Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:33, курсовая работа
Одной из целей данной курсовой работы является установление целесообразности широкого использования информационных технологий и компьютеров в аудиторской деятельности.
В соответствии с намеченной целью поставлены задачи:
- определить объективную необходимость автоматизации аудиторской деятельности;
- рассмотреть нормативное регулирование применения компьютеров в аудите;
- контроль показателей, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета экономического субъекта;
- тестирование алгоритмов, используемых в автоматизированной системе бухгалтерского учета;
- контроль соответствия показателей, содержащихся в формах бухгалтерской отчетности, данным бухгалтерских регистров или базы данных, формируемой в бухгалтерии при обработке первичных документов;
- использование возможностей поисково-справочных информационных систем в области нормативных и законодательных актов, регламентирующих бухгалтерский учет и аудит в Российской Федерации;
- формирование аудиторской документации (рабочей и итоговой).
Источниками получения аудиторских
доказательств при проведении аудиторских
процедур являются данные, подготовленные
в электронной среде
Рабочие документы, формирующиеся
в процессе аудита с применением
компьютера (например, документы, подготовленные
в виде компьютерных файлов), могут
храниться в аудиторской
Эффективность аудиторских
процедур может быть повышена благодаря
использованию компьютеров при
проведении аудита при получении
и оценке некоторых аудиторских
доказательств в следующих
- когда проверке подвергаются большие однородные массивы данных по участкам и операциям бухгалтерского учета;
- у проверяемого экономического субъекта используется унифицированная стандартная система оформления бухгалтерских операций;
- имеется и используется информационно-поисковая система для расшифровки и подтверждения наличия соответствующих первичных документов, регистров бухгалтерского учета;
- имеется и используется автоматизированная система контроля исполнения утвержденного регламента решения соответствующих учетных задач.
Цели тестов средств контроля
компьютерных информационных систем остаются
теми же, что и при выполнении
операций вручную, однако некоторые
аудиторские процедуры могут
быть изменены. Аудитор может посчитать
необходимым или может
Применение компьютеров позволяет аудитору провести следующие процедуры:
- тестирование операций и остатков по счетам в компьютерной базе данных;
- аналитические процедуры с целью выявления отклонений от обычно принятых параметров в компьютерной базе данных;
- тестирование базы данных проверяемого экономического субъекта;
- тестирование информационного, математического, программного и технического обеспечения проверяемого экономического субъекта.
1.3 Методология применения персональных компьютеров в аудиторской деятельности
С начала 90-х годов XX в., когда приобретение в России персонального компьютера перестало быть проблемой, начался активный процесс внедрения информационных технологий в практику ведения бухгалтерского учета предприятий и организаций.
В последние годы на рынке программного обеспечения появились программные продукты, позволяющие аудиторам активно использовать возможности компьютеров в своей работе. Первыми появились программы, обеспечивающие документирование аудита в соответствии с требованиями федерального правила (стандарта) «Документирование аудита»( утверждено Постановлением Правительства Российской Федерацииот 23 сентября 2002 г. № 696), затем программы, решающие полный цикл задач по проведению аудиторской проверки на всех этапах - от подготовки и планирования аудита до формирования аудиторского заключения. Разработчики прикладных программ для аудиторов работают над созданием автоматизированных систем, позволяющих не только выполнять все этапы аудиторской проверки, но и обеспечивающих руководителям аудиторских фирм возможность осуществлять полный контроль над деятельностью своей организации, ее отдельных подразделений и сотрудников, повысить оперативность, оптимизировать процесс принятия управленческих решений, рационально планировать ресурсы компании и многое другое.
При разработке комплексной
системы автоматизации
Функциональная подсистема должна включать комплекс функций, задач, подзадач, процедур. Обеспечивающая подсистема включает следующие компоненты: информационное, техническое, математическое, программное, технологическое, организационное, правовое, эргономическое обеспечение.
Информационное обеспечение
подразделяется на внемашинное (документы
и справочники) и базы данных (на
машинных носителях). Первое включает
нормативно-законодательную
Техническое обеспечение включает комплекс вычислительной и организационной техники, средства обработки, передачи и вывода информации, используемые в автоматизированных системах бухгалтерского учета.
Математическое обеспечение представляет совокупность алгоритмов, обеспечивающих ввод, контроль, хранение, корректировку информации, формирование результативной информации, обеспечение защиты информации. Кроме того, математическое обеспечение включает различные алгоритмы расчетов, связанных с анализом бухгалтерской информации, организацией аудиторских выборок и обработкой данных выборочного контроля, построением рабочих таблиц, графиков, диаграмм.
Программное обеспечение включает операционную систему и пакеты прикладных программ, реализующие алгоритмы обработки информации в широком смысле слова.
Технологическое обеспечение - описание технологии обработки информации (ввода, преобразования, вывода, хранения, защиты), т.е. подробные инструкции пользователям или специалистам, работающим в системе.
