Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 04:06, курсовая работа
Актуальность курсовой работы обуславливается тем, что на современном этапе развития аудита в его результатах заинтересованы не только собственники, но и экономические субъекты, эффективное развитие которых зачастую невозможно без привлечения средств инвесторов, спонсоров и кредиторов. Чтобы привлечь финансовые вложения экономический субъект должен быть преуспевающим, а его финансовая (бухгалтерская) отчетность должна вызывать доверие у потенциальных инвесторов и кредиторов.
За последние десятилетия значительно повысились требования к организации системы учета и отчетности.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Аудит бухгалтерской отчетности……………………..4
1.1. Цели и задачи аудита бухгалтерской отчетности……………..…4
1.2. Нормативная база аудита бухгалтерской отчетности………..….9
1.3. Действия аудитора при обнаружении нарушений требований нормативных актов……………………………………………………………..12
1.4. Ответственность в отношении бухгалтерской отчетности………15
Глава 2. Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности….17
2.1. Рекомендации аудитору при проведении аудита бухгалтерской отчетности………………………………………………………………………17
2.2. Источники информации и методы аудиторской проверки………22
2.3. Этапы аудита бухгалтерской отчетности…………………………26
2.3.1. Ознакомительный этап…………………………………………..26
2.3.2. Основной этап……………………………………………….……33
2.3.3. Заключительный этап……………………………………………35
2.4. Аудит форм бухгалтерской отчетности………………………….36
2.4.1. Аудит бухгалтерского баланса…………………………………37
2.4.2. Аудит отчета о прибылях и убытках………………...…………41
2.4.3 Аудит пояснений к бухгалтерской отчетности…………………43
Автоматизация аудита……………………………………………….47
2.5.1. Audit XP «Комплекс аудит» ……………………………………..48
2.5.2. AuditXP «Трансформация в МСФО»……………………………51
AuditXP «Рабочее место аудитора»……………………………..51
2.5.4. AuditXP «Рабочие документы аудитора»………………………52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Важно использовать внешние и внутренние отчеты и публикации. Внешние отчеты — это деловая печать и газеты, аналитические отчеты по отрасли, сравнения с основными конкурентами и среднеотраслевыми показателями, государственное и налоговое законодательство и регулирование, официальные заявления; внутренние отчеты — это финансовые отчеты, ежемесячная финансовая информация, протоколы заседаний совета директоров, правления, дирекции, акционеров, отчеты управляющих, в том числе бюджеты, прогнозы, проекты, внутренние отчеты аудиторов, консультантов, инструкции по процедурам, политике внутри фирмы.
Следует ознакомиться с историей развития предприятия, видами деятельности и учетной политикой, существовавшей в предшествующие годы, изучить специальную литературу, встретиться с аудиторами клиента.
Один из наиболее важных вопросов, который нужно выяснить на этом этапе работы, — определение связанных и ассоциированных с предприятием сторон (связанными сторонами являются дочерние предприятия и любые другие стороны, которые могут влиять на управление и оперативную политику друг друга). Информация о них должна быть раскрыта, если она является материальной: должны быть описаны природа и объем операций между сторонами (операции купли-продажи между филиалом и головным предприятием, обмен оборудованием между дочерними предприятиями и филиалами, займы и финансовая помощь, операции с важнейшими покупателями и поставщиками и др.), а также взаимозадолженность между ними.
Виды и порядок определения
аудиторского риска отражены как
в Международном стандарте
Риск аудитора (аудиторский риск) означает вероятность наличия в бухгалтерской отчетности экономического субъекта не- выявленных существенных ошибок и (или) искажений после подтверждения ее достоверности или вероятность признания существенных искажений в ней, в то время как на самом деле такие искажения отсутствуют.
Аудитору следует использовать свое профессиональное суждение, чтобы оценить аудиторский риск и разработать аудиторские процедуры, необходимые для снижения данного риска до приемлемо низкого уровня.
Аудиторский риск означает
риск выражения ненадлежащего
Аудиторский риск — это
предпринимательский риск аудитора
(аудиторской фирмы), представляющий
собой оценку риска неэффективности
аудиторской проверки. Аудиторский
риск базируется на оценке риска неэффективности
системы учета клиента, риска
неэффективности системы
Аудиторский риск состоит из трех компонентов: неотъемлемый риск; риск средств контроля; риск необнаружения.
Аудитор обязан изучать эти риски в ходе работы, оценивать их и документировать результаты оценки.
Аудиторские организации
могут принять решение о
При проведении аудита аудитор должен принять необходимые меры для того, чтобы снизить аудиторский риск до разумного минимального уровня.
2.3.2. Основной этап
На основном этапе аудита бухгалтерской отчетности необходимо изучить состав и содержание бухгалтерской отчетности. В настоящее время организации представляют в обязательном порядке квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность.
В состав годовой бухгалтерской отчетности входят: форма N 1 "Бухгалтерский баланс"; расшифровка отдельных прибылей и убытков расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам, сборам и обязательным платежам; форма N 2 "Отчет о прибылях и убытках"; форма N 3 "Отчет об изменениях капитала"; форма N 4 "Отчет о движении денежных средств"; аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации (если она подлежит в соответствии с федеральными законами обязательному аудиту). При изучении состава и содержания форм бухгалтерской отчетности организации выясняются:
Кроме того, осуществляется арифметический контроль показателей и проверяется их взаимозависимость.
