Банковая система в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 12:09, контрольная работа

Описание

Целью работы является исследование места и роли банковской системы в инвестиционной деятельности.
В соответствии с целью задачами работы являются:
-рассмотрение основных функций банковской системы;
-анализ развития банковской системы России в контексте тенденций транснационализации;
-рассмотрение различных взглядов отечественных и зарубежных ученых о теоретических положениях процесса инвестирования;

Содержание

Введение
Глава 1. Банковская система Российской Федерации
1.1 Банковская система: понятие и основные функции
1.2 Развитие банковской системы России и инвестиционная деятельность
Глава 2. Банковская система и инвестиционная деятельность
2.1 Экономическая сущность банковских инвестиций
2.2 Потенциальные возможности роста инвестиций в России за счет совершенствования амортизационной политики в банковской сфере
2.3 Роль банков в привлечении инвестиций
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

!!! - 100%-Место и роль банковской системы в инвестиционной деятельности.doc

— 178.50 Кб (Скачать документ)

Важную роль в повышении инвестиционной активности и обеспечении экономического роста призваны сыграть банки. Однако в настоящее время банки еще не стали аккумулятором заметных инвестиционных ресурсов, ни их эффективным оператором. Причины такого положения многообразны. Но, если говорить кратко, то неустойчивость общеэкономической ситуации в полной мере проявляется и в банковском секторе. Более того, ряд факторов, в целом благоприятных с точки зрения макроэкономики, оказывает на развитие кредитных организаций довольно противоречивое влияние. Так, существенное замедление темпов инфляции, падение доходности государственных ценных бумаг, порой отрицательная доходность валютного и фондового рынков приводят к ухудшению финансового положения кредитных организаций. Распространенная логика, что в таких условиях свободные финансовые ресурсы, а за ними и все банки устремятся в реальный сектор экономики, на практике дает сбой. Инвестиций по-прежнему нет. И пока нет оснований считать, что в ближайшее время они будут.

Во-первых, остаются запредельно высокими риски вложений в промышленность. Особенно это касается капиталоемких инвестиционных проектов. В настоящее время кредитование промышленных предприятий, которое призвано, как правило, возместить временную нехватку оборотных средств, носит краткосрочный характер и осуществляется или под контрольные экспортные поставки, или под готовую ликвидную продукцию. Степень риска долгосрочных капитальных вложений остается несовместимой с потенциально возможной нормой прибыли от этих вложений.

Во-вторых, падение доходности на финансовых рынках уменьшает инвестиционные возможности  банков, делает неустойчивым их финансовое положение. Банки, озабоченные состоянием текущей ликвидности, вряд ли склонны к инвестиционным проектам. Следует также отметить, что и при условии относительно благополучной экономической конъюнктуры совокупные финансовые ресурсы значительной части российских кредитных организаций недостаточны для обеспечения серьезных капитальных вложений в промышленность, транспорт и связь.

В-третьих, уход государства из инвестиционной сферы в целом, негативно сказывается на инвестиционном климате. Это влияние проявляется как в подрыве доверия к инвестиционному процессу со стороны частных инвесторов, так и в разрушении механизма «запуска» инвестиций. Идея правительства и Минэкономики о том, что каждый рубль государственных инвестиций способен привлечь 4 рубля негосударственных средств, срабатывает, но с обратным знаком [11, с.27]. Каждый рубль недофинансирования со стороны государства приводит к бегству из инвестиционной сферы нескольких рублей средств потенциальных негосударственных инвесторов. Если государство не хочет брать на себя инвестиционные риски и не находит для этого средств, то почему сектор должен брать на себя такую инициативу и какие-либо обязательства.

В-четвертых, большинство предприятий  не готовы к приему инвестиций. Имеется  в виду привлечение инвестиций на принятых во всем мире условиях, когда  инвестор требует эффективного освоения средств, финансовой «прозрачности» предприятия, передачи прав по распоряжению имуществом в рамках, адекватных объему выделенных средств, и т.д. Немалая часть руководителей предприятий по-прежнему желает привлечь финансовые ресурсы со стороны и не нести за это экономической ответственности.

Очевидно, что причины недостаточности участия банков в инвестиционной деятельности - отнюдь не просто в нежелании банков смещать акценты в своей работе. Если будут созданы возможности для нормального извлечения прибыли в реальном секторе экономики, деньги действительно туда пойдут, и банки не будут препятствовать этому процессу. Конечно, одномоментно устранить все перечисленные причины невозможно. Но принятие сбалансированного комплекса первоочередных мер было бы достаточно для запуска механизма инвестиций.

