уклонение  от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации  о бухгалтерском учете.

Существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности. На основании Указаний о порядке  составления и представления  бухгалтерской отчетности показатель считается существенным, если его  нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Аналогичный подход к определению существенности предусмотрен ПБУ 1/98 "Учетная политика организации".

Показатели об отдельных  активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованных пользователей невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Такие показатели могут приводиться в бухгалтерском балансе (отчете о прибылях и убытках) общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу (отчету о прибылях и убытках), если каждый из этих показателей в отдельности несуществен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Пояснительная записка к  годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.

Информация о работе Аудит бухгалтерской отчетности