При анализе достоверности показателей аудитору следует изучить результаты инвентаризации, проводимой перед составлением годового отчета. Все расхождения с данными бухгалтерского учета, а также все ошибки и нарушения, выявленные в ходе инвентаризации, должны быть исправлены и отражены в соответствующих учетных регистрах до представления годового отчета. Суммы статей баланса по расчетам с финансовыми, налоговыми органами должны быть согласованы с ними и тождественны. Целесообразно проконтролировать соответствие данных по всем счетам главной книги показателям бухгалтерской отчетности.
Типичные ошибки, которые
могут быть обнаружены при аудите
годовой бухгалтерской
2.3.3. Заключительный этап
Заключительный этап аудита
бухгалтерской отчетности организации
включает формирование пакета рабочих
документов аудитора, составление аудиторского
отчета и представление его совместно
с рабочей документацией
Для эффективного завершения и подведения итогов аудита необходимо провести совещание с участием соответствующих сотрудников клиента и членов группы по выполнению проекта. На этом совещании следует обсудить и проанализировать:
Ко времени окончания совещания все указанные лица должны прийти к единому пониманию этих вопросов. Кроме этого, на совещании необходимо представить клиенту окончательно утвержденный список исправительных проводок с необходимыми пояснениями и расчетами, а также пояснения относительно трансформации отчетности, составленной по российским нормам, в отчетность, составленную по международным стандартам бухучета. Лучше всего проводить такое совещание до подписания и выпуска заключения.
Необходимо оценить результаты работы членов группы по выполнению проекта с точки зрения эффективности управления проектом и проведения аудита. Выводы, сделанные по итогам этой оценки, впоследствии включаются в служебную аттестацию, составляемую на каждого члена группы.
2.4. Аудит форм бухгалтерской отчетности.
Состав бухгалтерской
отчетности определен Федеральным
законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О
бухгалтерском учете". В ст. 13 данного
Закона указано, что отчетность организаций,
за исключением отчетности бюджетных
организаций, общественных организаций
(объединений) и их структурных подразделений,
не ведущих предпринимательской
деятельности и не имеющих, кроме
выбывшего имущества, оборотов по реализации
товаров (работ, услуг), состоит: из бухгалтерского
баланса (ф. N1); отчета о прибылях и
убытках (ф. N2); приложений к балансу
и отчету, предусмотренных нормативными
актами; аудиторского заключения, подтверждающего
достоверность бухгалтерской
Если организация
При проведении аудита проверяется наличие всех форм и данных, предусмотренных п. 6 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности : наименование составляющей части; указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность; полное наименование юридического лица; идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); вид деятельности; организационно-правовая форма (форма собственности); единица измерения; адрес; дата утверждения; дата отправки (принятия) бухгалтерской отчетности или дата ее фактической передачи по принадлежности.
Бухгалтерский баланс является главной формой в системе бухгалтерской отчетности, поскольку характеризует имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату.
Аудиторскую проверку показателей бухгалтерского баланса целесообразно начинать с арифметического подсчета итогов по группам статей, разделов, а также валюты баланса по активу и пассиву и сверки полученных результатов с данными, указанными в балансе организации.
В ходе аудита проверяется сопоставимость данных бухгалтерского баланса на начало и конец отчетного года как по номенклатуре статей, так и по содержанию показателей, включенных в статьи баланса, а также сопоставимость с номенклатурой и группировкой разделов и статей в них за предыдущий отчетный год.
Аудитор должен получить достаточный
объем аудиторских
• начальные и сравнительные
показатели проверяемой бухгалтерской
отчетности не содержат существенных
искажений, способных повлиять на достоверность
проверяемой бухгалтерской
• конечные и сравнительные
показатели бухгалтерской отчетности
предыдущего отчетного периода
соответствующим образом
• результаты проведенных
корректировок начальных и
• учетная политика проверяемого экономического субъекта применяется на постоянной основе, а изменения в политике, влияющие на начальные и сравнительные показатели бухгалтерской отчетности, надлежащим образом оформлены в соответствии с установленным порядком.
Для выполнения требований,
предъявляемых к проведению аудита
начальных и сравнительных
• ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью субъекта;
• провести анализ учетной политики экономического субъекта;
• ознакомиться с порядком
составления бухгалтерской
• убедиться в соответствии данных синтетического и аналитического учета;
• провести анализ системы внутреннего контроля;
• оценить работу отдела внутреннего аудита экономического субъекта (если он существует) и при возможности использовать результаты работы;
• провести необходимые аналитические процедуры;
• направить письменные запросы на подтверждение определенной информации руководству экономического субъекта и третьим лицам;
• организовать письменный запрос (от имени экономического субъекта) предыдущей аудиторской организации о предоставлении необходимой информации;
• ознакомиться с аудиторским заключением и письменной информацией по результатам проведения аудита, подготовленными для руководства экономического субъекта прежнего аудитора;
• запросить у экономического
субъекта первичные документы, относящиеся
к предыдущему отчетному
• рассмотреть влияние на начальные и сравнительные показатели бухгалтерской отчетности корректировок, внесенных экономическим субъектом в соответствии с аудиторским заключением за предыдущий отчетный период.