Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 09:17, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является проведение аудита наличия, движения и амортизации основных средств.
Для реализации поставленной цели необходимо осуществление таких задач:
разработка плана и программы аудиторской проверки наличия, движения и амортизации основных средств
проверка документального оформления и своевременного отражения в учетных регистрах поступления основных средств;
проверка начисления и отражения в учете сумм износа;
проверка определения финансовых результатов при выбытии (ликвидации) основных средств;
проверка документального оформления и отражения в соответствующих учетных регистрах операций по движению основных средств.
Введение 5
1 Теоретические основы аудита основных средств 7
1.1 Цели и задачи аудита основных средств 7
1.2 План и программа аудита основных средств 8
1.3 Нормативные документы аудита основных средств 20
2 Аудит учета наличия, движения основных средств и их амортизации на примере ОАО «Гранд» 22
2.1 Краткая характеристика предприятия 22
2.2 Методика аудита основных средств и их амортизации 24
2.3 Аудиторское заключение 33
Заключение 35
Список использованных источников 37
Приложения 39
В ходе проверки выбытия основных средств аудитор устанавливает причину списания, целесообразность и законность операции. Для этого используются договоры на реализацию основных средств, акты на списание, акты приема – передачи основных средств, данные аналитического учета.
В бухгалтерском учете возмездное выбытие объекта основных средств отражается следующим образом:
Дебет | Кредит | Суть операции |
01 «Основные
средства», субсчет «Выбытие |
01»Основные средства» | Списание стоимости выбывающего объекта |
02 «Амортизация основных средств» | 01 «Основные
средства», субсчет «Выбытие |
Списание накопленной амортизации |
91 «Прочие доходы и расходы» | 01 «Основные
средства», субсчет «Выбытие |
Списание остаточной стоимости объекта |
91 «Прочие доходы и расходы» | 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» | Списание расходов по оплате сторонним организациям за содействие по реализации объекта основных средств (демонтаж, упаковка, погрузка, транспортировка) |
19 «НДС по приобретенным ценностям» | 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» | Выделение НДС на основании счетов – фактур сторонних организаций по работам (услугам) по реализации объекта основных средств |
91 «Прочие доходы и расходы» | 26 «Общехозяйственные расходы» (23,29,44 и т.п.) | Списание собственных расходов организации по выбытию объекта основных средств |
91 «Прочие доходы и расходы» | 68 «Расчеты по налогам и сборам» | Начисление НДС с операции реализации основного средства (при методе определения выручки «по отгрузке») |
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» | 91 «Прочие доходы и расходы» | Формирование задолженности покупателя по продажной цене (включая НДС) |
91 «Прочие доходы и расходы» | 99 «Прибыли и убытки» | Формирование финансового результата от операции (прибыль) |
Однако финансовым результатом данной операции может быть и убыток:
Дебит 99 «Прибыли и убытки», субсчет «Убытки, не уменьшающие налогооблагаемую прибыль»
Кредит 91 «Прочие доходы и расходы»
В случае безвозмездного выбытия объекта основного средства убытки от выбытия списываются следующим образом:
Дебит 99 «Прибыли и убытки», субсчет «Убытки, не уменьшающие налогооблагаемую прибыль»
Кредит 91 «Прочие доходы и расходы»
При списании объектом основных средств отражение убытка осуществляется аналогично, однако убытки от списания не уменьшают налогооблагаемую прибыль.
В случае если объект основных средств списывается в результат ликвидации и не подлежит полезному использованию, в бухгалтерии должны иметься документы об утилизации лома или утиля (вывоз на полигон, сдача в металлолом).
Материальные ценности, остающиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию основных средств, приходуются по рыночной стоимости на дату списания и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты: Дебет 10 «Материалы» Кредит «Прочие доходы и расходы».
Если
организация приобретала
Аудитор должен установить методом прослеживания: выделен ли НДС в договоре, в первичных документах поставщиков, в расчетных документах организации; имеется ли счет - фактура на приобретенные основные средства; используется ли в учете счет 19 «Налог на добавленную стоимость» при осуществлении капитальных вложений; для каких целей приобретен объект основных средств, поскольку от этого зависит порядок списания сумм налога с кредита указанного счета.
