Аудит основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 13:16, дипломная работа

Описание

Цель работы состоит в изучение состояния учета и аудита основных средств, определение направлений их совершенствования в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
• рассмотреть основные средства как объект бухгалтерского учета и аудита;
• рассмотреть порядок бухгалтерского учета основных средств на предприятии и пути его совершенствования;
• исследовать и применить методику аудита наличия и движения основных средств в организации.

Содержание

Введение
1. Теоретические и организационные вопросы аудита учета основных средств
1.1. Экономическая сущность основных средств, их классификация и оценка
1.2. Методика проведения аудита проверки основных средств
1.3. Источники информации при проведении аудита основных средств
2. Аудит основных средств
2.1. Аудит наличия и хранения основных средств
2.2. Аудит поступления основных средств
2.3. Аудит выбытия основных средств
3. Обобщение результатов аудиторской проверки основных средств
3.1. Оформление результатов аудиторской проверки (аудиторское заключение, отчет аудитора).
3.2. Типичные ошибки и нарушения при отражении в учете операции по учету основных средств
3.3. Рекомендации по устранению выявленных нарушений
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Аудит основных средств.doc

— 267.00 Кб (Скачать документ)

Неправильно сформирована первоначальная стоимость.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому и налоговому учету по первоначальной стоимости. Порядок определения первоначальной стоимости зависит от способа поступления объекта основных средств.

Выделяют следующие  способы поступления объектов основных средств:

- приобретение за плату;

- получение от учредителей в счет вклада в уставный капитал;

- получение безвозмездно;

- заготовление собственными силами;

- строительство хозяйственным или подрядным способом;

- оприходование неучтенных объектов, выявленных при инвентаризации.

Первоначальная стоимость  основного средства складывается из всех фактических затрат на его приобретение (п.8 ПБУ 6/01). К таким расходам относятся:

- суммы, уплачиваемые  в соответствии с договором  поставщику (продавцу);

- суммы, уплачиваемые  организациям по договорам строительного подряда и иным договорам;

- суммы, уплачиваемые  организациям за информационные  и консультационные услуги, связанные  с приобретением основных средств;

- таможенные пошлины;

- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;

- вознаграждения, уплачиваемые  посреднической организации, через  которую приобретен объект основных  средств;

- иные затраты, непосредственно  связанные с приобретением объекта  основных средств.

Для целей налогообложения первоначальная стоимость основных средств, приобретенных за плату определяется как сумма расходов на приобретение, доставку и доведение до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов (п. 1 ст. 257 Налогового кодекса РФ).

В ООО «Центр Телеком» бухгалтерами были допущены ошибки при формировании первоначальной стоимости объектов основных средств, полученных по договору мены. Согласно пункту 11 ПБУ 6/01, первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей. При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость основных средств, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств.

Ошибки при  отражении переоценки основных средств

«Центр Телеком» может переоценивать основные средства (п. 15 ПБУ 6/01). Проведя один раз переоценку основных средств, организация в дальнейшем должна пересчитывать их стоимость в бухгалтерском учете регулярно: не чаще одного раза в год, на начало года. В Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств прописан порядок проведения этой процедуры.

При переоценке определяется текущая (восстановительная) стоимость  основных средств. Согласно пункту 43 Методических указаний, под ней понимается сумма денежных средств, которая должна быть уплачена организацией на дату проведения переоценки в случае необходимости замены какого-либо объекта.

Основные средства переоцениваются  только в бухгалтерском учете. Для целей налогообложения результаты переоценки не принимаются.

Часто в организациях неправильно учитывают результаты переоценки.

Обычно организации  допускают ошибки при отражении  уценки основных средств, которые ранее  подвергались дооценке. При этом сумма уценки в пределах величины добавочного капитала, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится в уменьшение добавочного капитала. Если же сумма уценки превышает сумму дооценки, зачисленную в добавочный капитал организации, то сумма превышения относится на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Организации часто неправильно  отражают результаты переоценки при  выбытии объектов основных средств. В соответствии с пунктом 15ПБУ 6/01 при выбытии объекта основных средств сумма его дооценки переносится со счета 83 «Добавочный капитал» на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Чтобы правильно учесть данное требование, у организации должны быть в наличии документы, подтверждающие суммы дооценки объектов основных средств.

Неправильное  исчисление и отражение амортизации  в бухгалтерском и налоговом  учете

Основные виды ошибок и нарушений, допускаемых при  начислении и отражении амортизации  в бухгалтерском учете, состоят в следующем:

неправильное отнесение  имущества к амортизируемому;

неверное определение  срока полезного использования  объектов основных средств, которое  приводит к неправильному исчислению суммы амортизации и соответственно искажению себестоимости произведенной продукции (работ, услуг) и финансовых результатов;

невыполнение требований, изложенных в учетной политике организации  по способам начисления амортизации;

неверное начисление амортизации по объектам недвижимости.

Неправильно определен срок полезного использования.

Причины ошибок могут  также заключаться в неверном определении врока полезного  использования объектов основных средств.

В постановлении Правительства  РФ от 1 января 2002 г. № 1для каждой амортизационной  группы основных средств указаны  пределы сроков, например, для первой группы – от одного года до двух лет включительно; для второй группы – от двух лет до трех лет включительно и т.д. Конкретный срок использования имущества фирма устанавливает сама.

При этом возможно допустить  ошибку, устанавливая в месяцах предельный срок, определенный для конкретной группы. Для первой группы максимальный срок составляет 24 месяца, для третьей минимальный срок – 25 месяцев, а максимальный – 36. В результате неправильного толкования «граничащих» сроков искажена сумма ежемесячных амортизационных отчислений и, как следствие, прибыль.

