Аудит малых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:58, реферат

Описание

Актуальность выбранной темы связана с тем, что использование имеющегося потенциала аудиторских фирм субъектами малого предпринимательства позволит им своевременно вскрывать и устранять недостатки и ошибки в финансово-хозяйственной деятельности, избегать штрафных санкций, выбирать наиболее эффективные способы ведения своего бизнеса и на этой основе добиваться наилучших конечных результатов предпринимательской деятельности.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Основы организации аудиторской деятельности 4
1.1. Понятие аудиторской деятельности 4
1.2. Этапы аудиторской проверки 7
Глава 2 Методология аудита субъектов малого предприятия 10
2.1. Понятие и особенности малых предприятий 11
2.2. Аудит отчетности субъектов малого предпринимательства 14
Глава 3 Краткая характеристика аудируемого экономического
субъекта. Общий план и программа аудита 17
Глава 4 Практика проведения аудиторской проверки малого
предприятия 22
4.1. Проверка составления бухгалтерской отчетности 26
4.2. Отчет по результатам проверки и выводы 28
Заключение 32
Список использованных источников 34
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Реферат по аудиту МП 2011 КАК НАДО Всё.doc

— 237.50 Кб (Скачать документ)

  Если по результатам предварительного планирования аудиторская организация примет положительное решение, то она составляет письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита. Составление этого документа завершает этап предварительного планирования аудиторской проверки, когда наиболее квалифицированные сотрудники аудиторской организации ознакомились с особенностями и условиями деятельности потенциального клиента.

  Оно направляется непосредственно руководителю организации, пригласившей аудиторскую фирму, до заключения договора на аудиторскую проверку. Основное назначение этого документа — предотвратить недоразумения, которые могут возникнуть из-за неправильного понимания руководителем организации цели аудита. Письмо-обязательство должно включать условия аудиторской проверки; обязательства аудиторской организации; обязательства проверяемой организации.

     В том случае, если руководство экономического субъекта выразит согласие с содержанием  письма-обязательства, стороны заключают  договор на проведение аудиторской проверки. В тексте договора целесообразно раскрыть предмет договора на оказание аудиторских услуг; условия их оказания; права и обязанности аудиторской организации и экономического субъекта; стоимость и порядок оплаты аудиторских услуг; ответственность сторон и порядок разрешения споров. В договор могут быть включены и другие важные для сторон положения.

Глава 2. Методология аудита субъектов малого предприятия

      2.1. Понятие малых предприятий

     Малыми  экономическими субъектами для целей  аудита являются экономические субъекты, которые отнесены законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства. Кроме того, проверяемые субъекты могут обладать такими специфическими особенностями, которые позволяют аудитору на основе своего профессионального суждения отнести данный экономический субъект с позиций проведения аудиторской проверки к субъектам малого предпринимательства.

     В статье 3 и 4 Закона № 209-ФЗ определены понятия  субъектов малого и среднего предпринимательства. К ним относятся внесенные  в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие определенным критериям.[5]

     Первый  критерий - состав учредителей юридических  лиц. Чтобы считаться малым или  средним предприятием, доля государственной  собственности, иностранных учредителей или общественных организаций в уставном капитале не должна превышать 25 процентов (за исключением активов инвестиционных фондов). Не больше четверти акций (долей) может принадлежать иным юр. лицам, не являющимся малыми предприятиями. Аналогичное условие содержалось и в Законе № 88-ФЗ.

  Второй критерий - средняя численность работников. В категорию малых попадают компании со штатом от 16 до 100 человек. Организации с количеством сотрудников не более 15 человек признаются микропредприятиями, которые также относятся к категории малых. Средней считается фирма с числом работающих от 101 до 250 человек. Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

  Третий критерий - выручка от реализации товаров, работ, услуг и (или) балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год. Выручка определяется в порядке, установленном НК РФ - без учета НДС. Балансовая стоимость активов определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

  Категория предприятия изменяется, только если в течение двух календарных лет подряд численность сотрудников и выручка оказывается выше или ниже установленных законом предельных значений.

  Особенности аудита субъектов малого предпринимательства определены несколькими российскими правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

  Для субъектов малого предпринимательства характерным является то, что бухгалтерский учет в них ведется ограниченным числом работников, и, кроме того, законодательно допускается совмещение обязанностей лица, ответственного за ведение учета и за хранение товарно-материальных ценностей. Таким образом, аудиторская организация в ходе аудиторской проверки таких предприятий не должна требовать в полной мере разделения ответственности и полномочий сотрудников.

  В субъектах малого предпринимательства доверие аудитора к эффективности системы, внутреннего контроля обычно должно быть ниже, чем для средних и крупных экономических субъектов, и по этой причине мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности должно в большей мере определяться аудиторскими процедурами по существу. Аудиторская организация самостоятельно принимает решение о том, применять или не применять при аудите данного экономического субъекта методики аудита, характерные для субъектов малого предпринимательства, но обязана отразить свой выбор и соответствующую аргументацию в своей рабочей документации.

  Документирование изучения и оценки системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля должно соответствовать масштабу проверяемого экономического субъекта и для субъектов малого предпринимательства может проводиться в упрощенном виде по сравнению с документированием крупных и средних экономических субъектов.