Реализация таких мер должна вестись по трем направлениям.

Первым направлением должна стать  активизация роли государства в  обеспечении инвестиционного процесса. Это не означает примитивного увеличения доли государственных расходов на инвестиции, хотя объемы таких расходов надо увеличивать. Прежде всего, имеется в виду развитие механизма государственных гарантий, а также повышение координирующей доли государства в создании организационных и институциональных предпосылок инвестиционной деятельности.

Вторым направлением деятельности должно стать непосредственно создание этих организационных и институциональных предпосылок в сферах банковской и инвестиционной деятельности.

Третье направление заключается  в адекватном законодательном закреплении условий, благоприятствующих инвестициям.

В развитии перечисленных направлений  необходимо:

1)задействовать инвестиционные  ресурсы государственного сектора  экономики и естественных монополий,  обратив их на нужды федеральной  инвестиционной программы;

2)осуществить переориентацию кредитной политики Сбербанка с преимущественного вложения своих активов в государственные ценные бумаги на кредитование инвестиционной сферы;

3) перейти к практике долгосрочных  целевых инвестиционных вкладов  под гарантии государства с  возможным выпуском валютного займа для реконструкции народного хозяйства;

4)осуществить страховой заем, ориентированный  на страхование и перестрахование инвестиционных и предпринимательских проектов;

5)пересмотреть нормы обязательного  резервирования по вкладам населения с относительно длинным сроком хранения в увязке с объемом выданных инвестиционных кредитов, что позволит сделать инвестиционные кредиты более дешевыми для предприятий;

6) развивать институты коллективного  финансирования (для населения) и  проектного финансирования (для юридических лиц), позволяющие аккумулировать ресурсы и снижать инвестиционные риски;

7)установить повышенные нормативы  привлечения сбережений населения для банков, участвующих в финансировании федеральных программ под частичные гарантии правительства;

8) предусмотреть в Налоговом  кодексе освобождение банков  и других кредитных организаций  от уплаты налогов на прибыль,  получаемую от предоставления долгосрочных кредитов (на 3 года и более) для реализации операций финансового лизинга;

9)сохранить в Налоговом кодексе норму, предусматривающую включение в затраты предприятий расходов, связанных со страхованием ОПФ, что будет способствовать снижению инвестиционных рисков;

10) упорядочить процесс слияний,  поглощений и банкротств кредитных  организаций, направив его на формирование такой структуры банковской системы, которая бы отвечала требованиям оживления инвестиций и экономического роста;

11)законодательно установить и  отработать процедуру отбора  банков, призванных осуществить  крупные инвестиционные проекты  с участием государства.

Банки должны найти свое место в  инвестиционном процессе, что будет  залогом экономического роста в  стране. Основой взаимодействия промышленных предприятий и банков должна служить реализация законченного инвестиционного цикла; их взаимодействие позволяет увеличить эффективность и масштабность инвестиционных процессов, расширить направления инвестиционных процессов. В этой связи важно рассмотреть и проанализировать необходимые условия для осуществления эффективного полномасштабного финансирования инвестиционных проектов.

Основные проблемы при  организации российскими банками  денежных потоков в инвестиционную сферу: срок кредитования, гарантии сохранности  средств, вложенных в банки, процентная политика, целевое использование  проектов в полном объеме, источники возврата инвестированных средств.

Срок, на который банк может предоставить кредит, определяется наличием средств, размещенных на равный или более длительный срок клиентами банка, и собственных средств. Реальная доля неликвидных активов в балансах банков составляет 40-60 % их валюты баланса. Как следствие, многие банки уже сейчас не имеют адекватного покрытия этих активов долгосрочными или бессрочными ресурсами. Средний же срок привлечения (размещения основной доли пассивов и активов) в большинстве банков составляет 3-6 месяцев.

Если в рамках реализации инвестиционной деятельности в банки  будут поступать денежные потоки из источников инвестирования, то возможности  банков по организации исходящих  денежных потоков будут определяться характеристиками прибывающих средств. Возможности же банков по трансформации краткосрочных вложений в долгосрочные активы незначительны, а чрезмерное увлечение этим занятием не раз приводило к потере ликвидности.

