Аудит учетной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 21:47, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – изучение российского законодательства в области аудита учетной политики предприятия, исследование процедуры проведения экспертизы учетной политики, выявление проблем и спорных вопросов, связанных с осуществлением данной проверки на примере ОАО «Нефть».
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
* определить этапы аудиторской проверки учетной политики;
* провести аудит учетной политики ОАО «Нефть»
* сформировать план и программу аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия;
* рассмотреть процесс сбора аудиторских доказательств и их документирование;
* обобщить результаты проверки организации бухгалтерского учета и учетной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. Сущность экспертизы учетной политики и их нормативное правовое регулирование 5
1.1 Цель, задачи и информационная база аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики5
1.2 Этапы аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики 6
1.3 Методы проверок учетной политики организации 10
1.4 Типичные ошибки в бухгалтерском учете учетной политики и бухгалтерской отчетности 12
Глава 2. Экспертиза учетной политики ОАО «Нефть»
1. Характеристика ОАО «Нефть» и анализ его учетной политики15
2. Аудиторская проверка учетной политики17
3. Обобщение результатов проверки организации бухгалтерского учета и учетной политики21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ26
ПРИЛОЖЕНИЯ28

Работа состоит из  1 файл

Аудит Учётной политики.docx

— 65.77 Кб (Скачать документ)
  • способ начисления амортизации основных средств;
  • способ оценки материальных активов;
  • методоценки материальных ресурсов и готово й продукции;
  • формирование резерва;
  • методы оценки активов и обязательств;

     В случае,если в течении отчетного  года организацией были внесены изменения,аудитору необходимопроверить их правомерность,а  именно:

  • произошли ли изменения взаконодательстве РФ или нормативных актах по бухгалтерскому учету;
  • разработаны ли организацией новые сполсобы ведения бухлатерского учета;
  • изменились ли существенным образом ворганизации условия деятельности.

     В соответсвии со ст.13 ФЗ «О бухгалтерском  учете» в состав годовой бухгалтерской  отчетности должна входить пояснительная  записка. Проверка правильности её составления  является одной из процедур проведения аудиторской проверки.

     В результате проведения аудиторских  процедур выявляются различные нарушения  в организации бухгалтерского учета  и формировании учетной политики, которые обобщаются на следующем  этапе.

     3 этап – заключительный.

     На  последнем этапе проверки аудитор  завершает подготовку документации в виде аудиторского файла, подготавливает письменную документацию руководству  проверяемого субъекта по результатам  аудита (Приложение 1), формулирует свое мнение о достоверности бухгалтерской  отчетности проверенного экономического субъекта, подготавливает аудиторское заключение (Приложение 2). 

     1.3 Методы проверок учетной политики организации 

     Аудиторская выборка проводится с целью применения аудиторских процедур в отношении  менее чем 100 % объектов проверяемой  совокупности, под которыми принимаются  элементы, составляющие сальдо счетов, или операции, представляющие составить  мнение обо всей проверяемой совокупности. Для определения выборки организация  должна определить порядок проверки конкретного раздела бухгалтерской  отчетности, проверяемую совокупность, из которой будет сделана выборка, и объем выборки. Обычно выборка  должна быть репрезентативной (представительной). Это требование предполагает, что  все элементы изучаемой совокупности имеют равную вероятность быть отобранными  в выборку. Сделать правильный вывод  о свойствах всей проверяемой  совокупности путем отбора из следующих  способов выборки:

  1. Случайный  -  может проводиться в таблицах случайных чисел;
  2. Систематический - предполагает, что элементы отбираются через постоянный  интервал, начиная  со случайно  выбранного числа;
  3. Комбинированный – представляет  собой комбинацию различных методов случайного и систематического отбора.

     Выбор метода или сочетания методов зависит от обстоятельств проверки, в частности, аудиторского риска и эффективности аудита. При этом аудитор должен удостовериться, что используемые им методы являются надежными с точки зрения получения достаточного надлежащего аудиторского доказательства для реализации целей тестирования

     В соответствии с требованиями правила (стандарта) № 8 «Существенность в  аудите» аудиторская организация  и индивидуальный аудитор обязаны  оценивать существенность и ее взаимосвязь  с аудиторским риском. Существенность - это вероятность того, что применяемые и иные, в том числе юридические, экспертные и так далее, процедуры позволяют определить наличие ошибки в отчётности экономического субъекта и оценить их влияние на принятие решения ее пользователями. При подготовке общего плана аудита аудиторской организацией следует установить применимые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчётность достоверной.

     Уровень существенности принимается во внимание на этапе планирования при определении  содержания, затрат времени и объема аудиторских процедур, а так же на этапе завершения аудита при оценке искажений достоверности бухгалтерской  отчетности.

     При проверке отчетности аудитор оценивает  выявленные в ней ошибки, которые  по своей сути и содержанию бывают существенными (материальными) и несущественными (нематериальными). Кроме того, аудитор  дает оценку степени риска своей  деятельности. (Стандарт «Существенность  и аудиторский риск»).

     Различают три основных уровня материальности ошибок и пропусков:

  1. уровень – суммы ошибок и  пропусков так малы, что не  могут повлиять на решение пользователя информации. Они считаются несущественными (нематериальными);
  2. уровень – материальные ошибки  и пропуски влияют на принятие  решений пользователем, но в  целом внешняя отчетность реальна;
  3. уровень – ошибки и пропуски, ставящие под сомнение достоверность бухгалтерские отчетности.

