Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 09:50, курсовая работа
Конкретная цель аудита основных средств - проверка правильности формирования состава, полноты и реальности учета основных средств и достоверности амортизации их стоимости.
Введение...................................................................................................................3
1. Теоретические основы аудита основных средств.............................................4
1.1 Перечень, классификация, отнесение отдельных объектов к основным средствам................................................................................................................16
1.2 Первоначальная стоимость основных средств и их аудит...........................23
1.3 План и программа проведения аудита основных средств...........................26
2. Аудит организации учета основных средств..................................................36
3. Типичные ошибки в документировании движения основных средств........39
Заключение.............................................................................................................49
Список использованной литературы...................................................................50
- суммы, уплачиваемые поставщику (продавцу);
- суммы,
уплачиваемые организациям за
осуществление работ по
- суммы,
уплачиваемые организациям за
информационные и
- регистрационные
сборы, государственные
- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта ОС;
- вознаграждения,
уплачиваемые посреднической
- иные
затраты, непосредственно
При этом фактические затраты на приобретение основных средств уменьшаются на суммы положительных суммовых разниц (Дт 08 Кт 60 - сторно) или увеличиваются на суммы отрицательных суммовых разниц (Дт 08 Кт 60), что должно быть также проверено в ходе аудиторской проверки.
При получении ОС безвозмездно их стоимость определяется по рыночным ценам на аналогичные основные средства и включается в состав доходов будущих периодов. Затем по мере начисления амортизации следует производить списание соответствующей доли доходов будущих периодов, равной сумме начисленной амортизации.
При приобретении
ОС по договору мены их стоимость равна
стоимости переданных организацией
ценностей, устанавливаемой исходя
из цены, по которой обычно определяют
стоимость аналогичных
Изменение
первоначальной стоимости ОС согласно
действующим нормативным
Важным
вопросом является амортизация. Стоимость
ОС организации погашается путем
ежемесячного начисления амортизации.
Амортизация начисляется в
В соответствии с п. 18 ПБУ 6/01 амортизация по основным средствам может начисляться следующими способами:
- линейным;
- уменьшаемого остатка;
- списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
- списания
стоимости пропорционально
В ходе проверки необходимо уточнить, что не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки, объекты природопользования). Амортизация не начисляется по объектам жилищного фонда, внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам (лесного хозяйства, дорожного хозяйства и т.п.), а также по продуктивному скоту, буйволам, волам, оленям, многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста. По данным ОС и объектам ОС некоммерческих организаций исчисляется сумма износа в конце отчетного года по установленным нормам амортизационных отчислений. Объекты основных средств стоимостью не более 10 000 руб. за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и другие печатные издания могут списываться на затраты по мере отпуска их в производство без начисления амортизации.
Аудитор должен иметь в виду, что все объекты бухгалтерского учета, которые до вступления в силу гл. 25 НК РФ входили в состав основных средств, в целях бухгалтерского учета в соответствии с ПБУ 6/01 остаются в составе основных средств до их выбытия независимо от их стоимости и оставшегося срока полезного использования.
Что касается
налогового законодательства, то в
соответствии с гл. 25 НК РФ названные
выше объекты основных средств исключаются
из состава амортизируемого
Арендное предприятие, заключившее с арендодателем договор аренды (или дополнительное соглашение), по которому предусматривается переход имущества, относящегося к ОС, в собственность арендатора (выкуп) по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения последним всей обусловленной договором выкупной цены, отражает также долгосрочно арендуемые основные средства.
Расшифровка движения ОС в течение отчетного года, а также их состава на конец отчетного года приводится в Приложении к бухгалтерскому балансу (форма N 5), что также должно быть изучено и удостоверено в ходе проверки.
Аудитору следует обратить внимание также на:
- разделение обязанностей на предприятии;
- соблюдение
в организации необходимых
- поддержание
физического контроля над
- своевременное
составление первичных
- организацию системы внутреннего аудита в части основных средств.
