Бюджетирование затрат в сельском хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:26, курсовая работа

Описание

Широко распространенным инструментом управленческого учета, используемым для планирования и контроля в организациях, является бюджетирование.

Работа состоит из  1 файл

курс.doc

— 182.50 Кб (Скачать документ)

    ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ЗАТРАТ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОТРАСЛЯХ 

    1.1 Роль и значение бюджетирования 

    На  современном этапе развития рыночной экономики одной из основных задач  любой организации является совершенствование  управления организации в целях наиболее полного использования имеющихся возможностей для улучшения ее работы и повышения эффективности производства, достижения большей рентабельности (прибыли) и другое.

    Под управлением понимается целенаправленное воздействие руководства организации на хозяйственные процессы для достижения указанных выше целей.

    Воздействие на хозяйственные процессы осуществляется путем принятия оптимальных управленческих решений. Одной из основ принимаемых  управленческих решений является информация о всех аспектах деятельности организации.

    Управленческий  учет – это составная часть бухгалтерского учета, в которой формируется информация необходимая для анализа, планирования, прогнозирования и принятия управленческих решений на уровне субъектов хозяйствования.

    Широко  распространенным инструментом управленческого  учета, используемым для планирования и контроля в организациях, является бюджетирование.

    Бюджетирование  предоставляет возможность руководителям  организации получать объективную  информацию о рентабельности каждого подразделения, продукта и клиента в режиме реального времени и естественным образом подсказывает управленческие решения.

    Существует  несколько формулировок определения  бюджетирования. Рассмотрим некоторые  из них.

    Под бюджетированием понимается процесс составления генерального бюджета как совокупности взаимоувязанных функциональных (операционных, финансовых) бюджетов, позволяющих описать и структурировать деятельность фирмы в предстоящем периоде с учётом поставленных финансовых целей.

    Бюджетирование — это производственно-финансовое планирование деятельности организации путем составления общего бюджета предприятия, а также бюджетов отдельных подразделений с целью определения их финансовых затрат и результатов.

    В другом источнике бюджетирование – процесс согласованного планирования и управления деятельностью организации с помощью бюджетов (смет) и экономических показателей, позволяющих определить вклад каждого подразделения и каждого менеджера в достижении общих целей.

    В представленном определении использовались два термина для обозначения одного и того же документа – «бюджет» и «смета». Первый из них – означает  «план» в смысле финансового документа, то есть предположительное исчисление ожидаемых доходов и расходов на определенный срок. Второе слово означает план предстоящих расходов и поступления материальных ценностей и денежных средств организации. Если меть в виду финансовое планирование, «бюджет» и «смета» - одно то же.

    Однако есть и различия в их употреблении. В настоящее время сметами называют постатейные расчеты стоимости работ в строительстве и некоторых других отраслях. Сметы готовят для заказчиков, для целей же внутреннего оперативного управления многие организации разрабатывают бюджеты. Оставим слово «смета» для экономистов строительных компаний и будем использовать термины «бюджет» и «бюджетирование» для характеристики документа в процессе операционного планирования в организациях.

    Еще в одном источнике приведены следующие три определения понятия «бюджетироваие»:

  1. В узком смысле бюджетирование – это финансовое планирование на предприятии, в рамках которого составляется прогноз трех бухгалтерских отчетов: о движнении денежных средств (бюджет движения денежных средств); о прибылях и убытках (бюджет доходов и расходов); бухгалтерского баланса (бюджет по балансовому листу).
  2. В расширенном смысле бюджетирование – это технология хозяйственного планирования, в рамках которой на предприятии с определенной периодичностью составляется совокупность не только финансовых, но и операционных бюджетов (бюджет продаж, бюджет производства и так далее), представляющих собой, по сути дела, совокупность планов хозяйственной деятельности предприятия.
  3. В широком смысле бюджетирование – это технология управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. В рамках таких технологий выполняются планирование, учет, контроль, анализ и регулирование всех видов деятельности, реализуемых фирмой.

    Назначение бюджетирования в организации заключается в том, что это основа планирования и принятия управленческих решений в организации, оценки всех аспектов финансовой состоятельности организации, контроля и управления материальными и денежными ресурсами организации, укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам организации в целом и собственникам его капитала. Бюджетные системы помогают менеджерам увидеть перспективу деятельности.

    В каждой организации может быть своя специфика бюджетирования в зависимости как от объекта финансового планирования, так и от системы финансовых и нефинансовых целей. Поэтому, говоря о назначении бюджетирования, необходимо помнить, что в каждой организации в качестве управленческой технологии оно может преследовать свои собственные цели и использовать свои собственные средства, свой инструментарий.