     В этом случае аудитор выносит  отрицательное  аудиторское заключение.

 

     1.4 Типичные ошибки в бухгалтерском учете учетной политики и бухгалтерской отчетности 

     В соответствии с п.3 ст.5 Закона РФ от 21 ноября 1996г. №129 ФЗ «О бухгалтерском учете» организации самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Требования Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного приказом Минфина РФ от 06.10.2008 №106н, распространяются на все организации независимо от организационно правовых форм.

     Вопросы формирования учетной политики и  ее исполнения относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность бухгалтерской  отчетности. В связи с этим учетная  политика организация является объектом проверки на всех этапах аудита бухгалтерской  отчетности от планирования до формирования заключения.

     В настоящее время в двенадцати из тридцати пяти действующих правил (стандартов) аудиторской деятельности содержатся ссылки на учетную политику как на один из основополагающих документов, регламентирующих деятельность проверяемой  организации.

     Практика  тестирования аудиторами приказов (распоряжений) об учетной политике показывает, что  некоторые организации включают в этот документ положения, не являющиеся элементами учётной политики, например, сроки выплаты заработной платы, продолжительность отпусков, размеры оплаты командировочных расходов сверх норм. Эта информация должна отражаться в иных внутренних документах организации. Некоторые организации делают ошибку, приводя в приказе способы бухгалтерского учета по всевозможным элементам учетной политики независимо от того, применялись ли они ранее и будут ли необходимы в дальнейшем. Тестирование помогает аудитору выявить, какие из аспектов учётной политики отражены не в полной мере.

     Наиболее  часто в приказе (распоряжении) не находят отражения вопросы:

    1.Организационно-технические:

  • правила и график документооборота;
  • внутренняя отчётность (состав, формы,  периодичность, сроки составления  и представления, пользователей);
  • система внутреннего контроля (служба внутреннего аудита, специалист, лично руководитель);
  • положение о бухгалтерии и должностные инструкции на работников бухгалтерии;
  • порядок проведения инвентаризаций.

     2.Методологические:

  • способы контроля отклонений фактического расхода материалов от норм;
  • порядок списания общехозяйственных и коммерческих расходов;
  • способы распределения косвенных расходов;
  • оценка незавершённого производства.

     3.Налоговые:

  • порядок организации раздельного учёта затрат (по видам деятельности, по реализованным товарам, облагаемым разными ставками НДС и необлагаемым НДС и налогом с продаж);
  • порядок организации раздельного учета объектов социальной сферы (для получения права по налогу на имущество в случаях, когда имущество используется совместно для производственных целей).

     Иногда  несоответствия являются следствием неточности формулировок приказа (распоряжения). Так, при выборе условий признания  факта реализации товаров (работ, услуг) организации ограничиваются отражением в приказе выбранного метода “по отгрузке” или “по оплате”, не указывая его назначения “для целей налогообложения”. Практика аудиторских проверок показывает, что принятая в организации учетная политика не всегда последовательно применяется в течение отчетного года или не выдерживается всеми обособленными структурными подразделениями.

 

 

     Глава 2. Экспертиза учетной политики ОАО «Нефть» 
 

      2.1 Характеристика ОАО «Нефть» и анализ его учетной политики 

     Открытое  акционерное общество «Нефть» (в дальнейшем – Общество) образовано в соответствии с Указами Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от 1 июля 1992 года № 721 и «Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения» от 17 ноября 1992 года № 1403 в результате преобразования государственного предприятия «нефтепродукт» и является его универсальным правопреемником. Общество создано 24.05.1994г. с наименованием Акционерное общество открытого типа «нефтепродукт». Единственным акционером Общества с долей участия 100% является ОАО «Нефть+».

     Высшим  органом управления Общества является общее собрание акционеров в лице единственного акционера ОАО  «Нефть+».

     Общество  осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации и не выделяет отдельных географических сегментов.

     Основными видами деятельности Общества являются:

  • оптовая продажа продуктов нефтехимии;
  • розничная продажа продуктов нефтехимии;
  • продажа сопутствующих товаров через сеть автозаправочных станций и торгово-розничную сеть.

     Общество  осуществляет также другие виды деятельности, к которым относятся:

  • организация сбора и использования вторичных ресурсов нефтепродуктов;
  • оказание услуг по хранению и перевалке нефтепродуктов и других услуг складского хозяйства;
  • осуществление погрузо-разгрузочных работ, связанных с транспортировкой нефтепродуктов на водном и железнодорожном транспорте;
  • оказание услуг по обеспечению перевозок нефтепродуктов и других грузов;
  • оказание услуг по продвижению сопутствующих товаров;
  • осуществление образовательной деятельности по образовательным программам подготовки операторов автозаправочных станций.

     Но  основным видом хозяйственной деятельности Общества является продажа нефтепродуктов и сопутствующих товаров, которая составляет 99,6% выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг).

     Учреждение  представляет собой коммерческую организацию, преследующую в качестве основной цели - извлечение прибыли.

     Учреждение  является юридическим лицом, имеет  смету доходов и расходов на содержание Общества, бланки и круглую печать со своим наименованием. На основании договоров, заключенных между Обществом и физическими, юридическими лицами распоряжается денежными средствами, передаваемыми для оплаты выполненных работ, имеет расчетный и иные лицевые счета, открытые в органах казначейства, от своего имени выступает истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейских судах и действует в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.

     Среднесписочная численность сотрудников Общества составила 1 996 человек в 2009г.

Информация о работе Аудит учетной политики