Банковая система в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 12:09, контрольная работа

Описание

Целью работы является исследование места и роли банковской системы в инвестиционной деятельности.
В соответствии с целью задачами работы являются:
-рассмотрение основных функций банковской системы;
-анализ развития банковской системы России в контексте тенденций транснационализации;
-рассмотрение различных взглядов отечественных и зарубежных ученых о теоретических положениях процесса инвестирования;

Содержание

Введение
Глава 1. Банковская система Российской Федерации
1.1 Банковская система: понятие и основные функции
1.2 Развитие банковской системы России и инвестиционная деятельность
Глава 2. Банковская система и инвестиционная деятельность
2.1 Экономическая сущность банковских инвестиций
2.2 Потенциальные возможности роста инвестиций в России за счет совершенствования амортизационной политики в банковской сфере
2.3 Роль банков в привлечении инвестиций
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

!!! - 100%-Место и роль банковской системы в инвестиционной деятельности.doc

— 178.50 Кб (Скачать документ)

Внутренняя норма прибыли (рентабельности) позволяет с учетом фактора времени  с использованием дисконтирования  потоков затрат и прибыли сопоставить эффективность различных инвестиционных проектов с одним и тем же сроком осуществления.

Примерно аналогичные показатели по налоговой нагрузке на прибыль по основным сферам производства были получены в Институте проблем рынка РАН. (См. Сайфиева С. Н., Налоговая нагрузка на российскую экономику. М., 2010. С. 132.

Структура российских инвестиций по их источникам финансирования, носит  весьма затратный характер, с преобладанием в них прибыли и заемных средств. С начала перестройки изменения в этой структуре имеют негативный характер. Если в СССР в середине 1980-х годов в общей сумме всех источников финансирования капитальных вложений, на долю амортизационных отчислений приходилось около 40%, то к 2009 г., она сократилась более чем в 2 раза до 17,3%. Для сравнения: доля амортизационных отчислений в США в 2008 г. в общих инвестициях в основные фонды, в 4,3 раза превышала этот показатель по России. Такое отставание по использованию амортизационных отчислений, с преобладанием в инвестициях заемных средств, серьезно удорожает производство товаров в России и отрицательно сказывается на их конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках и прежде всего по готовой продукции.

Начиная с середины 90-х  годов в России, несмотря на опережающие  темпы роста инвестиций по отношению  к ВВП, коэффициент обеспечения  последнего основными фондами показывает четкую тенденцию к его сокращению. За 1995–2008  гг. он уменьшился в 2,7 раза – с 2,2 до 0,83. Основная причина такой динамики связана с медленным обновлением основных фондов, высоким процентом их изношенности и с тем, что ВВП России в преобладающей степени стал формироваться за счет экспорта сырьевых товаров. Можно сказать, что в основе воспроизводства в стране теперь находится не основные фонды, а конъюнктура мировых цен на сырье на мировых рынках3. Россия постепенно идет по пути «проедания» своих основных фондов, иначе говоря, фундамент ее экономики неуклонно истончается.

Можно ли переломить в  России сырьевую направленность экономики  и ускорить ее развитие? Наш анализ показал, что для этого у России есть колоссальные внутренние резервы по наращиванию инвестиционной деятельности. Данные таблицы 1 демонстрируют, что российская экономическая система лишь ограниченно выполняет функцию развития. Основная масса свободных и заемных средств хозяйствующих субъектов работает не на развитие, а уходит на приобретение новых непрофильных активов, спекулятивные операции, личное обогащение и т.д. В 2008 г. из общей суммы денежных средств в 33,1 трлн руб., потраченных корпоративным сектором страны, на инвестиции в основные фонды было израсходовано только 25,4% (6,7 трлн руб.), остальные средства в размере 26,4 трлн. руб. представляли финансовые вложения.

