Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 12:09, контрольная работа
Целью работы является исследование места и роли банковской системы в инвестиционной деятельности.
В соответствии с целью задачами работы являются:
-рассмотрение основных функций банковской системы;
-анализ развития банковской системы России в контексте тенденций транснационализации;
-рассмотрение различных взглядов отечественных и зарубежных ученых о теоретических положениях процесса инвестирования;
Введение
Глава 1. Банковская система Российской Федерации
1.1 Банковская система: понятие и основные функции
1.2 Развитие банковской системы России и инвестиционная деятельность
Глава 2. Банковская система и инвестиционная деятельность
2.1 Экономическая сущность банковских инвестиций
2.2 Потенциальные возможности роста инвестиций в России за счет совершенствования амортизационной политики в банковской сфере
2.3 Роль банков в привлечении инвестиций
Заключение
Список использованной литературы
Внутренняя норма прибыли (рентабельности) позволяет с учетом фактора времени с использованием дисконтирования потоков затрат и прибыли сопоставить эффективность различных инвестиционных проектов с одним и тем же сроком осуществления.
Примерно аналогичные
Структура российских инвестиций по их источникам финансирования, носит весьма затратный характер, с преобладанием в них прибыли и заемных средств. С начала перестройки изменения в этой структуре имеют негативный характер. Если в СССР в середине 1980-х годов в общей сумме всех источников финансирования капитальных вложений, на долю амортизационных отчислений приходилось около 40%, то к 2009 г., она сократилась более чем в 2 раза до 17,3%. Для сравнения: доля амортизационных отчислений в США в 2008 г. в общих инвестициях в основные фонды, в 4,3 раза превышала этот показатель по России. Такое отставание по использованию амортизационных отчислений, с преобладанием в инвестициях заемных средств, серьезно удорожает производство товаров в России и отрицательно сказывается на их конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках и прежде всего по готовой продукции.
Начиная с середины 90-х годов в России, несмотря на опережающие темпы роста инвестиций по отношению к ВВП, коэффициент обеспечения последнего основными фондами показывает четкую тенденцию к его сокращению. За 1995–2008 гг. он уменьшился в 2,7 раза – с 2,2 до 0,83. Основная причина такой динамики связана с медленным обновлением основных фондов, высоким процентом их изношенности и с тем, что ВВП России в преобладающей степени стал формироваться за счет экспорта сырьевых товаров. Можно сказать, что в основе воспроизводства в стране теперь находится не основные фонды, а конъюнктура мировых цен на сырье на мировых рынках3. Россия постепенно идет по пути «проедания» своих основных фондов, иначе говоря, фундамент ее экономики неуклонно истончается.
Можно ли переломить в России сырьевую направленность экономики и ускорить ее развитие? Наш анализ показал, что для этого у России есть колоссальные внутренние резервы по наращиванию инвестиционной деятельности. Данные таблицы 1 демонстрируют, что российская экономическая система лишь ограниченно выполняет функцию развития. Основная масса свободных и заемных средств хозяйствующих субъектов работает не на развитие, а уходит на приобретение новых непрофильных активов, спекулятивные операции, личное обогащение и т.д. В 2008 г. из общей суммы денежных средств в 33,1 трлн руб., потраченных корпоративным сектором страны, на инвестиции в основные фонды было израсходовано только 25,4% (6,7 трлн руб.), остальные средства в размере 26,4 трлн. руб. представляли финансовые вложения.
Как заинтересовать корпоративный сектор России расходовать преобладающую часть используемых им денежных средств не на финансовые операции, а на инвестиции в основные фонды? В настоящее время еще не изобретено более надежного метода привлечения денежных средств на эти цели, чем обеспечение для них высокой прибыльности.
