Безналичные расчеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 13:13, курсовая работа

Описание

понятие сущности безналичного расчета, его значению в денежном обороте страны; рассмотреть основные принципы организации безналичного расчета и основные классификации безналичных платежей; проанализировать применение различных форм безналичных расчетов в современных условиях и динамику структуры безналичных платежей и денежной массы; коснуться основных проблем организации безналичных расчетов и перспектив отдельных форм платежей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Методологические основы организации безналичных расчетов на предприятии
1.1 Роль учета безналичных расчетов в управление предприятием
1.2 Нормативное регулирование операций по безналичным расчетам
Глава 2 Организация учета безналичных расчетов на предприятии
2.1 Расчеты платежными поручениями
2.2 Расчеты аккредитивами
2.3 Расчеты чеками и прочие формы расчетов
2.4 Отражение в учете предприятия различных форм безналичных расчетов
2.5 Компьютеризация учетного процесса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ1111.docx

— 71.39 Кб (Скачать документ)

Исполнение  аккредитива производится непосредственно  банком, обслуживающим поставщика-получателя денег. В современной практике используются следующие виды аккредитивов: покрытые (депонированные), непокрытые (гарантированные), отзывные и безотзывные.

При покрытом (депонированном) аккредитиве банк-эмитент  перечисляет собственные средства плательщика или выдаваемый ему  кредит в распоряжение банка-поставщика (исполняющий банк).

Непокрытый  аккредитив может применяться, если два банка, обслуживающих рассчитывающихся клиентов, имеют корреспондентские счета друг у друга. Тогда аккредитив может открываться в исполняющем банке путем предоставления этому банку права списать всю сумму аккредитива с ведущего у него счета банка-эмитента.

Отзывной  аккредитив сейчас применяется редко  в расчетах, поскольку его условия  могут быть изменены или он может  быть аннулирован банком-эмитентом  без предварительного согласования с поставщиком. Все распоряжения об изменении условий отзывного  аккредитива плательщик может давать поставщику только через банк-эмитент, который извещает об этом исполняющий  банк, а последний — поставщика. Однако исполняющий банк обязан оплатить документы, соответствующие условиям аккредитива, выставленные поставщиком  и принятые банком поставщика, до получения  уведомления об изменении или  аннулировании аккредитива.

Безотзывный аккредитив применяется довольно часто, он обеспечивает твердое обязательство  банка осуществлять выплаты по аккредитиву  при выполнении всех его условий. Безотзывный аккредитив не может  быть изменен или аннулирован  без согласия поставщика, в пользу которого он открыт. Поставщик, правда, может досрочно отказаться от использования  аккредитива, если это предусмотрено  в условии, на котором он предоставлялся.

Для открытия аккредитива плательщик должен представить  в свой банк заявление на бланке установленной формы, содержащее перечень данных, позволяющих проверить полноту  выполнения договора между поставщиком  и плательщиком. В практике расчетных  отношений используется термин "документарный  аккредитив".

Поставщик для получения денег представляет банку документы, подтверждающие выполнение всех условий аккредитивного заявления. В случаях, когда условиями предусмотрен акцепт, т.е. предварительное согласие уполномоченного покупателя, то проверяется  наличие акцептной подписи. Не принимаются  к оплате реестры счетов без указания номеров транспортных документов, вида транспорта, на котором отправлен  груз.

Реестры счетов, подлежащие оплате в банке  поставщика, представляются в трех экземплярах, из которых один используется в качестве мемориального ордера при совершении бухгалтерских проводок, другой дается поставщику в качестве расписки, а третий с отметкой банка  отсылается банку-эмитенту для вручения плательщику.

Аккредитив, открытый в банке поставщика, закрывается  по истечении срока, о чем уведомляет банк - эмитент. Если возникают претензии  к поставщику, то они рассматриваются  участниками расчетной операции без вмешательства банка.

Преимущество  такой формы расчетов — в отсутствии задержки оплаты продукции и услуг, деньги заранее приготовлены, и получатель средств уверен, что сразу, даже в  день отгрузки, может получить полагавшиеся ему деньги.

