Аудит страховых организаций и особенности его проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:22, дипломная работа

Описание

Георг Вильгельм Фридрих Гегель в своем философском учении впервые в мировой социально-политической мысли разделил гражданское общество и государство. По его определению гражданское общество представляет собой сферу частных интересов, а государство - сферу интересов публичных. Гражданское общество (по Гегелю) представляет собой сообщество юридически равных людей, общество равных возможностей, гарантированных законом. А поскольку это сфера частных интересов, то здесь должно на первое место выходить именно частное - гражданское право. Государственное управление должно постепенно заменяться общественным самоуправлением, путем установления контроля общества за государством. Необходимость контроля общества за государством обуславливается самой сутью государства, как политической организации людей особого рода (состоящей из должностных лиц, учреждений и организаций), главной функцией которых является управление другими людьми. Таким образом, государство, с одной стороны, создано обществом, порождено его социальными потребностями и зависит от него, а с другой стороны, государство должно защищать общество извне, поддерживать в нем порядок. Проблема заключается в том, что государство неизбежно обособляется от общества, постепенно создавая свою нормативную основу независимости - государственное и административное право, свой состав государственных служащих, приоритет именно своих, государственных интересов, а не интересов гражданского общества.

Содержание

Введение 3
I. Сущность и содержание аудита. 9
1.1. Цели и задачи аудита. 9
1.2. Виды аудита. Место аудита в системе контроля. 14
1.3. Особенности аудита страховых организаций. 18
II. Организация аудита страховой компании САО «Росгосстрах-Волгоград». 23
2.1. Аудит учредительных документов страховой организации. 23
2.2. Методика аудита доходов и расходов и формирования страховых резервов и их размещения. 32
2.3.Методика аудита финансовых результатов и налоговых расчетов страховой фирмы. 45
III. Финансовый анализ в рамках обязательного аудита согласно договора с САО «Росгосстрах-Волгоград». 51
3.1.Цели и задачи финансового анализа страховой организации. 51
3.2. Анализ финансовых результатов деятельности страховой организации САО «Росгосстрах-Волгоград». 54
3.3.Анализ финансового состояния страховой организации САО «Росгосстрах-Волгоград». 60
Заключение 70
Список использованной литературы 74

Работа состоит из  1 файл

diplom.doc

— 383.50 Кб (Скачать документ)

     б) суммы полученных процентов, начисленных  на депо премий по рискам, принятым в  перестрахование;

     в) суммы, полученные в порядке реализации права требования страхователя к  лицу, ответственному за причиненный  ущерб;

     г) прочие доходы от осуществления страховой  деятельности.

     Среди названных поступлений от страховой  деятельности ведущее место занимают доходы от инвестирования средств страховщиков. Все поступления должны быть в полном объеме отражены на счете учета прочих доходов (счет 91).

     Кроме полноты отражения инвестиционных доходов следует проверить правильность уплаты с них налогов. Дело в том, что отдельные виды доходов облагаются у источника их выплаты, тогда как другие - непосредственно в страховой организации. Различны и ставки обложения. Поэтому в ходе проверки аудитор должен обратить на этот момент пристальное внимание.

     Доходы  от иной деятельности включают поступления, непосредственно не связанные со страховыми операциями:

     а) прибыль от реализации основных фондов, материальных ценностей и прочих активов;

     б) доходы от сдачи имущества в аренду;

     в) суммы, поступившие в погашение  дебиторской задолженности, списанной в предыдущие периоды на убытки;

     г) списанная кредиторская задолженность;

     д) доходы от прочей не запрещенной законом  деятельности. Специфика доходов  этой группы состоит в том, что  многие из них (прибыль от реализации активов, доходы от сдачи имущества в аренду, оказания консультационных и иных услуг по страхования и др.) подлежат обложению налогом на добавленную стоимость (НДС).

     Порядок расчета НДС в страховых организациях имеет свои особенности. Одна из них  состоит в том, что величина налога не выделяется из общей суммы, уплаченной поставщикам. Основные средства и нематериальные активы, используемые для осуществления основной деятельности, отражаются в учете по стоимости приобретения, включая сумму уплаченного налога. Сумма налога по приобретенным товарам (услугам), которые использованы для осуществления страховых и перестраховочных операций, относится на издержки и списывается на счета учета расходов. Если товары и услуги использовались на непроизводственные цели, то уплата налога производится за счет прибыли, остающейся в распоряжении страховой компании.