Наиболее действенными способами достижения этого являются, с одной стороны, повышение налогообложения финансовых операций, чтобы деятельность на финансовом рынке стала менее прибыльной по отношению к инвестициям в основные фонды, с другой стороны, активное внедрение в хозяйственную практику активной амортизационной политики и целевых налоговых льгот. Учитывая высокую степень износа основных фондов в стране, России сегодня необходима не просто ускоренная амортизация, а «агрессивная» амортизационная политика с элементами экономического принуждения к инвестиционной деятельности, которая должна включать в себя следующие мероприятия:
– введение обязательного контроля со стороны налоговых органов за использованием амортизационных отчислений. Во-первых, это диктуется тем, что государство сознательно отказывается от части налоговых поступлений, чтобы увеличить инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов, во-вторых, инвестиционная деятельность, осуществляемая на базе амортизационных отчислений, во всех странах стала сегодня важнейшим фактором национальной безопасности и роста благосостояния граждан;
– сокращение сроков обновления основных фондов с доведением нормативов по ним до уровней промышленно развитых стран, а по малым и средним предприятиям, по аналогии с США, введение системы «амортизационных вычетов», дифференцированных в зависимости от величины вводимых фондов;
– восстановление в бухгалтерской отчетности накопительного счета по амортизационным отчислениям. В случае нецелевого их использования в течение определенного срока, ввести взимание с этой части амортизационных отчислений налога на прибыль, увеличенного дополнительно на 10 процентных пунктов к основной его ставке;
– обязать хозяйствующие субъекты при износе основных фондов свыше 30%, отчислять в амортизационный фонд, независимо от нормативных амортизационных ставок, от 60 до 80% полученной прибыли. Чем выше износ, тем большая доля прибыли должна быть отчислена в амортизацию;
– при износе основных фондов до 30% при начислении амортизации использовать установленные нормативы по обновлению основных фондов. В целях успешного проведения предлагаемой в курсовой работеи амортизационной реформы целесообразно создать специальный «реинвестиционный фонд» на базе рентных доходов, получаемых от экспорта топливно-энергетических ресурсов страны. Средства этого фонда должны быть направляться на стимулирование использования прибыли хозяйствующих субъектов через амортизационные отчисления и целевые налоговые льготы на ускорение обновления основных фондов и расширенное воспроизводство.
На осуществление
Кроме того, использование этих средств на стимулирование инвестиционной деятельности будет являться прямым выражением самой сути Стабилизационного, Резервного и Фонда благосостояния будущих поколений, ибо будет способствовать повышению стабильности развития экономики страны, повышению благосостояния будущих поколений через ускорение обновления основных фондов и их расширенное воспроизводство.
Таблица 1. Динамика и соотношение инвестиций в основные фонды и финансовых вложений организаций в России, млрд. руб., в текущих ценах
2000 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Рост 2008 г. к 2000 г., в разах | |
1.Сальдированный финансовый результат (прибыль – убыток) |
1191 |
2485 |
3226 |
5722 |
6041 |
3801 |
3,2 |
2.Инвестиции в основной капитал а) в т. ч. за счет: - прибыли б) - амортизации |
1054 246,4 190,6 |
2247 432,3 512,0 |
2893 587,3 605,5 |
3809 759,6 729,6 |
5217 1010 920,0 |
6706 1232 1159 |
6,3 5,0 6,1 |
3.Финансовые вложения* а) в т. ч.: - долгосрочные б) - краткосрочные в) в т. ч.- собственные средства г) из них: - за счет накопленной прибыли д) - за счет амортизации е) – привлеченные средства ж) из них: - заемные средства |
1245 283,6 961,4 - - - - - |
4868 853,5 4014 3318 2275 101,1 1550 1047 |
9209 1849 7360 - - - - - |
14395 2278 12117 12093 6324 305,0 2372 1224 |
18779 4432 14348 - - - - - |
26402 4545 21887 17433 9451 580,5 8970 6419 |
21,2 16,0 22,8 - - - - - |
4. Амортизация, начисленная |
312,7 |
843,3 |
1043 |
1270 |
1542 |
1908 |
6,1 |
5. Общие собственные финансовые средства (2а + 3г + 4) а) из них: - израсходованные на инвестиции (2а+2б):5, в % б) в т. ч.: - за счет прибыли (2а:5), в % в) - за счет амортизации (1б: 5), в % г) Общие собств. фин. средства без амортизации (5 – 4) |
- - - - - |
4594 20,6 9,4 11,1 3751 |
- - - - - |
8353 17,8 9,1 8,7 7083 |
- - - - - |
12591 19,0 9,8 9,2 10683 |
- - - - - |
6. Из амортизации на инвестиции расходуется (2б:4), в % |
61,0 |
60,7 |
58,1 |
57,5 |
59,7 |
60,7 |
- |
7. Из накопленных финансовых средств (без амортизации) на инвестиции расходуется 2а: (5 – 4), в % |
- |
11,5 |
- |
10,7 |
- |
11,5 |
- |
*) К финансовыми вложениями
Росстат относит приобретение
ценных бумаг, вклады в
Источник: Инвестиции в России. М., 2005. С. 133; М., 2007. С. 14, 140; М., 2009. С. 16, 45, 139, 217, 230.
Внедрение в практику «агрессивной» амортизационной политики вместе с введением контроля за использованием амортизационных отчислений, а также повышение налогообложения финансовых операций могли бы привести примерно к удвоению инвестиций в основные фонды в стране, исходя из объема потраченных на эти цели средств за 2008 г.
Во-первых, за счет более полного использования амортизационных отчислений. Из таблицы 1 видно, что в 2008 г. в корпоративном секторе России из всей начисленной амортизации в 1908 млрд руб. на инвестиции расходовалось 1159 млрд руб., остальные тратились на цели не связанные с обновлением основных фондов и наращиванием их объема. В частности, 580,5 млрд руб. было потрачено на чисто финансовые вложения.