Однако  в расчетах непокрытыми аккредитивами  существуют некоторые особенности  — в исполняющем банке оплата продукции поставщику производится не за счет средств, забронированных  заранее, а лишь в случае, если между  банком-исполнителем и банком-эмитентом  установлены корреспондентские  отношения. 

    • Расчеты чеками и прочие формы расчетов
 

     Расчеты чеками

Расчетный чек используется при платежах за товары и оказанные услуги и оплачивается за счет средств, депонированных (специально отложенных) на отдельном чековом  счете. Чеки могут быть оплачены также  с расчетного счета чекодателя, но не выше суммы, гарантированной банном (согласованной с чекодателем при выдаче чековой книжки). В данном случае банк может гарантировать оплату при временном отсутствии средств за счет выделенного кредита. Сумма гарантий банка, в пределах которой могут быть оплачены чеки, учитывается на специальном внебалансовом счете.

Для получения  чековой книжки предприятие должно подать заявление в одном или  двух экземплярах, если оплата гарантируется  банком. Заявление подписывается  лицами, имеющими право распоряжаться  средствами с расчетного счета. В  заявлении указывается номер  счета, с которого будут оплачиваться чеки. При выдаче чеков с предварительным  депонированием эта сумма отражается на чековом счете. В целях обеспечения  платежей по чекам с депонированием средств вместе с заявлением о  выдаче чека заявитель должен представить  платежное поручение на перечисление средств с расчетного счета на чековый счет.

Перед выдачей чека клиенту банк обязан заполнить все реквизиты чека, чтобы в дальнейшем и получатель, и банк имели все необходимые  данные для правильного оформления денежного платежа. Заполненный  чек вручается плательщиком хозяйствующему органу, оказывающему услугу или передающему  товар. Полученные заполненные чеки поставщик передает своему банку  для взыскания денег с плательщика. Получив чек, банк зачисляет сумму  по чеку на расчетный счет получателя средств. Затем документы передаются в банк плательщика для списания средств с чекового счета.

Чек  — письменное распоряжение плательщика  своему банку уплатить с его счета  держателю чека определенную денежную сумму. Различают денежные чеки и  расчетные чеки.

Денежные  чеки применяются для выплаты  держателю чека наличных денег в  банке, например на заработную плату, хозяйственные  нужды, командировочные расходы, закупки  сельхозпродуктов и т. д. Расчетные чеки — это чеки, применяемые для безналичных расчетов. Расчетный чек — это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, по в отличие от платежного поручения чек передается плательщиком предприятию-получателю платежа в момент совершения хозяйственной операции, который и предъявляет чек в свой банк для оплаты. Непокрытые расчетные чеки, платежи по которым гарантируются банком. В этом случае банк гарантирует чекодателю при временном отсутствии средств на его счете оплату чеков за счет средств банка. Сумма гарантий банка, в пределах которой могут быть оплачены чеки, учитывается в банке-гаранте на виебалансовом счете № 9925 «Гарантии, поручительства, выданные банком».

В настоящее  время согласно указаниям ЦБР  предусматривается использование  в расчетах только покрытых расчетных  чеков. Для получения расчетных чеков клиент обращается в обслуживающий его коммерческий банк с заявлением по установленной форме, где указываются количество чеков и сумма общей потребности в расчетах чеками. На основании этих данных определяется лимит одного чека, который должен быть проставлен на оборотной стороне каждого чека. Заявление на выдачу чеков подписывается руководителем предприятия, главным бухгалтером и заверяется печатью.

Если  клиент использовал все расчетные  чеки, чековая карточка должна быть возвращена в банк и подлежит уничтожению. Карточка может быть оставлена предприятию  в том случае, если предприятие  заявило новую потребность в  чеках и лимит одного чека при  этом не изменился.

Документооборот при расчетах чеками сводится в целом  к следующему. Чекодатель при приобретении товаров, работ, услуг выписывает расчетный  чек, проставляя в нем следующие  данные: сумму платежа (цифрами и  прописью); наименование получателя платежа; место выписки чека; дату совершения платежа (при этом месяц указывается  прописью).

Выписанный  чек заверяется подписью чекодателя непосредственно в момент совершения оплаты (вручения чека получателю платежа).

