Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 22:39, курсовая работа
Целью исследования является разработка теоретических положений, методических основ и практических рекомендаций по формированию системы учета и аудита материально – производственных запасов в промышленности по принципам международного учета.
Введение 3
1. Характеристика исследуемого объекта (предприятия) 5
2. Задачи, источники и последовательность аудита материально-производственных запасов 10
3. Классификация материально-производственных запасов и контроль их при¬емки 19
4. Техника контроля оценки материально-производственных запасов 22
5. Приемы и способы контроля организации аналитического учета 24
6. Аудит синтетического учета поступления материалов 27
7. Аудит синтетического учета выбытия материалов 30
8. Автоматизированные системы контроля материально-производственных за¬пасов 38
9. Обобщение и оформление результатов аудита материально- производственных запасов 39
Заключение. 41
Литература. 43
Приложения
Кроме перечисленных документов, составляются накладные (ф. № М-12, М-13) при внутреннем перемещении материалов со склада на склад или при сдаче цехами на склад неиспользованных сэкономленных материалов или ценных отходов производства, отходов от брака продукции, от ликвидации основных средств, от выбытия из эксплуатации малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Материально ответственные лица, сдающие материалы, выписывают накладные в двух экземплярах: один цеху для списания материалов, другой складу - для их оприходования (Приложение Г).
7. Аудит синтетического учета выбытия материалов.
Расходные документы отражают отпуск материалов на производственные нужды (изготовление продукции), на хозяйственные нужды (содержание зданий, ремонтные работы), реализацию на сторону излишних, не используемых в хозяйственной деятельности предприятия материалов. К ним относятся: лимитно - заборные карты, требования, накладные.
Лимитно - заборная карта (ф. № М-8, М-9) (Приложение Д) выписывается отделом снабжения на одну или несколько позиций (видов материалов), относящихся к определенному коду производственных затрат (заказу). Расчет потребности необходимого объема и вида материальных ценностей цеху для выполнения производственной программы осуществляет планово-производственный отдел. Лимит расходования и отпуска материалов при этом сокращается на количество ценностей данного вида оставшихся в цехах на начало месяца. Выписываются карты в двух экземплярах: один -цеху, другой - складу. При отпуске ценностей со склада кладовщик расписывается в лимитно - заборной карте цеха, а представитель получателя - в лимитно - заборной карте склада.
В обеих картах после каждого отпуска выводится остаток неиспользованного лимита. По использовании лимита и по окончании месяца лимитно - заборные карты сдаются в бухгалтерию предприятия. На основании их оформляется отпуск материалов и осуществляется текущий контроль за соблюдением установленных лимитов их отпуска на производственные нужды.
По лимитно - заборной карте ведется также учет материалов, не использованных в производстве (возврат). При этом никаких дополнительных документов не составляется.
В целях сокращения количества лимитно - заборных карт возможно применение поквартальных карт с отрывными месячными талонами. Если лимитно - заборные карты используются при постоянном, систематическом отпуске материалов, то для оформления однократного их отпуска на хозяйственные и прочие нужды применяется требование (ф. № М-10 и М-11). Выписывается требование в двух экземплярах цехами, отделами, потребителями материалов: один -остается у получателя с распиской материально ответственного лица склада, второй - у заведующего складом (кладовщика) с распиской получателя.
Всякий сверхлимитный отпуск материалов на производство (возмещение брака, перерасход, перевыполнение производственной программы) или замена материалов оформляются выпиской специального требования с отметкой в нем кода причины и виновника перерасхода. Отпуск в этих случаях допускается только с разрешения директора предприятия, или главного инженера, или лиц, ими уполномоченных.
Накладные (ф. № М-14 и М-15) применяются для учета и оформления отпуска материалов на сторону или хозяйствам своего предприятия, расположенным за пределами его территории (Приложение Е). Выписываются они отделом сбыта в трех экземплярах на основании нарядов или договоров. При перевозке автотранспортом материалов, отпущенных на сторону, выписывается товарно-транспортная накладная.
Порядок учета материалов на складах и в бухгалтерии зависит от метода учета материалов. Метод предусматривает порядок и последовательность ведения учета материалов, виды учетных регистров, их количество, взаимосверку показателей.