     К основным затратам страховщиков относятся:

     а) страховые выплаты по прямому  страхованию;

     б) отчисления в страховые резервы, в том числе резерв предупредительных  мероприятий, и фонд пожарной безопасности;

     в) страховые взносы, переданные в перестрахование;

     г) возмещения доли страховых выплат по договорам, принятым в перестрахование;

     д) комиссионные вознаграждения и тантьемы, уплаченные по операциям перестрахования;

     е) расходы на аренду основных фондов, включая их отдельные части, используемые для осуществления страховой деятельности;

     ж) расходы на ведение дела;

     з) другие затраты, связанные со страховой  деятельностью.

     Правомерность и обоснованность каждого из названных  видов расходов требует тщательной проверки при осуществлении контроля за деятельностью страховой организации.

     Многие  страховые организации не имеют  собственных зданий и несут большие  затраты по аренде нежилых помещений. Эти затраты могут быть отнесены на себестоимость страховых услуг лишь при наличии соответствующего договора с арендодателем, имеющим право на предоставление имущества в аренду. Кроме того, договор аренды, заключенный на срок не менее одного года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным лишь с момента такой регистрации.

     В состав расходов на ведение дела страховщиков входят как общие затраты, характерные  для всех отраслей хозяйства (оплата труда и начисления на нее, расходы  на рекламу, командировки и т.д.), так  и специфические, обусловленные  особенностями страховой деятельности.

     Основания для осуществления и порядок  отражения общих расходов в страховых  компаниях такие же, как и в  других предпринимательских структурах. Вместе с тем имеется и некоторая  специфика, в частности в определении  предельной величины некоторых расходов. Так, страховщики для расчета предельных размеров представительских расходов и расходов на рекламу вместо показателя «объем выручки от реализации продукции (работ, услуг)» используют показатель выручки страховщика и прочих поступлений от страховой деятельности. Однако в целом контроль общих расходов в страховых организациях аналогичен их проверке у других экономических субъектов.

     К характерным для страховщиков расходам относятся следующие:

     а) комиссионные вознаграждения, уплаченные за оказание услуг страхового агента и страхового брокера;

     б) возмещения при наличии подтверждающих документов страховым агентам расходов по проезду от места жительства до местонахождения страховщика и  обратно в дни, установленные  для явки, и по вызову администрации и компенсации страховым агентам расходов по проезду на участке работы;

     в) оплата предприятиям, учреждениям, организациям или отдельным физическим лицам  за оказанные ими услуги, связанные  со страховой деятельностью, в том  числе:

    • оплата услуг предприятий, учреждений и организаций за выполнение ими письменных поручений работников по перечислению страховых взносов из заработной платы путем безналичных расчетов;
    • оплата услуг учреждений здравоохранения, других предприятий, учреждений и организаций по выдаче справок, статистических данных, заключений и т.п.;
    • оплата услуг (комиссионные вознаграждения) специалистов (экспертов, сюрвейеров, аварийных комиссаров, юристов, адвокатов, сотрудников детективных агентств и других), привлекаемых для оценки страхового риска, определения страховой стоимости имущества и размера страховой выплаты, оценки последствий страховых случаев, урегулирования страховых выплат;

     г) расходы на изготовление страховых  свидетельств, бланков строгой отчетности, квитанций и т.п.;

     д) оплата консультационных и информационных услуг, а также аудиторских услуг, оказанных с целью подтверждения годового бухгалтерского отчета и в соответствии с другими требованиями законодательства;

     е) расходы на публикацию годового баланса  и счета прибыли и убытков.

     В ходе проверки контролируются правильность определения состава расходов на ведение дела и обоснованность отнесения  этих расходов на себестоимость страховых  услуг. Для этого аудитор обязательно  должен проверить наличие оправдательных первичных документов, подтверждающих все произведенные расходы, правильность их оформления.

     Например, осуществляя контроль расчетов со страховыми агентами и брокерами, устанавливается  наличие юридических оснований  для начисления и оплаты комиссионного  вознаграждения, т.е. надлежащим образом оформленного договора или контракта, утвержденного страховщиком положения о выплате комиссионного вознаграждения страховым агентам и т.д. Здесь же проверяется правильность исчисления комиссионного вознаграждения по заключенным и оплаченным договорам.

     В целях исследования страхового рынка  компании часто заключают договоры на оказание маркетинговых услуг  и расходы, связанные с оплатой  этих услуг, как правило, включаются в себестоимость. Однако следует  иметь в виду, что если изучение рынка проводится на длительную перспективу, то в этом случае затраты следует рассматривать как долгосрочные инвестиции и, соответственно, на себестоимость они не могут быть отнесены.

