Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:29, курсовая работа
Целью исследования является изучение порядка проведения аудиторской проверки материально-производственных запасов на предприятии НГДУ «Федоровскнефть».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение целей, задач, объекта аудита учёта материально-производственных запасов и источники информации для их проверки;
- разработка порядка проведения аудита на предприятии НГДУ «Федоровскнефть»;
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты бухгалтерского учета и аудита
материально-производственных запасов 5
1.1 Законодательные и нормативные акты по аудиту и
контролю производственных запасов 5
1.2 Цель, задачи и источники информации аудита МПЗ 9
1.3 Методика проведения аудиторской проверки
материально-производственных запасов 17
Глава 2. Аудит МПЗ на примере НГДУ «Федоровскнефть» 25
2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия
НГДУ «Федоровскнефть» 25
2.2 Планирование аудита материально-производственных
запасов: составление общего плана и программы 32
2.3 Проверка движения и использования производственных запасов 38
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию организации
бухгалтерского учета 51
Заключение 54
Список литературы 56
Приложения
№ п/п
Элементы учетной политики предприятия
Вариант выбора
1
Форма бухгалтерского учета
Упрощенная
Мемориально-ордерная
Журнально-ордерная
Компьютеризованная
2
Способ оценки мате-риалов при отпуске в производство и ином выбытии
1. По себестоимости каждой единицы запасов
2. По средней себестоимости
3. По себестоимости первых по времени закупок (ФИФО)
3
Приобретение МЦ
1. С использованием счетов 15, 16 и 10
2. С использованием только счета 10
4
Оценка материалов в текущем учете
По фактической себестоимости
Уточнив выполнение положений учетной политики, можно приступать к проверке соответствующих комплексов задач по учету материальных ценностей. К таким комплексам относятся:
– учет поступления материальных ценностей;
– аналитический учет движения материальных ценностей на складах предприятия;
– учет использования материальных ценностей по направлениям затрат списания недостач, потерь и хищений материальных ценностей;
– сводный учет материальных ценностей;
– анализ использования материальных ресурсов.
Для выполнения проверки комплексозадач по учету материальных ценностей применяют различные методы получения аудиторских доказательств.
Так, для подтверждения фактического наличия товарно-материальных ценностей можно провести инвентаризацию. В ходе аудиторской проверки аудиторы могут сами проводить инвентаризацию или наблюдать за процессом ее проведения.
Для подтверждения достоверности арифметических подсчетов товарно-материальных ценностей, соответствия их величине, отраженной в первичных документах и в регистрах бухгалтерского учета, обычно используется пересчет данных.
Отражение в бухгалтером учете проведенных хозяйственных операций и реальность остатков на счетах учета ТМЦ проверяют с помощью подтверждения.
Контроль за учетными работами, выполняемые бухгалтерией, и корреспонденцией счетов по движению ТМЦ проводится путем соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций.
Устный спрос используется в ходе получения ответов на вопросник аудитора по предварительной оценке состояния учета ТМЦ, а также положений совершенных хозяйственных операций, вызывающих сомнение или неясных.
Для подтверждения правильности отражения в бухгалтерском учете поступления и расходования ТМЦ, полноты и своевременности их отражения в регистрах бухгалтерского учета, обоснованности их оценки используется проверка документов.
Операции, отраженные в первичном учете, в журналах-ордерах, ведомостях, Главной книге, бухгалтерской отчетности, проверяются в ходе прослеживания. Особое внимание здесь следует обратить на соответствие корреспонденции счетов, сумм оборотов и остатков в регистрах аналитического и синтетического учета.
При сопоставлении наличия товарно-материальных ценностей в различные периоды, данных отчета о движении товарно-материальных ценностей с данными бухгалтерского учета, оценке соотношений между различными статьями отчета и сопоставлении их с данными за предыдущие периоды можно применять аналитические процедуры.
Проверяя учет поступления материалов, прежде всего уточняют, какой вариант применяет проверяемый субъект: с использованием счетов 15 и 16 ил без их использования. Далее контролируют правильность оформления первичных документов на поступление материалов, их оценку, ведение аналитического учета (по номенклатурным номерам, артикулам и др.).
Одновременно устанавливают, как был выделен НДС, отнесен на счет 19 и списан в дальнейшем на счет 68 субсчет НДС.
Аудитор также проверяет, как ведется учет по неотфактурованным поставкам и материалам, которые оплачены, но на склад не поступили (материалы в пути).
По операциям поступления материалов аудитор проверяет и операции по приобретению материалов, полученных в порядке обмена (бартер), поступившим безвозмездно и др.
При проверке организации учета движения материальных ценностей на складах, прежде всего надо проконтролировать организацию складского хозяйства и контрольно-пропускной системы. Далее проверяют, как организован складской учет материалов и как ведется контроль со стороны бухгалтерии. Предприятия могут применять преимущественно три основных варианта учета движения материалов на складах: оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод, карточно-документационный, бескарточный.
Если применяется сальдовый метод, то аудитор проверяет ведомости по приходу и расходу материалов, сверяет итоговые данные этих ведомостей с сальдовыми ведомостями. Второй метод предусматривает составление в бухгалтерии количественно-суммовых оборотных ведомостей в размере номенклатурных номеров по группам материалов. В этом случае аудитор просматривает эти ведомости и проводит сверку остатков с карточками складского учета. Обычно осуществляется выборочная сверка, так как сплошной контроль – операция весьма трудоемкая.