Организационное обеспечение
- комплекс документов, регламентирующих
работу специалистов, выполняющих всю
работу по обработке информации, а
также определяющих взаимосвязь, как
специалистов различных подразделений,
так и аудиторов и
Правовое обеспечение - комплекс
документов, определяющих права и
обязанности аудиторов и
Эргономическое обеспечение - комплекс мероприятий по организации современных рабочих мест, комфорта для работы специалистов аудиторских организаций.
Программное и технологическое
обеспечение носит
Что касается таких компонентов, как техническое, организационное, эргономическое обеспечение, то применительно к системе автоматизации деятельности аудитора они практически не имеют особенностей, отличающих их от других информационных систем, и поэтому не требуют подробного рассмотрения.
Аудиторская деятельность включает
предпринимательскую
Функциональная структура (представлена в виде схемы) подсистемы системы автоматизации аудиторской деятельности в части проведения аудита должна отражать, во-первых, основные этапы аудита, а во-вторых, специфику аудита как проверки информационной системы бухгалтерского учета.
Блок-схема функциональной структуры системы автоматизации аудиторской деятельности в части проведения аудиторской проверки приведена на рисунке 1.
На заключительном этапе
аудитор окончательно оформляет
письменную информацию о результатах
проверки, проводит анализ этих результатов,
оценку существенности выявленных искажений,
формирует аудиторское
Рисунок 1: Функциональная структура системы автоматизации аудиторской деятельности:
Заключительный этап содержит следующие задачи:
1) формирование письменной
информации об аудиторской
2) оформление аудиторского
заключения (оценка существенности
неисправленных искажений
3) юридическое оформление
окончания работы по договору
(подписание акта приемки-
Функциональная структура системы автоматизации аудиторской деятельности в части аудита (контроля) имеет прямую связь с функционированием автоматизированной системы бухгалтерского учета (АСБУ), которая является объектом аудиторской проверки.
Основная цель аудита (контроля) - проверить правильность работы автоматизированной системы бухгалтерского учета, а именно проверка:
- правильности оформления первичных документов:
- обработки первичных
документов и оформления
- формирования регистров бухгалтерского и налогового учета;
- расчета и формирования
отчетности и налоговых
Наибольшее количество ошибок,
включая некачественное оформление
документации, относится к документам,
поступающим в бухгалтерию из
внутренних служб предприятия, особенно
при заполнении их от руки и плохой
организации системы
Первичные учетные документы
группируются, поступают и хранятся
в соответствии со сложившейся организацией
бухгалтерского учета и распределением
обязанностей между сотрудниками бухгалтерии.
Традиционно такое
На каждом участке бухгалтерского учета обрабатывается определенный состав входящих первичных документов, и поэтому аудиторы обычно организуют проверку также по участкам учета. В ходе этой проверки аудитор совмещает проверку юридической силы первичных документов, оформления первичных документов и правильности отражения содержания этих документов и отражающих их бухгалтерских записей, формирования проводок по бухгалтерским счетам.
Таким образом, проверку оформления первичных документов, их полноты и большую часть процедур проверки правильности формирования бухгалтерских проводок удобнее выполнять, проверяя отдельные участки учета.
В автоматизированных системах бухгалтерского учета центры ввода и обработки данных первичных документов могут быть объединены в общую сеть с выходом на единый массив бухгалтерских записей. В этом случае любая корректировка вводимой информации на участке учета отражается в сводном журнале бухгалтерских проводок . Такая конфигурация наиболее благоприятна для аудитора. Возможны случаи, когда в нескольких центрах вводятся и обрабатываются первичные документы одного или нескольких участков учета и полный журнал бухгалтерских проводок физически составляется с использованием машиночитаемых носителей - дисков, с которых считывается информация, сформированная на отдельных участках. Эта информация может быть точным повторением всех бухгалтерских записей (проводок) или содержит только итоговые суммы по всем группам однотипных корреспонденции счетов.
В такой ситуации проверка
усложняется тем, что аудитор
должен убедиться в наличии адекватных
организационных мероприятий, обеспечивающих
координацию действий сотрудников,
которые обрабатывают первичные
документы в разделенных
В автоматизированных системах бухгалтерского учета предусмотрено накопление информации и автоматическое составление различных регистров бухгалтерского и налогового учета за любой отчетный период
Для получения регистров учета в базе данных системы хранятся остатки по аналитическим счетам рабочего плана счетов на заранее известную дату, начиная с которой ведутся записи о бухгалтерских проводках (дата возникновения является одним из признаков каждой записи). Проверка правильности формирования регистров учете предусматривает проверку верности работы модуля программы, рассчитывающего и формирующего все предусмотренные регистры синтетического и аналитического учета на основании данных двух массивов: массива остатков по счетам и журнала бухгалтерских проводок.
Во многих АСБУ предусмотрено автоматическое получение форм индивидуальной бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций.
Информация о работе Аудит в условиях компьютерной обработки данных