Предприятие, принимающее в оплату расчетный  чек (чекодержатель), должно убедиться  в следующем: сумма чека не превышает  предельной суммы, обозначенной на его  оборотной стороне и в чековой  карточке; номер счета чекодателя, проставленный в чеке, соответствует  обозначенному в чековой карточке; подпись чекодателя, проставленная  в чеке, идентична подписи, проставленной  в чековой карточке.

Убыток, произошедший в результате неправильной проверки чека, несет само предприятие, принявшее чек в оплату (поставщик). Представитель последнего расписывается  на обороте чека и проставляет  оттиск штампа. Далее поставщик как  чекодержатель может предъявлять  этот чек в свой банк для получения  платежа.  Срок предъявления чека в  банк — 10 календарных дней (не считая дня выписки).

Чекодержатель сдает чеки в банк при реестре  в 4 экземплярах, который должен содержать  полную информацию о чеках: номера чеков, счетов чекодателя и чекодержателя, а также обслуживающих их банков, сумму чеков. Реестр заверяется подписями  двух первых лиц чекодержателя и  печатью.

Наряду  с использованием в расчетах чеков  с грифом «Россия» на территории России сохраняется применение в качестве расчетов за товары (услуги) чеков из лимитированных чековых книжек.

Лимитированная  чековая книжка представляет собой  сброшюрованные в виде книжки расчетные  чеки (по 10, 20. 25 либо 50 листов), которые  могут быть выписаны предприятием на общую сумму, не превышающую установленный  по этой книжке лимит. Лимит чековой  книжки ограничен суммой предварительно депонированных в банке средств  на отдельном банковском счете.

Расчеты платежными требованиями – поручениями

В этой современной форме расчетов поставщик  предъявляет требование к покупателю оплатить на основании направленных ему расчетных документов  стоимость  поставленной продукции или выполненных  работ.

     Платежные требования-поручения выписываются на бланках установленной формы  и вместе с документами об отгрузке и счетами направляются в банк покупателя. Банк передает документы  плательщику, который ставит на требовании-поручении  свою печать на всех экземплярах и  передает их в банк. Банк, получив  эти по существу акцептованные документы, списывает средства со счета плательщика. После завершения операции документы  помещаются для хранения в "документы  дня". Второй экземпляр документов направляется банку, обслуживающему поставщика.

Срок  представления плательщиком в банк полученных от поставщика требований определяется сторонами в договоре. Если возникает необходимость перевести  деньги телеграфом, то на всех экземплярах  требования-поручения делается специальная  отметка: "платеж перевести телеграфом". Разумеется, платежное требование-поручение  исполняется банком плательщика  лишь при наличии у него на счете  денег. Если плательщик отказывается полностью  или частично от оплаты, то спор решается непосредственно сторонами в  порядке и в сроки, определенные договором. В договоре может быть предусмотрена ответственность  за несвоевременное представление  в банк для оплаты документов и  поручений. Расчеты по требованиям-поручениям по существу приближаются к расчетам, которые обеспечивают обязательный платеж при наличии денег на счете  покупателя.

Платежное требование – поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании приложенных к нему отгрузочных и товарных документов стоимость поставленных по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Платежное требование-поручение выписывается поставщиком на основании фактической  отгрузки продукции или оказания услуг на стандартизированном бланке в 3 экземплярах и вместе с отгрузочными документами направляется в банк покупателя для оплаты. Возможен прием  требований-поручений и на инкассо (в банке поставщика).

     ИНКАССО — это банковская операция, посредством  которой банк по поручению своего клиента получает причитающиеся  ему денежные средства от Других предприятий  и организаций на основе расчетныx, товарных и денежных документов. При  инкассовой услуге банк поставщика сам  пересылает платежные требования-поручения  в банк плательщика через органы связи спецпочтой. При взаимной договоренности между поставщиком и покупателем  и их банками в целях ускорения  расчетов почтовая пересылка документов из банка поставщика в банк плательщика  заменяется передачей их содержания по телетайпу или телефаксу. Инкассовые услуги банка поставщика предоставляются  клиенту за комиссионное вознаграждение.

Информация о работе Безналичные расчеты