  В ходе аудита малых экономических субъектов аудиторским организациям следует применять правила (стандарты) аудиторской деятельности в полном объеме. Вместе с тем для малых экономических субъектов характерен ряд специфических особенностей, которые оказывают влияние на порядок проведения аудита таких субъектов. Данные особенности бывают, как правило, вызваны следующими факторами:

    • ограничение или отсутствие разделения полномочий сотрудников, отвечающих за ведение учета и подготовку отчетности;
    • преобладающее влияние владельца и (или) единоначального руководителя на все стороны деятельности такого экономического субъекта.

     Во  время аудита малых экономических  субъектов особое внимание необходимо уделить следующим потенциальным факторам риска:

    • учетные записи могут вестись нерегулярно, без последовательного соблюдения формальных требований, могут не отражать реального положения дел, что повышает риск искажений бухгалтерской отчетности;
    • руководители экономического субъекта могут ошибочно предполагать, что в. ходе аудита, предусматривающего выдачу аудиторского заключения, аудиторская организация дополнительно окажет услуги по восстановлению учета, исправлению допущенных ошибок, подготовке бухгалтерской отчетности;
    • вследствие меньшего, чем в иных экономических субъектах, количества учетных работников по объективным причинам невозможно обеспечить надлежащее разделение их ответственности и полномочий;
    • в условиях малых экономических субъектов возможна ситуация, когда сотрудники, ведущие бухгалтерский учет, одновременно имеют доступ к таким активам экономического субъекта, которые легко могут быть сокрыты, изъяты или реализованы, что может способствовать возникновению злоупотреблений;
    • если малый экономический субъект осуществляет большое количество операций за наличные деньги, возможна ситуация, когда выручка не фиксируется или занижается (с целью нарушения требований налогового законодательства), а расходы — завышаются (с целью провести как производственные затраты средства, направленные на личное потребление руководящих работников);
    • при ограниченном числе сотрудников, ведущих бухгалтерский учет, затруднены или невозможны регулярные взаимные сверки учетных данных, что повышает риск возникновения ошибок и искажений бухгалтерской отчетности.

  В малых экономических субъектах дополнительный риск средств контроля возникает в области использования систем компьютерной обработки данных.

2.2. Аудит отчетности субъектов малого предпринимательства

  При проведении проверки на малых предприятиях аудитору необходимо учесть, что отчетность данного рода экономических субъектов может различаться. В соответствии с действующими нормативными документами малые предприятия сами выбирают форму отчетности, которую они будут составлять: либо общепринятую для всех экономических субъектов, либо упрощенную. С точки зрения техники проведения проверки этот момент не вносит каких-либо существенных особенностей в порядок проведения проверки.

  Если малое предприятие выбрало в соответствии с общеустановленным порядком упрощенную систему отчетности, то аудитору при проверке необходимо руководствоваться еще и Федеральным законом РФ № 222-ФЗ от 29 декабря 1995 г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» и приказами МФ РФ о форме книги учета доходов и расходов и порядке отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.[6]

     Упрощенная  система отчетности для субъектов  малого предпринимательства — организаций и индивидуальных предпринимателей — применяется наряду с принятой ранее системой отчетности, предусмотренной законодательством РФ.[7]

     Право выбора системы отчетности, включая  переход к упрощенной системе  или возврат к принятой ранее, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Применение упрощенной системы отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством РФ подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.

     Организациям, применяющим упрощенную систему  налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных докуменътов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.

     Отказ от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и обратный переход (возврат) к принятой ранее  системе налогообложения, учета  и отчетности могут осуществляться субъектами малого предпринимательства с начала очередного календарного года при условии подачи соответствующего заявления в налоговый орган в срок не позднее чем за 15 дней до завершения календарного года.

     В случае выявления искажений бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторская организация должна оценить их влияние на достоверность проверяемой отчетности во всех существенных отношениях.

  В связи с выявлением искажений бухгалтерской отчетности аудиторской организации следует учитывать возможные виды нарушений, имеющие место у экономического субъекта и ведущие к появлению искажений, а именно:

     а)  отклонения от установленных законодательством правил ведения и организации бухгалтерского учета и отчетности;

     б)  отсутствие или несоблюдение в течение отчетного периода принятой учетной политики отражения в бухгалтерском учете отдельных хозяйственных операций и оценки имущества;

     в) нарушения гражданского, налогового и валютного законодательства;

     г)    прочие виды нарушений, влияющих на искажение бухгалтерской отчетности.

  Аудитор должен в случае выявления искажений бухгалтерской отчетности корректировать разработанные им аудиторские процедуры в зависимости от:

     а)  видов нарушений, имевших место  в организации и ведущих к  появлению искажений;

     б)  степени существенности выявленных искажений;

     в)   риска появления искажений при  дальнейшей проверке и риска не обнаружения искажений.

  Если аудитор не обнаружил нарушений или обнаружил нарушения, которые не влияют на законность функционирования, не наносят ущерб государству, учредителям или акционерам, то он фиксирует это в аналитической части аудиторского заключения и выдает положительное заключение.

  При обнаружении нарушений, влияющих на законность функционирования или наносящих ущерб государству, учредителям или акционерам, аудитор фиксирует это в аналитической части аудиторского заключения, предоставляя организации время для устранения выявленных нарушений. Если нарушения не исправлены, то аудитор не вправе выдать положительное заключение. 
 

Информация о работе Аудит малых предприятий