Сложной проблемой является активизация инвестиционной деятельности банков. В этой связи хотелось бы отметить, что пока в экономике сохраняются денежные суррогаты, бартер, неплатежи, банковская система не может активно содействовать решению многих социально-экономических задач. По-прежнему будет тормозиться развитие инвестиционного процесса, не повысится собираемость налогов. В стране еще не созрели условия для долгосрочных накоплений, и ни один коммерческий банк не пойдет на риски длительных инвестиций без государственных гарантий. Российский банк развития также потребует государственной поддержки. Интересным является предложение о синдицировании кредитных ресурсов и соответствующем распределении рисков, но для этого необходима хорошо прописанная законодательная и нормативная база. В разделе внешнеэкономической деятельности банков наиболее крупным и перспективным является предложение о создании на базе ММВБ Международного финансового центра, который мог бы стать связующим звеном в международной сети финансовых рынков. Это позволит многим российским банкам, в том числе и из глубинки, расширить возможность привлечения и размещения ресурсов, активизирует работу по ускорению восстановления основных сегментов финансового рынка, включая рынки гособязательств, корпоративных ценных бумаг.

Выводы: роль банков с  точки зрения инвестиционного процесса заключается не столько в том, какую величину своих активов они готовы реструктурировать в долгосрочные инвестиции, а насколько безопасным окажется аккумуляция средств их клиентов – участников инвестиционного процесса и насколько эффективным будет механизм последующего размещения этих средств.

При условии ориентации деятельности на осуществление инвестиций в производство, государственную поддержку высокотехнологичных производств, реструктуризацию предприятий, представивших обоснованные планы стратегического развития, обслуживание целевых государственных займов, привлечение сбережений населения под государственные гарантии государственные банки развития могут существенно изменить ситуацию во взаимоотношениях банковского и реального секторов экономики. При этом банки с государственным участием, как и кредитные организации других форм собственности, должны работать на рыночных принципах, оценивая риски своей деятельности и отвечая по своим обязательствам. Действительные возможности развития инвестиционной деятельности в сложившихся условиях во многом зависят от эффективной реструктуризации банковской системы. Серьезные изменения в роли и значимости не только отдельных крупных или мелких, но целых групп банков, происшедшие под воздействием финансового кризиса, ориентируют многие из них на поиск более рациональных форм взаимодействия с отечественной промышленностью, другими сферами деятельности национальной экономики. В связи с этим весьма полезным может оказаться изучение богатого опыта, накопленного в этой области в мировой практике, и возможностей его использования в российской экономике.

 

Заключение

 

В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:

- рассмотрены основные  функции банковской системы;

- проведен анализ развития банковской системы России в контексте тенденций транснационализации;

- рассмотрены различные  взгляды отечественных и зарубежных ученых о теоретических положениях процесса инвестирования;

- определены факторы, влияющие  на развитие кредитных организаций;

- проанализированы сильные  и слабые стороны различных  направлений и выявлены основные  отличительные черты банковских  инвестиций.

Поскольку банковская система  представлена в основном небольшими банками, масштабное инвестирование реального  сектора может быть осуществлено на основе банковских объединений или создания временных альянсов. Наиболее перспективными формами являются: реорганизация системы региональных банков на основе выделения опорных банков с развитой филиальной сетью; формирование смешанных пулов российских и иностранных банков; интеграция банковского капитала с промышленным в форме финансово-промышленных групп.

Реализация стратегии  транснационализации в банковском секторе России – объективно необходимый шаг, направленный на максимальную адаптацию современным тенденциям развития мирового хозяйства, без которого формирование развитой конкурентоспособной банковской системы страны и ее эффективная интеграция в мировую финансовую систему не представляется возможными.

Процесс теоретико-методологического осмысления инвестиционной деятельности коммерческих банков в экономической науке носит разноплановый характер. Процесс инвестирования рассматривается как стратегически направленное вложение различных экономических ресурсов, осуществляемое с целью приобретения кредитной организацией индивидуальных конкурентных преимуществ или получения в какой-либо форме (финансовых, имущественных, нематериальных и пр.) выгод в предстоящих периодах.

Какая бы модель инвестирования экономики не применялась (государственное инвестирование, осуществляемое самими предприятиями или финансовыми посредниками), центральную роль в его финансовом механизме играет банковская система. Это связано с тем, что большая часть средств, прежде чем будет инвестирована в экономику, попадет в банк, и лишь после того, как его руководство примет решение, средства могут оказаться инвестированными в конкретные активы.

 

Список использованной литературы

 

Информация о работе Банковая система в России