Как заинтересовать корпоративный  сектор России расходовать преобладающую  часть используемых им денежных средств  не на финансовые операции, а на инвестиции в основные фонды? В настоящее время еще не изобретено более надежного метода привлечения денежных средств на эти цели, чем обеспечение для них высокой прибыльности.

Наиболее действенными способами достижения этого являются, с одной стороны, повышение налогообложения финансовых операций, чтобы деятельность на финансовом рынке стала менее прибыльной по отношению к инвестициям в основные фонды, с другой стороны, активное внедрение в хозяйственную практику активной амортизационной политики и целевых налоговых льгот. Учитывая высокую степень износа основных фондов в стране, России сегодня необходима не просто ускоренная амортизация, а «агрессивная» амортизационная политика с элементами экономического принуждения к инвестиционной деятельности, которая должна включать в себя следующие мероприятия:

– введение обязательного  контроля со стороны налоговых органов  за использованием амортизационных  отчислений. Во-первых, это диктуется тем, что государство сознательно отказывается от части налоговых поступлений, чтобы увеличить инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов, во-вторых, инвестиционная деятельность, осуществляемая на базе амортизационных отчислений, во всех странах стала сегодня важнейшим фактором национальной безопасности и роста благосостояния граждан;

– сокращение сроков обновления основных фондов с доведением нормативов по ним до уровней промышленно  развитых стран, а по малым и средним  предприятиям, по аналогии с США, введение системы «амортизационных вычетов», дифференцированных в зависимости от величины вводимых фондов;

– восстановление в бухгалтерской  отчетности накопительного счета по амортизационным отчислениям. В  случае нецелевого их использования в течение определенного срока, ввести взимание с этой части амортизационных отчислений налога на прибыль, увеличенного дополнительно на 10 процентных пунктов к основной его ставке;

– обязать хозяйствующие  субъекты при износе основных фондов свыше 30%, отчислять в амортизационный фонд, независимо от нормативных амортизационных ставок, от 60 до 80% полученной прибыли. Чем выше износ, тем большая доля прибыли должна быть отчислена в амортизацию;

– при износе основных фондов до 30% при начислении амортизации  использовать установленные нормативы по обновлению основных фондов. В целях успешного проведения предлагаемой в курсовой работеи амортизационной реформы целесообразно создать специальный «реинвестиционный фонд» на базе рентных доходов, получаемых от экспорта топливно-энергетических ресурсов страны. Средства этого фонда должны быть направляться на стимулирование использования прибыли хозяйствующих субъектов через амортизационные отчисления и целевые налоговые льготы на ускорение обновления основных фондов и расширенное воспроизводство.

На осуществление амортизационной  реформы может потребоваться  около 900 млрд руб. с расходованием  их в течение трех лет по 300 млрд руб. в год. Необходимо отметить, что  это вполне «подъемная» сумма  денежных средств для экономики страны, учитывая, что она составит всего 12% от общего объема валютных резервов России по состоянию на 2009 г., и что окупаемость этих вложений может наступить уже на 4-ый год после начала реформы за счет ускорения темпов роста ВВП и повышения на этой основе налоговых поступлений в бюджет страны.

Кроме того, использование этих средств на стимулирование инвестиционной деятельности будет являться прямым выражением самой сути Стабилизационного, Резервного и Фонда благосостояния будущих поколений, ибо будет способствовать повышению стабильности развития экономики страны, повышению благосостояния будущих поколений через ускорение обновления основных фондов и их расширенное воспроизводство.

