Аудит основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:16, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – провести аудит основных средств ФГУП «Производственно – технический центр Федеральной службы исполнения наказания России», причем не только имеющихся в наличии у организации, но и арендованных и приобретенных по договору лизинга, ну и соответственно переданных в аренду и по договору лизинга. Задачами проведения аудита основных средств будут являться:
обеспечения контроля за наличием и сохранностью основных средств;
правильности отнесения предметов к основным средствам, их группировки по классификации, принадлежности и характеру участия в производственном процессе;
правильности оценки основных средств в учете;
правильности оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;
правильности начисления и отражения в учете износа и ремонтов основных средств;
правильности и эффективности использования основных средств;
правильности отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
1 Нормативное регулирование учета и контроля основных средств………….4
2 Планирование проверки основных средств…………………………………...8
3 Проверка поступления основных средств……………………………………15
4 Проверка выбытия основных средств………………………………………..18
5 Амортизация основных средств………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы……………………...................................27
Приложение №1………………………………………………………………….30
Приложение №2 …………………………………………………………………32
Приложение №3………………………………………………………………….36

Работа состоит из  1 файл

аудит курсач.docx

— 68.44 Кб (Скачать документ)

правильность отнесения  предметов к основным средствам;

правильность оценки основных средств в учете;

правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;

правильность начисления и отражения в учете амортизации  и ремонта основных средств;

правильность отражения  данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.

На основании плана  составляется программа проверки, в  которой четко определим: цель аудита, основные участки работы, характер и методы проверки (сплошной, выборочный, фактический, документальный контроль и т.д.) Программа аудита является развитием общего плана аудита и  представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, применяемых в данной аудиторской проверке, а также их характер, сроки, объем и конкретных исполнитель.Она служит подробной инструкцией для аудитора по конкретному участку контроля. Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу. Назначение тестов средств контроля в том, что они помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.

Процедура «наблюдение», согласно ФП(С)АД № 5 «Аудиторские доказательства», представляет собой отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами. В части аудита основных средств, аудитор может наблюдать за ходом проведения инвентаризации, проводимой сотрудниками аудируемого лица. Эта процедура позволяет установить фактическое наличие отраженных в учете объектов основных средств. Если же аудитор не присутствует на инвентаризации, он изучает составленный по ее завершению акт.

Типичной ошибкой является несоблюдение критерия отнесения активов  предприятия к основным средствам  в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет  основных средств». Поэтому перед  аудитором стоит задача проверить  эту область.

Согласно данному ПБУ, актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются  следующие условия:

а) объект предназначен для  использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации  либо для предоставления организацией за плату во временное владение и  пользование или во временное  пользование;

б) объект предназначен для  использования в течение длительного  времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного  цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного  объекта;

г) объект способен приносить  организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Для того чтобы удостовериться, что все активы предприятия, которые  числятся основными средствами, являются таковыми, - проверяется Учетная  политика предприятия на закрепление  в ней данных критериев.

 

Еще одним источником получения  такой информации будут служить  акты по форме ОС-1 «Акт о приеме-передаче объектов основных средств», которые  применяются для включения объектов в состав основных средств и учета  их ввода в эксплуатацию.

Для проверки правильность оформления и отражения в учете  операций по поступлению и выбытию  основных средств, для начала необходимо провести формальную проверку первичных  документов, на условие правильности их составления и полноту присутствия. Так же подвергаются проверке акты купли-продажи основных средств. 

Важной задачей аудиторской  проверки является проверка правильности оценки первоначальной стоимости основных средств. При решении этой задачи аудитор может использовать достаточно широкий круг аудиторских процедур.

Аудитору необходимо проверить  все документы, подтверждающие осуществление  расходов, связанных с формированием  первоначальной стоимости - накладные, счета-фактуры.

