Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 09:50, курсовая работа
Конкретная цель аудита основных средств - проверка правильности формирования состава, полноты и реальности учета основных средств и достоверности амортизации их стоимости.
Введение...................................................................................................................3
1. Теоретические основы аудита основных средств.............................................4
1.1 Перечень, классификация, отнесение отдельных объектов к основным средствам................................................................................................................16
1.2 Первоначальная стоимость основных средств и их аудит...........................23
1.3 План и программа проведения аудита основных средств...........................26
2. Аудит организации учета основных средств..................................................36
3. Типичные ошибки в документировании движения основных средств........39
Заключение.............................................................................................................49
Список использованной литературы...................................................................50
Особое внимание при аудите поступления объектов основных средств аудитор вынужден уделять объектам, принятым в эксплуатацию на условиях текущей и долгосрочной аренды.
При выбытии объектов основных средств аудитор должен тщательно проанализировать формы выбытия, так как в зависимости от этого приемы и методы аудиторской проверки строго дифференцируются. Например, при продаже объектов основных средств должна быть установлена рыночная стоимость, которая (как правило) не должна быть ниже балансовой стоимости. В случае реализации основных средств ниже рыночной стоимости соответственно увеличивается налогооблагаемая прибыль.
При безвозмездной передаче объекты основных средств подлежат обложению НДС за исключением безвозмездной передачи основных средств для непроизводственной сферы. Плательщиком НДС является передающая сторона.
Для определения
непригодности объектов основных средств
или невозможности и
Если в
ходе аудиторской проверки выяснилось,
что на предприятии произошло
списание объектов основных средств
в связи со строительством новых,
расширением, реконструкцией и техническим
перевооружением действующих
Особое
внимание аудитор должен уделить
правильности списания и Оприходование
в бухгалтерском учете на счете
10 «Материалы» деталей, узлов и
агрегатов разобранного и демонтированного
оборудования, годных для ремонта
других машин, а также других материалов,
полученных от ликвидации объектов основных
средств. При этом следует помнить,
что детали и узлы, изготовленные
с применением драгоценных
Программа аудиторской проверки
Таблица 1.
№ |
Перечень проверяемых процедур и вопросов |
Рабочие документы |
Примечание | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |||
1 |
Аудит наличия и сохранности основных фондов |
|||||
Получение полного списка ОС (с указанием количества и стоимости), сверка полученных данных с данными картотеки ОС, остатков ведомости по сч.01 «Основные средства», на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства», на счете 01 Главной книги, оборотной ведомости, бухгалтерского баланса (с учетом износа) |
Справка о наличии ОС (инвентарная опись ОС по местам их эксплу- атации), договоры аренды, ФОС -6, ведомость по счету 01, главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, бухгалтерский баланс. |
Сальдо должны совпадать | ||||
Ознакомление с инвентарным составом ОС |
Инвентарная опись ОС по подразделениям, договоры аренды |
Выявить наличие арендованных ОС, ОС сданных в аренду | ||||
Выборка объектов ОС по данным инвентарной описи по подразделениям |
Инвентарная опись ОС по подразделениям, договоры аренды |
По ОС арендованным и сданным в аренду - применяется сплошная проверка | ||||