 

 

 Таблица 1. Динамика и соотношение инвестиций в основные фонды  и финансовых вложений организаций в России,  млрд. руб., в текущих ценах

 

2000

2004

2005

2006

2007

2008

Рост

2008 г. к 2000 г.,

в разах

1.Сальдированный финансовый

результат (прибыль –  убыток)

1191

2485

3226

5722

6041

3801

3,2

2.Инвестиции в основной  капитал

а) в т. ч. за счет: - прибыли

б) - амортизации 

1054

246,4

190,6

2247

432,3

512,0

2893

587,3

605,5

3809

759,6

729,6

5217

1010

920,0

6706

1232

1159

6,3

5,0

6,1

3.Финансовые вложения*

а) в т. ч.: - долгосрочные

б) - краткосрочные

в) в т. ч.- собственные средства

г) из них: - за счет накопленной  прибыли

д) - за счет амортизации

е) – привлеченные средства

ж) из них: - заемные средства

1245

283,6

961,4 

-

-

-

-

4868

853,5

4014

3318

2275

101,1

1550

1047

9209

1849

7360 

-

-

-

-

14395

2278

12117

12093 

6324

305,0

2372

1224

18779

4432

14348 

-

-

-

-

26402

4545

21887

17433

9451

580,5

8970

6419

21,2

16,0

22,8 

-

-

-

-

4. Амортизация, начисленная

312,7

843,3

1043

1270

1542

1908

6,1

5. Общие собственные  финансовые средства (2а + 3г + 4)

а) из них: - израсходованные на инвестиции (2а+2б):5, в %

б) в т. ч.: - за счет прибыли  (2а:5), в %

в) - за счет амортизации (1б: 5), в %

г) Общие собств. фин. средства  без амортизации (5 – 4)

-

-

-

4594 

20,6 

9,4 

11,1

3751

-

-

8353 

17,8 

9,1 

8,7

7083

-

-

12591 

19,0 

9,8 

9,2

10683

-

6. Из амортизации на  инвестиции расходуется (2б:4), в  %

61,0

60,7

58,1

57,5

59,7

60,7

-

7. Из накопленных финансовых  средств (без амортизации) на  инвестиции расходуется  2а: (5 – 4), в %

-

11,5

-

10,7

-

11,5

-


*) К финансовыми вложениями  Росстат относит приобретение  ценных бумаг, вклады в уставной  фонд прочих организаций, предоставление  займов и др.

Источник: Инвестиции в России. М., 2005. С. 133; М., 2007. С. 14, 140; М., 2009. С. 16, 45, 139, 217, 230.

 

Внедрение в практику «агрессивной» амортизационной  политики вместе с введением контроля за использованием амортизационных  отчислений, а также повышение  налогообложения финансовых операций могли бы привести примерно к удвоению инвестиций в основные фонды в стране, исходя из объема потраченных на эти цели средств за 2008 г.

Во-первых, за счет более полного использования амортизационных отчислений. Из таблицы 1 видно, что в 2008 г. в корпоративном секторе России из всей начисленной амортизации в 1908 млрд руб. на инвестиции расходовалось 1159 млрд руб., остальные тратились на цели не связанные с обновлением основных фондов и наращиванием их объема. В частности, 580,5 млрд руб. было потрачено на чисто финансовые вложения.

Во-вторых, за счет выведения из «тени» доходов, которые сегодня утаиваются от налогообложения. Косвенно о высокой доли доходов, уходящих от налогообложения, свидетельствует превышение из года в год денежных средств, потраченных корпоративным сектором из накопленной прибыли на финансовые вложения (2008 г. – 9,5 трлн. руб.), над официально декларируемой прибылью для налогообложения (2008 г. – 3,8 трлн руб.) (см. таблицу строки 1 и 3г).

В-третьих, повышение эффективности инвестиционной деятельности в основные фонды посредством ускоренной амортизации будет активно способствовать направлению привлекаемых сегодня корпоративным сектором страны денежных средств со стороны не на финансовые операции, а на инвестиции в основной капитал (9 трлн руб. в 2008 г.).

В-четвертых, российские компании по оценке их активов на мировых финансовых рынках по состоянию на начало 2010 г. являются самыми недооцененными, проигрывая по этому показателю Китаю и Индии в 2,5 раза.