Аудитор так же может сделать  запросы, для получения необходимой  ему информации. Запросы являются по большей степени дополнительными  процедурами, и проводятся в случае обнаружения аудитором противоречивых данных. Причем большее доверие имеет  та информация, поступившая извне  аудируемого лица - то есть от внешних источников. Так при неправильном формировании первоначальной стоимости объекта основных средств аудитор может оформить письменный запрос контрагенту аудируемого лица (продавцу или покупателю) и в налоговую инспекцию.

Подтверждения на данные запросы, помогут аудитору разобраться в  обнаруженных ошибках и сомнительных областях.

Необходимо в этом вопросе  аудитору осуществить арифметическую проверку сформированной первоначальной стоимости, т.е. воспользоваться процедурой «пересчет», которая представляет собой  проверку точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских  записях либо выполнение аудитором  самостоятельных расчетов.

Для проверки правильности начисления амортизационных отчислений, аудитору, для начала, необходимо посмотреть - какой способ закреплен в Учетной  политике предприятия, после чего приступить к проверке документов (сводная ведомость  начисления амортизации по основным средствам, главная книга, карточки по счету 02). Для убеждения в правильности исчисления сумм амортизации, аудитор  должен выборочно осуществить арифметический пересчет.

Что касается проверки правильность определения срока полезного  использования основных средств, то здесь следует обратить внимание на сроки, установленные в приказах руководителя, и рекомендации изготовителя.

Немаловажным фактом при  проведении аудиторской проверки в части основных средств является - оценка качества проведения инвентаризации.

Аудитору необходимо выяснить своевременно ли проводится инвентаризация (в соответствии с Положением о  бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации прописаны  случаи проведения обязательной инвентаризаций), сохраняется ли факт неожиданности  ее проведения, присутствуют ли все  члены комиссии (документ о составе  комиссии  регистрируют в книге  контроля за выполнением приказов о  проведении), не является ли инвентаризация формальностью.

Проверяется правильность отражения  в бухгалтерской отчетности остаточной стоимости основных средств. Здесь  аудитор использует такие процедуры, как инспектирование (проверяет  данные по счетам 01 и 02, и данные в  формах отчетности), и пересчет (аудитору необходимо сделать арифметические расчеты для того, чтобы удостовериться в правильности указанных сумм).

Проверка правильности налогообложения  по основным средствам заключается  в проверке наличия всех необходимых  документов, правильности расчета сумм налогов, относящихся к объектам основных средств.

Так же при обнаружении  нарушений в исчислений сумм налогов, аудитор может оформить письменный запрос контрагенту аудируемого лица (продавцу или покупателю) и в налоговую инспекцию.

Нужно сказать, что аудитор  не обязательно будет использовать все процедуры, приведенные в  аудиторской программе, так как  они могут выступать и как  взаимозаменяемые. Данное решение аудитора будет основано на профессиональном суждении, и он при необходимости  может увеличивать или уменьшать  количество процедур (например, к инспектированию  может «прибавиться» и запрос и пересчет).

 

 

3 Проверка поступления  основных средств

Задачи аудита:

  1. проверка достоверности БФО;
  2. аудит соблюдения законодательства по БУ при осуществлении операций с ОС;
  3. Проверка соблюдения налогового законодательства в процессе движения ОС организации.

 

      На начальном этапе аудитор изучает состояние внутреннего контроля за сохранностью ОС:

1). Своевременность и полнота  заполнения инвентарных карточек;

2). Наличие на объектах  инвентарных номеров, присвоенных  в инвентарной карточке;

3). Наличие инвентарных  описей в местах эксплуатации  ОС с указанием лица, за которым  закреплены объекты;

4). Наличие в учетной  политике положений, определяющих  порядок учета ОС;

5). Инвентаризационные описи  по результатам годовой инвентаризации, по качеству заполнения;

6). Фактическое наличие  имущества, которое отражено в  ИНВ карточках, как списанное в балансе.