Ознакомление с порядком ведения картотеки ОС и инвентарных списков по конкретным МОЛ |
ФОС-6, ФОС-9, инвентарные списки, приказы о назначении МОЛ |
Формальная проверка | ||||
Проверка физического наличия ОС: осмотр объектов ОС |
Наблюдения аудитора при посещении мест стоянки, ремонта, хранения и мест работы ОС | |||||
Проверка правильности отнесения предметов к основным средствам |
Учетная политика, ФОС-6, ФОС-9 |
|||||
Проверка правильности классификации ОС |
ФОС-6, ФОС-9 |
|||||
Проверка правильности оформления прав собственности на объекты ОС |
Договоры аренды, купли-продажи ОС, свидетельства о регистрации транспортных средств в ГИБДД, органах Гостехнадзора |
|||||
Проверка первичной учетной документации по поступлению, переме щению и выбытию ОС |
Акты приема - передачи, технический паспорт и др. |
|||||
Правильность оценки и переоценки основных средств |
ФОС-1, ФОС-6, счет -фактуры, накладные и |
|||||
1.11 |
Проверка обеспечения сохранности основных средств: проверка результатов инвентаризации |
сличительная ведомость решения руководства по итогам проведения инвентаризации |
||||
2 |
Аудит поступления основных средств |
|||||
2.1 |
Получение списка (с указанием количества и стоимости) приобретенных объектов основных средств, сверить полученные показатели с данными оборотов по счету 01, главной книги, оборотно-сальдовой ведомости |
Ведомость наличия и движения ОС, главная книга, оборотно-сальдовая ведомость по счету «01» |
Суммы оборотов по счетам должны
совпадать с данными | |||
Проверка физического наличия вновь приобретенных объектов ОС |
при посещении аудитором мест стоянки, ремонта и эксплуатации ОС | |||||
Проверка создания комиссии по приемке основных фондов |
Приказы, распоряжения |
|||||
Проверка оформления первичных учетных документов |
ФОС-1, ФОС-6, ФОС-9 |
Наличие, заполнение реквизитов, установление источников приобретения ОС | ||||
Проверка документов по поступлению ОС |
Договоры купли-продажи, поставки, счет - фактуры, расходные накладные, платежные поручения и др. |
Проверка наличия, оформление договоров, счет-фактур, накладных и др. | ||||
Проверка правильности формирования первоначальной стоимости основных средств на счетах синтетического учета |
Регистры бухгалтерского учета по счетам: 01, 08 |
Проверяется обоснованность
и правомерность включения | ||||
Проверка надлежащего отражения первоначальной стоимости в актах приемки-передачи ОС, инвентарных карточках ОС |
Акты-приемки передачи (ФОС-1), инвентарные карточки (ФОС-6), ведомость по счету 01,08 |
Данные ведомости по счету 01 должны совпадать с первоначальной стоимостью объекта ОС в ФОС-1 | ||||
Анализ расчета и возмещения НДС по поступлению ОС |
Договоры купли-продажи, счет - фактуры, журналы-ордера и ведомости по счетам 08, 01, 19, 68, 76 |
|||||
3 |
Проверка операций по выбытию ОС |
|||||
Формирование списка ОС, выбывших в течение отчетного периода, сверка полученных данных с данными по кредиту счета 01, дебету счета 02, и данными счетов, на которых отражено списание ОС |
Ведомость наличия и движения основных фондов в разрезе видов, главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, учетные регистры по счетам 01,02, 19,91, 79, 99 |
|||||
Проверка правильности оформления списания ОС в первичной учетной документации |
Приказы, акты распоряжения, приемки-передачи (ФОС-1), инвентарные карточки (ФОС-6), ФОС-9 |
|||||
Проверка отражения на счетах бухгалтерского учета |
Учетные регистры по счетам 01,02,19,91,79,99 |
Полнота и правильность списания
первоначальной стоимости и суммы
износа со счетов их учета, правильность
определения финансового | ||||
4 |
Проверка правильности начисления износа |
|||||
Получение ведомости начисления износа |
Ведомость износа ОС по видам |
|||||
Получение перечня объектов ОС, по которым применяются особые условия начисления амортизации или ее прекращения |
Договоры аренды, ведомость полностью изношенных основных средств |