     Правильный  расчет страховых резервов имеет  большое значение как с позиций  обеспечения страховщиком предстоящих выплат, так и с точки зрения определения достоверных финансовых результатов.

     В начале проверки устанавливается наличие  у страховщика документов, на основании  которых формируются резервы. К  таким документам относятся положения об образовании резервов по страхованию жизни и по видам иным, чем страхование жизни, положение о формировании и использовании резерва предупредительных мероприятий и т.д.

     В процессе проверки необходимо уделить  достаточно времени контролю правильности формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни. Эти резервы включают технические и резерв предупредительных мероприятий (РПМ). В свою очередь технические резервы состоят из обязательных — резерва незаработанной премии (РНП) и двух резервов убытков: заявленных, но неурегулированных убытков (РЗУ); произошедших, но незаявленных убытков (РПНУ) и дополнительных - резерва катастроф, резерва колебаний убыточности и других видов, которые страховщик может образовывать по согласованию с органом страхового надзора.

     Прежде  всего, проверяется факт формирования всех обязательных резервов. Практика показывает, что некоторые страховые  организации в силу разных причин (по незнанию, для уменьшения балансового  убытка от своей деятельности и т.п.) отказываются от образования обязательных резервов (чаще всего РПНУ), что ставит под угрозу возможность исполнения страховщиками взятых на себя обязательств.

     Расчет  страховых резервов должен производиться  исходя из данных, отраженных в журнале  учета заключенных договоров страхования и журнале учета убытков. Поэтому необходимо проконтролировать их наличие и правильность ведения. Аудиторские проверки показывают, что часто в журналах заполняются не все предусмотренные графы, они содержат неполную информацию, так как ведутся с временными перерывами, а нередко и вовсе отсутствуют. Все это затрудняет проверку обоснованности и правильности формирования того или иного резерва.

     Основой для расчета обязательных технических  резервов (кроме РЗУ) является базовая  страховая премия (БСП). Проверка правильности ее определения - важная часть работы аудиторов. БСП равна страховой брутто-премии, поступившей в отчетном периоде, за минусом фактически выплаченного (начисленного) комиссионного вознаграждения за заключение договоров страхования и суммы средств, направленных в резерв предупредительных мероприятий и в фонд пожарной безопасности. Страховщики иногда неправильно определяют БСП (при ее расчете берут вместо поступившей премии начисленную, не исключают отчисления в РПМ и т.п.) или вместо БСП используют брутто-премию в целом. В обоих случаях завышается исходная база, и следовательно, величина страховых резервов.

     Резерв  незаработанной премии представляет собой  базовую страховую премию, поступившую  по договору страхования, действовавшему в отчетном периоде, и относящуюся к периоду действия договора страхования, выходящему за пределы отчетного периода.

     При проверке правильности определения  РНП следует обратить внимание на:

    • правомерность отнесения того или иного договора страхования к соответствующей учетной группе (иногда страховщики договоры страхования финансовых рисков относят к первой учетной группе, что неверно);
    • последовательность соблюдения выбранной методики расчета;
    • срок страхования, который указывается при расчете резерва. Иногда страховщики в целях завышения РНП увеличивают срок страхования по договору, включают в расчет договоры, которые на отчетную дату уже закончились и, следовательно, резервы по ним формироваться не должны.

     Резерв  заявленных, но неурегулированных убытков образуется страховщиком для обеспечения выполнения обязательств, включая расходы по урегулированию убытков, по договорам страхования, не исполненным или исполненным не полностью на отчетную дату, возникшим в связи со страховыми случаями, которые имели место в отчетном или предшествующих ему периодах и о факте наступления которых в установленном законом или договором страхования порядке заявлено страховщику.

    В процессе аудита следует проверить  обоснованность формирования резерва (наличие всех документов, относящих к договорам, по которым заявлены, но не урегулированы убытки), правильность его образования именно в таком размере. Иногда встречаются случаи включения в РЗУ сумм, которые при расторжении договора страхования страховщик предполагает вернуть страхователю. В данной ситуации у страховой организации нет оснований для резервирования средств, так как РЗУ формируется для урегулирования убытков, возникших в связи со страховыми случаями, к которым досрочное прекращение договора не относится. Других проблем при образовании этого резерва обычно не возникает, лишь иногда страховщики забывают его увеличить на расходы по урегулированию убытка.

Информация о работе Аудит страховых организаций и особенности его проведения