Аудит учетной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:38, курсовая работа

Описание

Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил. Реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..4
1. Теоретические вопросы аудита учетной политики организации…………7
1.1 Цель и задачи аудиторской проверки учетной политики организации………………………………………………………………7
1.2 Нормативные документы, регулирующие вопросы учетной политики предприятия…………………………………………………..8
1.3 Типичные ошибки в бухгалтерском учете учетной политики и бухгалтерской отчетности……………………………………………...9
2. Оценка ведения бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля в организации…………………………………………………………………..17
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации……..17
2.2 Оценка постановки и ведения бухгалтерского учета в организации19
2.3 Оценка системы внутреннего контроля в организации……………..29
3. Организация аудиторской проверки и отчет по ее результатам………………..32
3.1 Оценка системы внутреннего контроля ОАО «Фирма «Антей»……32
3.2 Расчет уровня существенности и аудиторского риска………………32
3.3 Общий план и программа аудита……………………………………...37
3.4 Результаты аудиторской проверки……………………………………42
Заключение………………………………………………………………………….45
Список использованных источников……………………………………………...48
Приложение 1-учетная политика ОАО «Фирма «Антей»
Приложение 2-рабочий план счетов ОАО «Фирма «Антей»
Приложение 3- бухгалтерская отчетность ОАО «Фирма «Антей»
Приложение 4-структура бухгалтерии ОАО «Фирма «Антей»
Приложение 5-тест внутреннего контроля учетной политики ОАО «Фирма «Антей»
Приложение 6-график документооборота ОАО «Фирма «Антей»
Приложение7-Устав ОАО «Фирма «Антей»
Приложение 8-предварительный тест СВК ОАО «Фирма «Антей»

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по аудиту.doc

— 313.50 Кб (Скачать документ)

             8)Налоговый Кодекс Российской Федерации (части первая и вторая).

 

 

             1.3 Типичные ошибки в формировании учетной политики.

 

             В соответствии с п.3 ст.5 Закона РФ от 21 ноября 1996г. №129 ФЗ. О бухгалтерском учете» организации самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Требования Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденного приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998г №60н, распространяются на все организации независимо от организационно - правовых форм.

             Вопросы формирования учетной политики и ее исполнения относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности. В связи с этим учетная политика организация является объектом проверки на всех этапах аудита бухгалтерской отчетности - от планирования до формирования заключения.

             В настоящее время в двенадцати из тридцати пяти действующих правил (стандартов) аудиторской деятельности сдержатся ссылки на учетную политику как на один из основополагающих документов, регламентирующих деятельность проверяемой организации (см. табл. 1).

            Целью ознакомления с учетной политикой при планировании аудита является изучение и оценка основных принципов организации бухгалтерского учета и документооборота, закрепленных в принятой организацией учетной политике. При этом устанавливается наличие и состав распорядительных документов, определяющих учетную политику.

             Информационной базой для ознакомления с содержанием учетной политики являются:

             1) приказ (распоряжение и т.п.) об учетной политике проверяемой организации;

             2) рабочий план счетов бухгалтерского учета;

             3) перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для - внутренней бухгалтерской отчетности;

             4) правила документооборота и технологии обработки учетной информации;

             5) утвержденные методики учета отдельных показателей и другие приложения к приказу об учетной политике проверяемой организации;

             6) пояснительная записка, которая раскрывает:

             - сведения, относящиеся к учетной политике организации;

            - избранные при формировании учетной политике отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета;

            - изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным;

            - дополнительные данные о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности, прекращении операций, аффилированных лицах, прибыли, приходящейся на одну акцию.

             Изучив и проанализировав предоставленную информационную базу, важно определить (дать оценку), не является ли оно формальным отношение администрации клиента к формированию и исполнению учетной политики. Наличие приказа (распоряжения) об учетной политике и других распорядительных документов, связанных с ней, вовремя изданных и правильно оформленных, не может в достаточной мере свидетельствовать об использовании учетной политики в качестве инструмента управления организацией

             Цель аудита учетной политики – составить мнение о достоверности бухгалтерской отчетности организации (экономического субъекта) исходя из требований, выполнение которых согласно ПБУ 1/98 должна обеспечивать учетная политика организации, а также исходя из следующих допущений:

            - имущественной обособленности организации;

            - последовательности применения учетной политики;

            - временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

              При проведении проверки необходимо установить:

             - наличие и состав распорядительных документов по учетной политике;

             - соответствие формы и сроков принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов;

            - последовательность применения учетной политики;

            - наличие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты;

            - полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности;

            - соблюдение учетной политики.

            Аудитор должен проверить, соблюдается ли установленный ПБУ 1/98 порядка принятия учетной политики:

            1) издан ли приказ (распоряжение) руководителя организации по учетной политике (п.9 ПБУ 1/98). Следует помнить, что вновь созданное предприятие должно оформить избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации);

            2) утверждены ли рабочий план счетов, формы используемых нетиповых первичных документов, правила документооборота и технология обработки учетной информации, порядок проведения инвентаризации и методы оценки имущества, порядок контроля хозяйственных операций и др. (п.5 ПБУ 1/98).

            3) издавался ли приказ о дополнениях, вносимых в учетную политику;

издавался ли приказ об изменении учетной политики (п.17 ПБУ 1/98).

             Исходя из требований п.16 ПБУ 1/98 дополнения в учетную политику в течение года могут быть внесены в момент приобретения организацией активов или при возникновении фактов деятельности, имеющих вариантность в законодательстве, но не имеющих аналогов в практике данной организации.