Проведение «агрессивной»  амортизационной политики покажет, что Россия не на словах, а на деле, настроена на модернизацию и диверсификацию ее экономики. Это приведет к восстановлению доверия к экономической политике страны, сделает более привлекательными как прямые, так и портфельные инвестиции для иностранного капитала. Если допустить, что оценка активов российских компаний на мировых рынках достигнет показателей Китая и Индии, то это может привести к удвоению притока иностранного капитала в страну с 103,8 в 2008 г. до 200 млрд. долл.

Внедрение «агрессивной»  амортизационной политики и ряда других мероприятий, позволил бы увеличить инвестиции в основные фонды, ориентируясь на статистику 2008 г., не менее чем на 10 трлн руб., что вместе с уже имевшими место инвестициями равнялось бы сумме равной 18,8 трлн руб. Данный объем инвестиций в основные фонды мог бы составить около 35% по отношению к ВВП. Более чем двукратное увеличение инвестиций в основные фонды позволило бы довести годовой прирост ВВП до 8–10%.

Стимулирование инвестиционной деятельности в России с помощью  проведения политики «агрессивной» ускоренной амортизации не должно привести к сокращению поступлений в бюджет государства по налогу на прибыль. Это связано с тем, что увеличение объема инвестиций в основные фонды в преобладающей степени будет происходить за счет средств, по которым государство не собирает налогов. Теневые доходы должны выйти из тени и стать целевыми инвестиционными средствами, в результате чего налоговая база в стране не сократится, а увеличится.

Активное стимулирование инвестиционной деятельности в России на основе совершенствования механизмов взаимодействия налогового и амортизационного регулирования будет способствовать оздоровлению всей экономической обстановки в стране, ибо в результате уменьшится потребность изобретать и пользоваться всевозможными схемами по уходу от налогообложения на грани преступления. Зачем «прятать» прибыль, если государство само гарантирует освобождение ее от налога в обмен на инвестиции. В таких условиях помыслы предпринимателей направляются на модернизацию и расширение производства, на разорение конкурента, который «прячет» прибыль, на увеличение массы прибыли за счет сокращения ее нормы, а это прямой путь к снижению цен. Следовательно в экономике страны возникнут совсем другие психологические и экономические установки.

Можно сказать, что государство  в данных обстоятельствах начинает вести «честную игру» с хозяйствующими субъектами. Оно предоставляет предпринимателям дополнительные средства за счет бюджета, а взамен требует только одно —  потратить эти средства на инвестиции. В итоге государство получает рост эффективности экономики, ускорение ее развития, создание новых рабочих мест, повышение производительности труда, качества продукции и т.д. И, конечно, полную компенсацию отвлеченных из бюджета средств, в виде возросшего объема собираемых налогов и улучшения их структуры.

2.3 Роль банков  в привлечении инвестиций

 

Какая бы модель инвестирования экономики  не применялась (государственное инвестирование, осуществляемое самими предприятиями или финансовыми посредниками), центральную роль в его финансовом механизме играет банковская система. Это связано с тем, что большая часть средств, прежде чем будет инвестирована в экономику, попадет в банк, и лишь после того, как его руководство примет решение, средства могут оказаться инвестированными в конкретные активы. Признаки экономической стабилизации налицо. Падение ВВП и промышленного производства в целом существенно замедлилось. Сохраняются низкие темпы инфляции, укрепляются позиции национальной валюты. Однако продолжает оставаться неблагоприятной ситуация в инвестиционной сфере. Следует подчеркнуть, что это сокращение произошло на фоне низкой инфляции, существенного снижения доходности государственных ценных бумаг. Сохранение тенденций инвестиционного спада не позволяет пока говорить о достаточности предпосылок перехода к устойчивому экономическому росту. Необходимо отметить, что в ряде отраслей наблюдающийся рост и оживление основаны на использовании имеющихся производственных мощностей, бывших хронически незагруженными на протяжении последних нескольких лет. Устойчивый же и долговременный рост может быть обеспечен только за счет введения новых мощностей и применения новых технологий, а это, в свою очередь, обязательно предполагает рост инвестиций в реальный сектор экономики.

Информация о работе Банковая система в России