Третий метод – наиболее эффективный. Он применяется, как правило, при использовании персонального компьютера (ПК). В этом случае карточки складского учета в обычном варианте не ведутся. Сам процесс складского учета организуется на ПК, а за определенные периоды (месяц, квартал) составляются оборотные ведомости. Аудитор знакомится с имеющимися документами, выясняет, как ведется сверка данных складского учета с бухгалтерскими данными [16].
Налог на добавленную стоимость списывается в соответствии с положением гл.21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость» и учитывается по дебету счета 19, субсчет «НДС по приобретенным материально- производственным запасам» в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. Аудитору необходимо проверить, как было образовано сальдо по счету 19 и как производилось его отнесение на счет 68. НДС по материально-производственным запасам списывается полностью на счете 68 в момент оплаты счетов.
Особое внимание должно быть уделено проверке операций по отпуску материальных ценностей в производство. Для этой цели на предприятии можно применить один из следующих методов оценки:
– по себестоимости единицы запасов;
– по средней себестоимости;
– по себестоимости первых по времени приобретения закупок (метод ФИФО);
Первый метод предусматривает списание каждой единицы материалов по цене приобретения или по себестоимости единицы запасов. Он применяется, если номенклатура материальных ценностей небольшая.
Второй метод (оценка по средней себестоимости) является наиболее распространенным. При его применении важно правильно установить средние цены.
Метод ФИФО оценки запасов основан на допущении, что материальные ресурсы исполняются в течение отчетного периода в последовательности их приобретения. На складе на конец отчетного периода остаются остатки материальных ценностей по фактической себестоимости последних по времени закупок, а на себестоимость продукции списывают материальные ценности ранних по времени закупок.
В каждом методе применяются свои алгоритмы расчета проверки, которые и использует аудитор. Здесь, безусловно, неоценимую помощь аудитору может оказать применение персональных компьютеров для выполнения трудоемких расчетов.
Проверка правильности отнесения и списания материальных ценностей, образованных в результате недостач и хищений, проводится аудитором в том случае, если такие данные обнаружены. Они возможны в результате форс-мажорных обстоятельств (землетрясение, наводнение, пожар) или обнаруживаются при проведении инвентаризации. Списание сумм недостач, хищений и потерь от порчи ценностей регулируется законодательством и учредительными документами и отражается по кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и дебету счетов 73, 91 и др.
Заключительным этапом проверки является контроль ведения сводного учета материальных ценностей. Эти данные проверяются по данным журнала-ордера ф. №10, ведомостей ф. №№ 10, 11, 10с, 14, 15с и Главной книги. Основное внимание при этом, безусловно, следует уделить счету 10 «Материалы», который подразделяется на субсчета по группам материальных ценностей.
Кроме того, аудитор проверяет сводные данные по инвентаризации товарно-материальных ценностей и переоценке материалов в части из отражения в балансе.
При необходимости аудитор может провести анализ всей системы организации учета материальных ценностей и дать рекомендации по ее рационализации.
Анализ использования материальных ресурсов нацелен на выявление соответствия запасов установленным нормам, расходу материалов (в натуре или по стоимости) на 1 руб. изготовленной продукции и др.
В качестве путей рационализации учета производственных запасов можно предложить: использование ПК; применение наиболее эффективных методов учета и оценки запасов, организации движения материальных ценностей на складах [14].
К наиболее характерным ошибкам по учету ТМЦ можно отнести следующие:
– не заключены договоры о материальной ответственности с кладовщиками (материально-ответственными лицами);
– неправильно оформляются документы по приходу и расходу товарно-материальных ценностей;
– не ведется аналитический учет движения ТМЦ в бухгалтерии;
– нерегулярно проводится сверка данных по движению материальных ценностей в бухгалтерии и на складах предприятия;
– не проводится ежегодная инвентаризация ТМЦ;
– на складах хранится большое количество неиспользуемых ТМЦ;
– неправильно производится списание ТМЦ по видам расходов (на основное производство, косвенные расходы и др.);
– неверно ведется учет НДС по поступившим ТМЦ.
Совершенствование учета и контроля наличия и движения производственных запасов предприятия следует производить по следующим направлениям.
Во-первых, упрощать оформление операций по приходу и расходу товарно-материальных ценностей. Отпуск материалов в производство, где это целесообразно, можно оформлять на основании установленного лимита непосредственно в карточках складского учета материалов, предусмотрев в них подпись лица, получающего ценности. Также можно на карточках складского учета производить и внутреннее перемещение ценностей. Упрощает учет и повышает контроль за использованием материалов отпуск их по раскройным картам, комплектовочным ведомостям и др. В условиях применения персональных компьютеров можно отказаться от введения карточек складского учета, заменив их машинограммой, сортовой оборотной ведомостью или дискетой.
Во-вторых, исходя из требований рыночной экономики, совершенствовать методологию бухгалтерского учета материальных ресурсов. До настоящего времени нет единого мнения о классификации производственных запасов, их оценке в текущем учете, составе отклонений в стоимости материалов и т.д. До настоящего времени среди экономистов отсутствует единое мнение по организации учета тары. Нет единого подхода в начислении износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
Информация о работе Аудит движения и использования материалов в производстве