Разделение
обязанностей необходимо для предотвращения
злоупотреблений и хищений, для
выявления случайных ошибок. Если
один и тот же человек совершает
хозяйственную операцию и сам
отражает ее в учете или выполняет
все учетные функции, начиная
от составления первичных
Соблюдение
необходимых формальных процедур при
совершении хозяйственных операций
работниками предприятия должно
быть неукоснительным. Данный элемент
проверки непосредственно связан с
четким определением прав и обязанностей
отдельного работника. Каждый сотрудник
должен, во-первых, абсолютно точно
знать, какие формальные процедуры
ему следует выполнять при
исполнении своих должностных
Физический контроль ОС предполагает:
- обеспечение охраны имущества организации;
- плановые
инвентаризации имущества
- инвентаризацию
имущества в установленных
Физический контроль над документацией по основным средствам осуществляется посредством:
- создания
графика документооборота
- последовательной
нумерации первичных
- гашения
первичных и оправдательных
- брошюрования
документов в папки по
- создания архива;
- сдачи
документов в архив по
Первичные документы по учету ОС в организации должны:
- быть
оформлены в момент совершения
хозяйственных операций или
- содержать
обязательные реквизиты,
- соответствовать
типовым унифицированным
- соответствовать формам документов, установленным учетной политикой организации;
- в случае
внесения в бухгалтерский учет
исправлений справки,
Орган внутреннего аудита в организации создается с целью независимой проверки выполнения сотрудниками организации должностных обязанностей. Организационные формы внутреннего аудита могут быть различными, например: отдел внутреннего контроля, управление, бюро, отдельная группа внутренних аудиторов и др. Так как создание органа внутреннего аудита - достаточно дорогое мероприятие, а эффективность его работы не всегда можно измерить в денежном выражении, многие руководители предприятий недооценивают важность этой структуры.
В ходе проверки аудитор обязан разобраться в системе бухгалтерского учета, которая применяется на проверяемом им экономическом субъекте, изучить и оценить средства контроля, на основе которых он должен определить суть, масштаб и временные затраты предполагаемых аудиторских процедур. При этом он должен быть убежден, что система бухгалтерского учета достоверно отражает хозяйственную деятельность проверяемого экономического субъекта. Этому может способствовать система внутреннего контроля. Когда аудитор убеждается, что может опереться на соответствующие средства контроля, он получает возможность:
- сократить объем аудиторских процедур в части проверки статьи баланса;
- проводить
аудиторские процедуры
- внести
изменения в применяемые
- откорректировать
предполагаемые затраты
Изучение
и оценка особенностей ведения
учета и отражения в статье
баланса "Основные средства"
в ходе аудиторской проверки
должны в обязательном порядке
документироваться с
- специально
разработанных тестовых
- перечня
типовых вопросов для
- специальных бланков и проверочных листов;
- блок-схем и графиков;
- перечня замечаний, протоколов, актов.
Аудиторские организации самостоятельно разрабатывают методики и порядок изучения и проверки данной статьи баланса. Снижение объема и детальности отдельных аудиторских процедур в результате изучения особенностей экономического субъекта должно быть во всех случаях аргументировано.
Поскольку
мнение аудитора об организации ведения
учета основных средств и отражения
их в балансе является основанием
для планирования степени детальности
и выборочности проведения аудиторских
процедур, отсутствие документирования
или ненадлежащее документирование
особенностей бухгалтерского учета
проверяемого экономического субъекта,
а также результатов его
Серьезные недостатки системы учета, отражения в балансе основных средств и системы внутреннего контроля основных средств, отмеченные в ходе аудиторской проверки, а также рекомендации по их устранению следует отражать в письменной информации (отчете) аудитора руководству проверяемого экономического субъекта.
1.1 Перечень,
классификация, отнесение
Согласно ПБУ 6/01 объект основных средств (ОС) - это актив организации, который:
- используется в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
- используется
в течение длительного времени,
- не предполагается к перепродаже;
- способен
приносить организации
К основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.