На ООО «ДИНС» применяется оперативно – бухгалтерский метод.
Основные принципы оперативно-бухгалтерского метода следующие:
оперативность и бухгалтерская достоверность количественного учета на складе при помощи карточек складского учета, которые ведутся материально ответственными лицами;
систематический контроль работников бухгалтерии непосредственно на складе за правильным и своевременным документированием операций по движению материалов и ведением складского учета материалов; предоставление бухгалтерам права проверки соответствия фактических остатков материалов в натуре данным текущего складского учета;
осуществление бухгалтерией учета движения материалов только в денежном выражении по учетным ценам и по фактической себестоимости в разрезе групп материалов и мест их хранения, а при наличии ВУ - также в разрезе номенклатурных номеров;
систематическое подтверждение (взаимосверка) данных складского и бухгалтерского учета путем сопоставления остатков материалов по данным складского (количественного) учета, оцененных по принятым, учетным ценам, с остатками материалов по данным бухгалтерского учета.
Оперативно-бухгалтерский метод учета материалов предполагает ведение на складах только количественно-сортового учета движения материалов. Осуществляется он на карточках складского учета материалов (тип. ф. № М-17) (Приложение К). Бухгалтерия открывает карточки на каждый номенклатурный номер материала и под расписку передает их заведующему складом. По мере поступления на склад материалов кладовщик выписывает приходный ордер или заменяющий его документ и регистрирует его в карточке складского учета материалов. На основании расходных документов (лимитно - заборных карт, требований, накладных) в карточке регистрируется расход материалов.
Разноска из лимитно - заборных карт в карточки складского учета материалов данных об отпуске может производиться и по мере закрытия карт (если они на одну позицию материалов), но не позднее 1-го числа следующего за отчетным месяца. В этом случае лимитные карты в течение месяца хранятся вместе с соответствующими карточками складского учета. Остаток в карточке выводится после каждой записи. В обязанности кладовщика входит запись учетных цен в документы на приход и расход материалов и номер записи по складской картотеке. В установленные графиком сроки кладовщик составляет реестры сдачи документов на приход и расход материалов с указанием количества документов, их номеров и групп материалов, к которым они относятся. Бухгалтер материального отдела принимает от материально ответственного лица документы при реестрах непосредственно на складе, тщательно проверяет правильность отражения основных реквизитов документов в карточках складского учета (номенклатурный номер, количество, остаток) и заверяет проверку своей подписью, после чего карточка приобретает силу бухгалтерского регистра.
Работник бухгалтерии должен также проводить на складах контрольные, выборочные проверки фактического наличия остатков материалов, особенно дефицитных и дорогостоящих. О выявленных нарушениях в работе материально ответственных лиц и по результатам выборочной проверки замечания вносятся в специальный журнал склада и докладываются главному бухгалтеру предприятия.
По состоянию на первое число каждого месяца материально ответственное лицо переносит количественные остатки из карточек в книгу учета остатков материалов (ведомость) ф.№ М-20.
Эта книга открывается бухгалтерией на год по каждому складу. Хранится она в бухгалтерии и выдается кладовщику за день до окончания месяца, а второго-третьего числа следующего месяца он возвращает ее в бухгалтерию. В обязанность материально ответственного лица входит контроль за соответствием фактических остатков по номенклатурным номерам, установленным нормам запасов (максимум, минимум) и сообщение об отклонениях отделу снабжения предприятия.
На ООО «Динс», документальное отражение материально – производственных запасов ведется в соответствии с законодательством РФ. Все хозяйственные операции по движению МПЗ оформляются оправдательными документами. Они служат учетными первичными документами, на основании которых ведется синтетический и аналитический учет МПЗ.