Особое внимание следует обратить на операции приобретения организацией основных средств у физических лиц. Такие операции оформляются договором купли- продажи, составленным в письменной форме с указанием паспортных данных продавца.
При проверке выбытия основных средств необходимо выяснить, правильно ли начислены и уплачены налоги на добавленную стоимость и на прибыль. При передаче основных средств по договору дарения плательщиком НДС является сторона, передающая основные средства.
При проверке операций по реализации основных средств и их передаче по договору дарения необходимо обратить внимание на составление счетов-фактур и их регистрацию в книге продаж.
При безвозмездном выбытии объекта основных средств следует иметь в виду следующие налоговые нюансы:
Важным направлением методики аудита основных средств является проверка обоснованности применения норм и достоверности начисления амортизации, поскольку эти данные связаны с формированием себестоимости продажи товаров, продукции, работ, услуг и в конечном итоге влияют на финансовые результаты предприятия (его прибыль или убыток), сумму налога на имущество и размер уплачиваемого в бюджет налога на прибыль. В то же время следует помнить о том, что амортизация характеризует окупаемость (восстановление) основных средств. Выбор амортизационной политики оказывает значительное влияние на формирование финансовой стратегии организации. На данном этапе аудита осуществляется:
Аудитору необходимо получить перечень объектов основных средств, по которым применяются особые условия начисления амортизации или ее прекращения, в частности: с истекшими нормативными сроками эксплуатации, по которым амортизация не начисляется; находящихся на консервации, по которым начисление амортизации приостановлено, по которым применяется ускоренная амортизация; непроизводственного назначения, используемых организацией по договору аренды, переданных организацией в аренду.
Затем
проверяется правильность определения
норм амортизации основных средств.
Проверка заключается в пересчете
аудитором норм, установленных при
вводе объекта в эксплуатацию.
Аудитор должен убедиться в том,
что методика расчета норм амортизации
соответствует требованиям ПБУ 6/01
и учетной политике организации.
Следующий шаг – определение
срока полезного использования (амортизационного
периода) объекта основных средств.
Организации имеют право
Отдельно аудитором должно быть проверено начисление амортизации в налоговом учете. При проверке аудитор должен руководствоваться нормами гл. 25 НК РФ, в соответствии с которыми можно выделить два принципиальных аспекта методики:
Аудитор
должен убедиться, что из состава
амортизируемого имущества
Налоговое законодательство позволяет организациям самостоятельно избрать метод начисления амортизации не по всем основным средствам. Статьей 259 НК РФ определен перечень основных средств, по которым применяется только линейный метод (здания, сооружения, передаточные устройства и др.).
Результаты проверки начисления амортизации в налоговом учете влияют на мнение аудитора в отношении достоверности формирования налоговой базы по налогу на прибыль, так как сумы начисленной амортизации формируют расходы, связанные с производством и реализацией.
Ремонт объектов основных средств представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как объекта основных средств в целом, так и его отдельных конструкций. Помимо технического осмотра, мелкого и среднего ремонта основных средств организации осуществляют также их восстановление в виде капитального ремонта разной степени сложности. Таким образом, указанные затраты организаций имеют либо текущий характер, либо являются долговременными вложениями.
Бухгалтерский учет ремонта объектов основных средств должен обеспечивать:
Аудиторская проверка показывает, что налоговые органы в первую очередь обращают внимание на подобного рода затраты организации (поскольку их величина подчас соизмерима с балансовой стоимостью ремонтируемого объекта), но тем не менее нормативно обосновать элементы перестройки и реконструкции они не могут и вынуждены соглашаться с отнесением столь больших сумм на производственные затраты. В подобной ситуации первостепенная роль отводится правильно оформленным первичным документам, подтверждающим характер произведенных ремонтных работ.
Расходами
признаются обоснованные и документально
подтвержденные затраты, осуществленные
(понесенные) налогоплательщиком. Под
обоснованными расходами