Получить перечни ОС с истекшими нормативными сроками эксплуатации, ОС переданные организацией в аренду | ||||
| ||||||
Определение перечня проверяемых основных средств |
Ведомость износа ОС по видам |
|||||
Проверка правильности начисления износа |
Ведомость начисления износа |
Проверка по выбранным объектам детальная | ||||
Сверка данных по ведомости для начисления износа с данными первичных учетных документов |
ФОС-6, Ведомость износа ОС |
Все ли объекты ОС приняты в расчет; первоначальная стоимость ОС, норма амортизации, дата поступления ОС | ||||
Сверка данных аналитического учета начисления износа с данными синтетического учета |
Ведомость начисления износа, ведомость по сч. 02 |
Суммы должны совпадать | ||||
Правильность отнесения АО на соответствующие счета затрат |
Ведомость по счету 02, 20, 26 и др. |
|||||
Аудит арендованных ОС и ОС, |
||||||
5 |
сданных в аренду |
|||||
Проверка отнесения аренды основных средств к текущей или долгосрочной |
Договоры аренды |
Условия предоставления, срок аренды имущества | ||||
проверка порядка приемки на учет арендованных ОС |
Договоры аренды, приемо-сдаточные акты |
Наличие и правильность оформления | ||||
Проверка учета таких ОС на предприятии |
Счет 001 |
При долгосрочной аренде и при текущей - на 001. | ||||
. |
Проверка учета арендной платы, др. затрат по использованию имущества арендованных ОС и ОС сданных в аренду |
договоры аренды, счет- фактуры, платежные документы, Ведомости по счетам 20, 60, 76, 91 |
Соответствие договору и проверить правильность отражения в учете арендной платы, затрат на ремонт (капитальный и текущий) | |||
Аудит восстановления ОС |
Учетная политика, |
|||||
Проверка и оценка порядка |
приказы, сметы, отчеты |
|||||
учета затрат на ремонт ОС и отражение этих сумм на соответствующих счетах |
||||||
2. Аудит
организации учета основных
Порядок
ведения бухгалтерского учета основных
средств регламентируется Положением
по бухгалтерскому учету «Учет основных
средств (ПБУ 6/01)», утвержденный приказом
Минфина России от 30.03. 2001 г. № 26 н. Основные
средства учитываются сроком полезного
использования более 12 месяцев без
ограничения стоимости в
Поступление основных средств оформляется следующими проводками:
Д-т сч. 08 К-т сч. 60 - отражены покупная стоимость объекта, а также транспортные и иные затраты по приобретению, включая положительную суммовую разницу (либо отрицательную - методом "красное сторно"), выявленную до ввода объекта в эксплуатацию;
Д-т сч. 01 К-т сч. 08 - отражен ввод объекта в эксплуатацию;
Д-т сч. 08 К-т сч. 98 - при безвозмездном получении основных средств производственного назначения;
Д-т сч. 01 К-т сч. 08 - отражен ввод объекта в состав основных средств;
Учет
амортизации основных средств ведется
на счете 02 "Амортизация основных
средств" методом накопления. Начисление
амортизации отражается организацией
в бухгалтерском учете
Д-т сч. 08 К-т сч. 02 - отражена начисленная амортизация по основным средствам, используемым в капитальном строительстве (кроме строительных организаций);
Д-т сч. 20, 23, 25, 26, К-т сч. 02 - отражена начисленная амортизация по основным средствам, используемым в производстве;
Д-т сч. 29 К-т сч. 02 - отражена начисленная амортизация по основным средствам, используемым в обслуживающих производствах и хозяйствах.
Амортизация не начисляется по следующим объектам основных средств:
- основным
средствам производственного
- объектам
внешнего благоустройства и
- земельным участкам;
- а также
многолетним насаждениям, не
По таким основным средствам в конце года начисляется износ, суммы которого отражаются на забалансовом счете «Износ основных средств».
Объекты
основных средств стоимостью не более
10 000 рублей за единицу, а также книги,
брошюры и т.п., специальные издания
долгосрочного пользования, списываются
на затраты производства по мере отпуска
их в производстве или эксплуатацию.