Ведется учет расчетов с поставщиками в журнале-ордере № 6 (Приложение Н). Это комбинированный регистр, аналитический учет в котором организуется в разрезе каждого платежного документа, приходного ордера или приемного акта. Открывается этот журнал-ордер суммами незаконченных расчетов с поставщиками на начало месяца:
по акцептованным платежным документам, срок оплаты которых не наступил, или просроченным - материалы поступили(сальдо на начало месяца по счету 60);
по акцептованным платежным документам оплаченным - материалы не поступили (справочно “За неприбывший груз”, сальдо нет);
по акцептованным платежным документам неоплаченным материалы не поступили (справочно “За неприбывший груз” и сальдо на начало месяца);
сальдо на начало месяца по неотфактурованным поставкам (материалы поступили, а платежные документы для оплаты их не поступили).
В течение отчетного месяца бухгалтерия предприятия получает платежные требования поставщиков, акцептованные отделом снабжения, принимает приходные ордера и приемщые акты складов, получает выписки из расчетного и прочих счетов предприятия. Это позволяет заключить расчеты, закончить их ввиду выполнения каждой стороной своих обязательств.
Журнал-ордер № 6 ведется линейно-позиционным способом, что дает возможность судить о состоянии расчетов с поставщиками по каждому документу. Кроме справочных данных (номер счета, регистрационный номер, наименование поставщика), в журнале-ордере № 6 записывается номер приходного документа склада, стоимость поступивших материалов по учетным ценам предприятия и стоимость по платежному документу поставщика. Суммы по учетным ценам записываются независимо от вида поступивших ценностей общей суммой, а суммы по платежным требованиям поставщиков - в разбивке по группам поступивших материалов (основные, вспомогательные, полуфабрикаты, топливо и т. п.). Сумма претензий записывается на основании актов. По выпискам банка производится отметка об оплате каждого платежного документа.
Учет и контроль за расходованием товарно-материальных ценностей - одна из важных задач бухгалтерского учета. Все первичные документы на расход и отпуск материалов группируются бухгалтерией ООО «Динс» в разрезе синтетических счетов, субсчетов, мест использования и направления затрат. В течение отчетного месяца их движение учитывается по учетным ценам, а по окончании месяца после расчета процентов и сумм транспортно-заготовительных расходов или отклонений фактической себестоимости от плановых цен эта стоимость доводится до фактической себестоимости. Таким образом, данные, образующие фактическую себестоимость поступивших материалов, в бухгалтерском учете отражаются в разных журналах-ордерах (№ 1, 3, 6, 7, 10/1,13), а суммируются в Главной книге. Фактическую себестоимость израсходованных и отпущенных на сторону материалов записывают в журналах-ордерах № 10 и 10/1 (приложение Л) и в Главной книге (Приложение М), а так же балансе предприятия (Приложение П).
Содержание плана и программы аудиторской проверки учета материально-производственных запасов на ООО «Динс» приведены в приложении Ц.
Таблица 4 – Рабочий документ аудитора по проверке достоверности отражения операций по прибытию материалов
Счет-фактура. Товарно-транспортные накладные. Приходные ордера. От поставщика на склад сырья поступил металл. Стоимость его составляет: | По данным предприятия | По данным аудитора | ||||
сумма | Дт | Кт | сумма | Дт | Кт | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
д) отклонения в ценах | 300 | 10/1 | 60 | 300 | 10/1 | 60 |
а) по учетным ценам | 68640 | 10/1 | 60 | 68640 | 10/1 | 60 |
б) по покупным ценам | 68940 | - | - | 68940 | - | - |
Продолжение таблицы 10 | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
в) транспортно-заготовительные расходы | 3700 | 10/1 | 60 | 3700 | 10/1 | 60 |
г) НДС | 14528 | 19 | 60 | 14528 | 19 | 60 |
Счет-фактура. Товарно-транспортные накладные. Приходные ордера. На склад от поставщика поступило топливо. Стоимость его составляет: |
|
|
|
|
|
|
д) отклонения в ценах | 100 | 10/3 | 60 | 100 | 10/3 | 60 |
а) по учетным ценам | 5305 | 10/3 | 60 | 5305 | 10/3 | 60 |
б) по покупным ценам | 5405 | - | - | 5405 | - | - |
в) транспортно-заготовительные расходы | 190 | 10/3 | 60 | 190 | 10/3 | 60 |
г) НДС | 1119 | 19 | 60 | 1119 | 19 | 60 |