Для целей бухгалтерского учета надо отметить в учетной  политике организации выбранный  способ отражения в учете затрат на проведение ремонтов основных средств.

Типичными ошибками учета  расходов на ремонт основных средств являются следующие: - несоответствие метода учета расходов на ремонт основных средств, закрепленного учетной политикой организации, фактическому состоянию учета. - неправильное разграничение затрат на восстановление основных средств (ремонт, реконструкция, модернизация).

 

3.3. Рекомендации по устранению  выявленных  нарушений

 

Выявленные нарушения  и их влияние на достоверность  бухгалтерской отчетности, налогообложения  и соблюдение законодательства

Как устранить  технические ошибки в учете основных средств

Внесение исправлений  в налоговые декларации производится в соответствии со статьей 54 налогового кодекса РФ. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой  базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки.

В практической деятельности бухгалтерами были допущены также технические ошибки при использовании программного обеспечения для ведения бухгалтерского учета. Это ошибки, возникающие при вводе информации в программу, а также в процессе обработки, хранения и передачи данных, например: бухгалтером ошибочно дважды введен один и тот же первичный документ, и соответственно дважды отражена в бухгалтерском учете одна и та же хозяйственная операция.

Технические ошибки допускаются  также при формировании показателей  бухгалтерской отчетности. При отражении  данных в бухгалтерской отчетности следует иметь в виду, что если в соответствии с нормативными документами  по бухгалтерскому учету показатель должен вычитаться из соответствующих показателей (данных) при исчислении соответствующих данных (промежуточных, итоговых и пр.) или имеет отрицательное значение, то в бухгалтерской отчетности этот показатель показывается в круглых скобках.

Если неверно  оформлены первичные документы

Ошибки, допускаемые при  составлении первичных документов, являются методологической ошибкой  в бухгалтерском учете. Все хозяйственные операции оформляются оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский и налоговый учет. Первичные документы должны иметь юридическую силу, то есть содержать ряд обязательных реквизитов.

Как правильно исправить  ошибку в документе? Процесс исправления  ошибок достаточно трудоемкий: зачеркивается неверный текст или сумма (одной чертой, чтобы можно было прочитать зачеркнутое) и рядом с зачеркнутой делается верная запись; около внесенных исправлений или на полях документа пишется «Исправлено на …» (где полностью воспроизводится текст вновь сделанной записи). Лицо, внесшее исправление, подписывается под этой записью и ставит дату исправления. Обязательно под исправительной записью еще раз подписываются все лица, которые изначально подписали документ.

Первичные документы  обычно оформляют на типовых бланках. Для большинства хозяйственных операций такие бланки разработаны Госкомстатом России. Эти бланки называют унифицированными формами. А если для какой-то хозяйственной операции типовой бланк не предусмотрено, организация может разработать его сама.

Как исправить  ошибки в регистрах бухгалтерского учета

Данные их первичных  учетных документов заносятся в  регистры бухгалтерского учета для  последующего отражения на счетах бухгалтерского учета. За достоверность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета ответственны лица, которые их составляют и подписывают. Ошибки, допущенные в результате неправильного отражения на счетах бухгалтерского учета финансово-хозяйственных операций – это группа бухгалтерских ошибок. Для их исправления необходимо провести дополнительные бухгалтерские записи.

В случаях выявления  организацией в текущем отчетном периоде неправильного отражения  хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета в прошлом году исправления  в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность за прошлый год (после утверждения в установленном порядке годовой бухгалтерской отчетности) не вносятся.

При исправлении обнаруженных бухгалтерских ошибок целесообразно  составлять бухгалтерскую справку  об исправительных проводках. В ней следует фиксировать факт неправильного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета и, кроме того, обосновать необходимость произведенных в учетных регистрах исправительных записей. Такая справка первичным документом не является.

 

Заключение

 

На этапе становления  и развития рыночных отношений эффективное  функционирование организаций любой  организационно-правовой формы вне  зависимости от видов деятельности является обязательным условием их существования, деятельность любой организации должна быть рентабельной и целью любой деятельности является получение прибыли. Достижение этой цели зависит от очень большого числа факторов и связано с общей организацией учета, применением высоких технологий, финансовыми возможностями, а также с технической оснащенностью организации.

Основные средства организации, задействованные в процессе, безусловно, влияют на результаты деятельности и  перспективное развитие предприятия. Грамотный учет основных средств, внимательное отношение к этому направлению  в учетной работе является очень важным аспектом в работе бухгалтера.

По результатам проведенного анализа можно сформулировать следующие  выводы и предложения по совершенствованию  учета и эффективности использования  основных средств на предприятии.

В ООО «Центр Телеком» бухгалтерский учет обеспечивает точное и правильное отражение наличия и движения основных средств по их количеству, цене, наименованию по хозяйственным подразделениям и лицам, ответственным за их хранение. С каждым материально-ответственным лицом заключен договор о полной материальной ответственности.

Инвентаризация проводится как перед составлением годовой  бухгалтерской отчетности, так и  при передаче основных средств от одного материально-ответственного лица другому.

Не допуская и впредь ошибок в ведении учета, предприятие будет полностью обеспечивать как сохранность, так правильный учет основных средств.

Роль основных средств  в процессе производства, особенности  их воспроизводства в условиях перехода к рыночной экономике обуславливают  особые требования к информации о наличии, движении, состоянии и использовании основных средств.

Рыночная система управления требует более полной оперативной  и комплексной информации по основным средствам. Учет должен быть построен таким образом, чтобы из него можно  было получить любую информацию, а не только отчетную.

Информация о работе Аудит основных средств