             Анализируя содержание приказа (распоряжения) по учетной политике,аудитор выясняет:

           - все ли положения приказа являются элементами учетной политики;

            - все ли аспекты (организационно-технический, методологический, налоговый) учетной политики нашли в ней отражение.

            Практика тестирования аудиторами приказов (распоряжений) об учетной политике показывает, что некоторые организации включают в этот документ положения, не являющиеся элементами учётной политики, например, сроки выплаты заработной платы, продолжительность отпусков, размеры оплаты командировочных расходов сверх норм. Эта информация должна отражаться в иных внутренних документах организации. Некоторые организации делают ошибку, приводя в приказе способы бухгалтерского учета по всевозможным элементам учетной политики независимо от того,применялись ли они ранее и будут ли необходимы в дальнейшем. Тестирование помогает аудитору выявить, какие из аспектов учётной политики отражены не в полной мере. Наиболее часто в приказе (распоряжении) не находят отражения вопросы:

             1) Организационно-технические:

           - правила и график документооборота;

            - внутренняя отчётность (состав, формы, периодичность, сроки составления и представления, пользователей);

            - система внутреннего контроля (служба внутреннего аудита, специалист, лично руководитель);

            - положение о бухгалтерии и должностные инструкции на работников бухгалтерии;

            - порядок проведения инвентаризаций.

             2) Методологические:

           - способы контроля отклонений фактического расхода материалов от норм;

           - порядок списания общехозяйственных и коммерческих расходов;

            - способы распределения косвенных расходов;

            - оценка незавершённого производства.

            3) Налоговые:

            - порядок организации раздельного учёта затрат (по видам деятельности, по реализованным товарам, облагаемым разными ставками НДС и необлагаемым НДС и налогом с продаж и т.п.);

            - порядок организации раздельного учета объектов социальной сферы (для получения права по налогу на имущество в случаях, когда имущество используется совместно для производственных (льготируемых) и нельготируемых целей).

             Для оценки полноты и правильности положений учётной политики аудитор должен убедиться, что в распорядительных документах по учётной политике содержится информация, обосновывающая:выбор организацией способов бухгалтерского учёта:

           - вариантность которых предусмотрена нормативными документами по бухгалтерскому учёту и отчётности;

           - описание которых отсутствует в нормативных актах;

вариантность которых вытекает из противоречивости и несовершенства законодательства;

           - особенности применения способов учёта исходя из специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности и иных условий.

             Если организация самостоятельно разрабатывает те или иные способы учёта, то аудитор должен проверить соответствуют ли они допущениям и требованиям, установленным нормативными документами по бухгалтерскому учёту.

             Несоответствие положений приказа (распоряжения) об учётной политике действующим нормативным актам можно выявить при тестировании. Одной из причин таких несоответствий является несвоевременность внесения корректировок в связи с изменениями в нормативных актах.

            Иногда несоответствия являются следствием неточности формулировок приказа (распоряжения). Так, при выборе условий признания факта реализации товаров (работ, услуг) организации ограничиваются отражением в приказе выбранного метода “по отгрузке” или “по оплате”, не указывая его назначения “для целей налогообложения”.

             Согласно п.10 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» способы ведения бухгалтерского учета, выбранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом издания соответствующего распорядительного документа, и распространяются на все структурные подразделения организации независимо от места их расположения.

На требование последовательного применения выбранной учетной политики аудитору необходимо обратить особое внимание при наличии у организации обособленных структурных подразделений, самостоятельно реализующих продукцию и имеющих отдельный баланс и расчетный счет.

             Практика аудиторских проверок показывает, что принятая в организации учетная политика не всегда последовательно применяется в течение отчетного года или не выдерживается всеми обособленными структурными подразделениями.

            Информация об учетной политике, как неотъемлемая составляющая пояснений к бухгалтерской отчетности, является одним из объектов аудиторской проверки.

             С одной стороны, в процессе аудита следует установить соответствие избранной учетной политики характеру и условиям  деятельности организации, а также действующим правилам и общепризнанным процедурам. Аудитор должен оценить используемые способы ведения бухгалтерского учета с точки зрения рациональности и экономичности построенного на их основе учетного процесса, влияние на формирование полной и достоверной картины имущественного и финансового положения предприятия. При этом следует оценить соответствие затрат на осуществление учетной политики с необходимой потребностью в информации о деятельности организации для целей управления. Результаты такой проверки в целом должны найти отражение в аналитической части аудиторского заключения и носить конфиденциальный характер. Несоответствия существенного характера должны найти отражение в итоговой части аудиторского заключения.

             С другой стороны, аудитору необходимо высказать свое мнение о достоверности отчетности и соответствии реальному положению дел в организации. Мнение аудитора о достоверности отражения учетной политики  служит основой выводов и действий контрагентов организации. Пользователь бухгалтерской отчетности должен быть уверен в надежности не только числовых данных, но и пояснений к ним, т.е. информации, раскрывающей учетную политику, на основе которой сформирована отчетность.

             Например, согласно п.25 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/98), утвержденного приказом Минфина России от 15.06.98 №25н, в составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация по организации учета материально-производственных запасов:

            - методы оценки материально-производственных запасов по их видам;

            - последствия изменений в учетной политике методов оценки материально-производственных запасов;

            - стоимость материально-производственных запасов, переданных в залог;

            - разница между фактической себестоимостью материально-производственных запасов и стоимостью их возможной реализации, отнесенная на финансовые результаты организации в случае наличия у организации на конец отчетного года запасов (кроме оборудования к установке и малоценных и быстроизнашивающихся предметов), в оценке, превышающей стоимость их возможной реализации, в случае уменьшения продажных цен, нанесения ущерба ценностям или если они полностью или частично устарели;

Информация о работе Аудит учетной политики