В целях обеспечения
Для оформления
операций по движению основных средств
в предусмотрены первичные
- акт
(накладная) приемки - передачи
основных средств (форма N ОС-1)
- для оформления поступления,
выбытия и внутреннего
- акт
приемки - сдачи отремонтированных,
реконструируемых и
- акт
на списание основных средств
(форма N ОС-4) - для оформления операций
по ликвидации основных
- акт
на списание автотранспортных
средств (форма N ОС-4а) - для оформления
операций по ликвидации
- инвентарная
карточка учета основных
- акт
о приемке оборудования (форма
N ОС-14) - для оформления принятого
на учет оборудования, предназначенного
для капитального
- акт
приемки - передачи оборудования
в монтаж (форма N ОС-15) - для оформления
операций по сдаче
- акт
о выявленных дефектах
Безвозмездная передача основных средств оформляется следующими проводками:
Д-т сч. 01, субсч. 20 К-т сч. 01 - списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта;
Д-т сч. 02 К-т сч. 01, субсч. 20 - списана начисленная амортизация;
Д-т сч. 91 К-т сч. 01, субсч. 20 - списана остаточная стоимость объекта на финансовый результат с включением ее в состав прочих расходов;
Д-т сч. 91 К-т сч. 68 - отражена задолженность по НДС от стоимости объекта;
Д-т сч. 99 К-т сч. 91 - списаны убытки от передачи объекта.
Ликвидация основных средств оформляется следующими проводками:
Д-т сч. 01, субсч. 20 К-т сч. 01 - списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта;
Д-т сч. 02 К-т сч. 01, субсч. 20 - списана начисленная амортизация;
Д-т сч. 91 К-т сч. 01, субсч. 20 - списана остаточная стоимость объекта на финансовый результат с включением ее в состав прочих расходов;
Д-т сч. 99 К-т сч. 91 - списаны убытки по списанию (ликвидации) объекта;
Д-т сч. 10 К-т сч. 91 - отражены возвратные материалы по стоимости возможной продажи.
Перемещение
объектов основных средств между
структурными подразделениями и
филиалами производится с применением
счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты».
При этом передается стоимость объекта
основных средств, сумма накопленной
амортизации и добавочного
Ликвидация
объектов основных средств производится
при участии постоянно
- рассмотрение
результатов инвентаризации
- участие
в ликвидации объекта основных
средств (осмотр объекта и
- выявление
лиц, виновных в
- определение возвратных материалов и их оценка;
- контроль за изъятием из списанного объекта цветных и драгоценных металлов;
- подписание акта на списание основных средств формы N ОС-4 "Акт на списание основных средств" или N ОС-4а "Акт на списание автотранспортных средств").
При ликвидации объекта возвратные материалы приходуются по цене их возможного использования или реализации, а утиль - как вторичное сырье.
3. Типичные
ошибки в документировании
Разбираются ошибки, часто встречающиеся в бухгалтерском учете основных средств: неправильное отнесение объектов к основным средствам, нарушение лимита их стоимости, несоблюдение порядка документального оформления движения основных средств и др.
Достоверность
бухгалтерского учета основных
средств зависит от
В
соответствии с п. 4 ПБУ 6/01 при
принятии к бухгалтерскому
- использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
- использование
в течение длительного времени,
- организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
- способность
приносить организации
Пример
1. В ходе аудиторской проверки бухгалтерского
учета основных средств в январе
2010 г. было установлено, что приобретенный
в июле 2009 г. компьютер был принят
к учету в составе товаров
на счете 41 "Товары" по стоимости
приобретения 70 800 руб., НДС - 10 800 руб. Услуги
по техническому контролю и установке
компьютера оказаны сторонней
Поскольку условия, перечисленные п. 4 ПБУ 6/01, единовременно выполнены, компьютер следовало принять к учету в составе основных средств. В соответствии с п. п. 7, 8 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая при приобретении за плату определяется как сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов. К фактическим затратам на приобретение основных средств относятся, в частности, суммы, уплачиваемые по договору продавцу.
Для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, предназначен счет 08 "Вложения во внеоборотные активы". Сформированная первоначальная стоимость объекта основных средств, принятого в эксплуатацию и оформленного в установленном порядке, списывается со счета 08 в дебет счета 01 "Основные средства".
В рассматриваемой ситуации неправильное принятие к учету компьютера обнаружено организацией в январе 2010 г., до утверждения бухгалтерской отчетности за 2009 г. Следовательно, организация может внести исправления в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность в декабре 2009 г. (п. 11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н).