Далее аудитор изучает  документы по оприходованию объектов ОС, поступивших по различным направлениям. При приобретении ОС надо проверить: наличие договора купли – продажи, материалы конкурсной комиссии, документы, подтверждающие дополнительные расходы, связанные с приобретением объектов (оплата консультационных услуг, таможенные сборы, услуги по стр-ию и охране объекта, транспортировка, погрузка – разгрузка, монтаж, сборка). Надо внимательно изучить АвО связанные с доставкой ОС, НДС по приобретенному объекту ОС, выделенного в счет – фактуре принимается к вычету при условиях: выделение отдельной строкой и оприходываение на баланс. Если приобретается оборудование, требование монтажа и учетной политикой предусмотрено отражение его на сч. 07, то НДС к вычету принимается после оприходывания объекта. Если объект приобретается по частям, то составляется акт сборки. При производстве объектов ОС собственными силами аудитор проверяет смету расходов, аналитический учет фактических затрат, оприходывание объекта на основании накладной, своевременное заполнение инвентарной карточки.

Дт 20 Кт 70,69,10,01,02,76

Дт 01 Кт 20   Дт 43 Кт 20

Дт 01 Кт 43

При строительстве объектов ОС хозяйственным способом, аудитор  должен проверить наличие сметы, первичный и аналитический учет расходов по строительству, оприходывание объекта в соответствии с установленным порядком (акт приемки – передачи), операции по начислению НДС. С 01.01.2006г. НДС по строящимся объектам для собственных нужд начисляется от стоимости фактически выполненных работ за квартал, которые подтверждены соответствующими документами (акт приемки, справка об  объеме выполненных строительных работ – КС-3). Одновременно, в соответствующем периоде (квартале) после уплаты начисленного налога принимается к вычету суммы НДС, уплаченные за строительные материалы и НДС начисленный строительно–монтажных работ (см. Практику).

При безвозмездном получении  основных средств аудитор проверяет:

  1. наличие договора о финансовой помощи;
  2. акт приемки – передачи
  3. инвентарной карточки на полученный объект;
  4. порядок установления срока полезного использования;
  5. определение в учете дохода от безвозмездного получения объекта.

Дт 08 Кт 98 – 60000

Дт 08 Кт 70,69,10 – 10000

Дт01 Кт 08 – 70000

Дт 25 Кт 02 – 700р

Дт 98 Кт 91 – 600р   (70000 – 700 и 60000 – х)

При получении ОС в качестве вклада в УК аудитор устанавливает  законность операции по данным учредительным  документам, наличие протокола о  согласованной стоимости объекта  или акт независимого оценщика, если стоимость объекта превышает 200МРОТ.

Дт 08 Кт 75

Дт 01 Кт 08

При выявлении излишков ОС в процессе инвентаризации на основании  сличительной ведомости аудитор  проверяет учетную стоимость  выявленных объектов и их оприходование  по действительным ценам на момент инвентаризации.

Дт 01 Кт 91 – 1000

Для НУ с 01.01.2006г. оценка излишков производится в размере ставки налога на прибыль, т.е. 24% от рыночной стоимости.

Этот порядок применяется  при оприходывании годных излов, деталей, полученных от разборки объектов основных средств.

 

4 Проверка выбытия  основных средств

Проверка выбытия основных средств производится в основном сплошным методом с проверкой всех источников информации в зависимости от направления выбытия. Для этого используются данные сч. 01/выбытие, сч. 91, 02, приказы руководителя, акты ОС-4 (а,б), накладные, регистры налогового учета. В учреждениях УИС любое выбытие ОС производится с разрешения руководителя, решения комиссии и (или) согласования с управлением (см. приказ 2006г.)

1. При ликвидации основных  средств по причине полного  износа необходимо проверить  инвентарную карточку и срок  службы, акт на списание объекта,  в котором комиссия по списанию  ОС определяет непригодность  объекта в случае полного износа. Документы, приложенные к акту (накладные, наряды). Результат от  ликвидации принимается в состав  доходов и расходов в целях  БУ и налогообложения.

Дт 01/выбытие Кт 01 - 12000

Дт 02 Кт 01/выбытие - 12000

Дт 91 Кт 70,69,10,01 – 3000р

Дт 10 Кт 91 – 2000 (металлолом)

Дт 91 Кт 99 – 1000 (убыток)

Информация о работе Аудит основных средств