Во-вторых, за счет выведения из «тени» доходов, которые сегодня утаиваются от налогообложения. Косвенно о высокой доли доходов, уходящих от налогообложения, свидетельствует превышение из года в год денежных средств, потраченных корпоративным сектором из накопленной прибыли на финансовые вложения (2008 г. – 9,5 трлн. руб.), над официально декларируемой прибылью для налогообложения (2008 г. – 3,8 трлн руб.) (см. таблицу строки 1 и 3г).
В-третьих, повышение эффективности инвестиционной деятельности в основные фонды посредством ускоренной амортизации будет активно способствовать направлению привлекаемых сегодня корпоративным сектором страны денежных средств со стороны не на финансовые операции, а на инвестиции в основной капитал (9 трлн руб. в 2008 г.).
В-четвертых, российские компании по оценке их активов на мировых финансовых рынках по состоянию на начало 2010 г. являются самыми недооцененными, проигрывая по этому показателю Китаю и Индии в 2,5 раза.
Проведение «агрессивной» амортизационной политики покажет, что Россия не на словах, а на деле, настроена на модернизацию и диверсификацию ее экономики. Это приведет к восстановлению доверия к экономической политике страны, сделает более привлекательными как прямые, так и портфельные инвестиции для иностранного капитала. Если допустить, что оценка активов российских компаний на мировых рынках достигнет показателей Китая и Индии, то это может привести к удвоению притока иностранного капитала в страну с 103,8 в 2008 г. до 200 млрд. долл.
Внедрение «агрессивной» амортизационной политики и ряда других мероприятий, позволил бы увеличить инвестиции в основные фонды, ориентируясь на статистику 2008 г., не менее чем на 10 трлн руб., что вместе с уже имевшими место инвестициями равнялось бы сумме равной 18,8 трлн руб. Данный объем инвестиций в основные фонды мог бы составить около 35% по отношению к ВВП. Более чем двукратное увеличение инвестиций в основные фонды позволило бы довести годовой прирост ВВП до 8–10%.
Стимулирование инвестиционной деятельности в России с помощью проведения политики «агрессивной» ускоренной амортизации не должно привести к сокращению поступлений в бюджет государства по налогу на прибыль. Это связано с тем, что увеличение объема инвестиций в основные фонды в преобладающей степени будет происходить за счет средств, по которым государство не собирает налогов. Теневые доходы должны выйти из тени и стать целевыми инвестиционными средствами, в результате чего налоговая база в стране не сократится, а увеличится.
Активное стимулирование инвестиционной деятельности в России на основе совершенствования механизмов взаимодействия налогового и амортизационного регулирования будет способствовать оздоровлению всей экономической обстановки в стране, ибо в результате уменьшится потребность изобретать и пользоваться всевозможными схемами по уходу от налогообложения на грани преступления. Зачем «прятать» прибыль, если государство само гарантирует освобождение ее от налога в обмен на инвестиции. В таких условиях помыслы предпринимателей направляются на модернизацию и расширение производства, на разорение конкурента, который «прячет» прибыль, на увеличение массы прибыли за счет сокращения ее нормы, а это прямой путь к снижению цен. Следовательно в экономике страны возникнут совсем другие психологические и экономические установки.
Можно сказать, что государство
в данных обстоятельствах начинает
вести «честную игру» с хозяйствующими
субъектами. Оно предоставляет
2.3 Роль банков в привлечении инвестиций
Какая бы модель инвестирования экономики не применялась (государственное инвестирование, осуществляемое самими предприятиями или финансовыми посредниками), центральную роль в его финансовом механизме играет банковская система. Это связано с тем, что большая часть средств, прежде чем будет инвестирована в экономику, попадет в банк, и лишь после того, как его руководство примет решение, средства могут оказаться инвестированными в конкретные активы. Признаки экономической стабилизации налицо. Падение ВВП и промышленного производства в целом существенно замедлилось. Сохраняются низкие темпы инфляции, укрепляются позиции национальной валюты. Однако продолжает оставаться неблагоприятной ситуация в инвестиционной сфере. Следует подчеркнуть, что это сокращение произошло на фоне низкой инфляции, существенного снижения доходности государственных ценных бумаг. Сохранение тенденций инвестиционного спада не позволяет пока говорить о достаточности предпосылок перехода к устойчивому экономическому росту. Необходимо отметить, что в ряде отраслей наблюдающийся рост и оживление основаны на использовании имеющихся производственных мощностей, бывших хронически незагруженными на протяжении последних нескольких лет. Устойчивый же и долговременный рост может быть обеспечен только за счет введения новых мощностей и применения новых технологий, а это, в свою очередь, обязательно предполагает рост инвестиций в реальный сектор экономики.