    Целью бюджетирования являются:

  • осуществление периодичного планирования;
  • обеспечение координации, кооперации, коммуникации;
  • требование к менеджерам количественно обосновать их планы;
  • обеспечение осведомленности по затратам;
  • создание системы оценки и контроля исполнения;
  • мотивация сотрудников путем ориентации на достижение цели организации;
  • исполнение требований законов и договоров.

    Рассмотрим  особенности бюджетов и их роль в  планировании.

    Бюджет  – это количественное выражение предложенного менеджерами плана действий на будущий период времени и помощь в его координации и осуществлении.

    Бюджет  – это количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы на определенный период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных планом целей. Данные бюджета планируют будущие финансовые операции, то есть бюджеты создается до выполнения предполагаемых действий. Это и определяет роль бюджета как основы для контроля и оценки эффективности деятельности организации.

    Основные  требования к информации, содержащейся в бюджете, следующие: достаточность, неизбыточность, ясность и доступность.

    Бюджетный период, как правило, охватывает краткосрочный  аспект планирования (год, квартал), однако, бюджеты, связанные с капитальными вложениями, составляются и на более длительный период – пять, десять лет.

    Бюджеты могут быть составлены как для организации в целом, так и для его подразделений.

    Общий (основной) бюджет — это скоординированный  по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий блоки отдельных бюджетов и характеризующий информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования.

    В основном бюджете в количественном выражении рассматриваются будущая  прибыль, денежные потоки и поддерживающие планы. Основной бюджет представляет итог многочисленных обсуждений и решений о будущем предприятия, обеспечивает как оперативное, так и финансовое управление.

    Расчеты, осуществляемые в процессе формирования бюджета организации, позволяют в полном объеме и своевременно определить необходимую сумму денежных средств на реализацию принятых решений, а также источники поступления этих средств (собственные, кредитные, средства инвестора и тому подобное). 

    Эффект от разработки бюджета состоит в повышении степени гибкости организации из-за возможности предвидеть результаты управленческих действий, определить базовые установки для каждого направления деятельности организации и рассчитать разные варианты, заранее подготавливая ответные действия на возможные изменения как во внешней, так и во внутренней среде.

    Кроме того, функции бюджета изменяются в зависимости от того, в какой  фазе формирования и реализации он находится. В начале отчетного периода  бюджет представляет собой план продаж, расходов и других финансовых операций в наступающем периоде. В конце он играет роль измерителя, позволяющего сравнивать полученные результаты с плановыми показателями и корректировать дальнейшую деятельность.

    Бюджеты являются основной характерной чертой большинства систем управления организацией и контроля. По большому счету, бюджеты:

    а) заставляют планировать и анализировать  выполнение планов;

    б) обеспечивают критерии эффективности;

    в) осуществляют координацию и коммуникацию внутри организации.

    Для полного осмысления бюджетирования необходимо перечислить функции, которые оно выполняет:

    1) аналитическую:

  • ·переосмысление бизнес-идеи;
  • ·коррекция стратегии;
  • постановка дополнительных целей;
  • анализ операционных альтернатив;

    2) финансового планирования: вынуждает  планировать и тем самым обдумывать будущее;

    3) финансового учета: вынуждает  учитывать и обдумывать совершенные  действия в прошлом и тем  самым помогает принимать правильные  решения в будущем;

    4) финансового контроля:

  • позволяет сравнивать поставленные задачи и полученные результаты;
  • выявляет слабые и сильные стороны;
    1. мотивационную:
    • осмысленное принятие плана;
    • ясность постановки целей;
    • наказание за срыв;
    • поощрение за выполнение и перевыполнение;

    6) координационную: координация функциональных блоков оперативного планирования;

    7) коммуникационную:

  • согласование планов подразделений организации;
  • нахождение компромиссов;
  • закрепление ответственности исполнителей.

    Наиболее  значимыми управленческими задачами, решаемыми с помощью бюджетирования, являются:

  1. планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации;
  2. координирование различных бизнесов (как видов хозяйственной деятельности) и структурных подразделений, согласование интересов отдельных работников и групп в целом по организации;
  1. оперативное отслеживание отклонений фактических результатов деятельности организации и ее структурных подразделений от поставленных целей, выявление и анализ причин этих отклонений, своевременное и аргументированное принятие решений о проведении регулирующих мероприятий;
  1. эффективный контроль за расходованием финансовых и материальных ресурсов, обеспечение плановой дисциплины;
  1. оценка  выполнения плана центрами финансовой ответственности и их руководителей;
  1. стимулирование  менеджеров центров финансовой ответственности  к достижению целей своих структурных подразделений.

      Некоторые авторы выделяю следующие  три функции бюджетирования:

    •  функция планирования – бюджетирование является основой для внутрифирменного планирования. Бюджеты решают задачи распределения финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Бюджетирование способствует правильному и четкому целеполаганию, разработке стратегии бизнеса;

Информация о работе Бюджетирование затрат в сельском хозяйстве