Бухгалтерская отчетность на предприятии

Автор работы: s********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 20:01, дипломная работа

Описание

Информация о хозяйственных операциях, произведенных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность. Такая процедура обобщения учетной информации необходима в первую очередь самому предприятию и связана с необходимостью уточнения, а в ряде случаев и корректировки дальнейшего курса финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….5
Глава 1. Бухгалтерская отчетность на предприятии………………………..7
§ 1. Понятие, состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней……………………………………………………………………...………7
§ 2. Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности………………………………………………………….………...12
§ 3. Порядок составления бухгалтерских отчетов……………….……..14
§ 4. Содержание бухгалтерского баланса и правила оценки его статей…………………………………………………………………….…...16
Глава 2. Учетная политика на предприятии………………………………..19
§ 1. Понятие и формирование учетной политики………………………19
§ 2. Выбор способов ведения бухгалтерского учета (вариантов учета и оценки объектов учета)……………………………………………………...22
§ 2.1. Выбор вариантов по начислению амортизации по основным средствам……………………………………………………...22
§ 3. Формы организации бухгалтерского учета. Раскрытие учетной политики…………………………………………………………………..….24
Глава 3. Источники информации, необходимой для финансового анализа……………………………………………………………………………27
§ 1. Бухгалтерский баланс предприятия………………………………...28
§ 2. Отчет о прибылях и убытках…….……………………………….…30
§ 3. Отчет о движении капитала.………………………………………...32
§ 4. Отчет о движении денежных средств……………………………....33
§ 5. Приложение к бухгалтерскому балансу……………………………35
Глава 4. Положения бухгалтерского учета………………………………...37
§ 1. Учетная политика организации. ПБУ 1/98………………………....37
§ 2. Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство. ПБУ 2/94………………………………………………………………….…………….38
§ 3. Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте. ПБУ 3/2000………………………………………………39
§ 4. Бухгалтерская отчетность организации. ПБУ 4/99………………...40
§ 5. Учет материально-производственных запасов. ПБУ 5/98……....…41
§ 6. Учет основных средств. ПБУ 6/97……………………………..……42
§ 7. События после отчетной даты. ПБУ 6/98………………………..…43
§ 8. Условные факты хозяйственной деятельности. ПБУ 8/98……...…44
§ 9. Доходы организаций. ПБУ 9/99…………………………………..…45
§ 10. Расходы организаций. ПБУ 10/99………………………………….46
§ 11. Информация об аффилированных лицах. ПБУ 11/2000……….…47
§ 12. Информация по сегментам. 12/2000……………………………….48
§ 13. Учет государственной помощи ПБУ 13/2000…………………..…50
§ 14. Учет нематериальных активов. ПБУ 14/2000……………………..50
Глава 5. Основные мероприятия по переходу на новый план счетов бухгалтерского учета………………………….…………………………………52
§ 1. Задачи подготовительной работы………………………………..…52
§ 2. Этапы плана подготовительной работы……………………………53
Заключение…………………………………………………………………...59
Список литературы и нормативных документов………

Работа состоит из  1 файл

Бух. отчетность .doc

— 489.50 Кб (Скачать документ)

      По  степени обобщения отчетных данных различают отчеты первичные, составляемые организациями, и сводные, которые составляют вышестоящие или материнские организации на основании первичных отчетов.

      В настоящее время организации  представляют в обязательном порядке  промежуточную и годовую бухгалтерскую  отчетность.

      Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:

       форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;

       форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

      Кроме указанных форм в составе промежуточной  бухгалтерской отчетности организации  могут представлять иные отчетные формы (Отчет о движении денежных средств  и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой отчетности.

      В соответствии с Федеральным законом  «О бухгалтерском учете» (от 21.11.96 г. № 129-ФЗ) и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) годовая бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из:

   а) бухгалтерского баланса;

   б) отчета о прибылях и убытках;

   в) приложений к ним, предусмотренных  нормативными актами;

   г) аудиторского заключения, подтверждающего  достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

   д) пояснительной записки.

      Рекомендуемые формы бухгалтерской отчетности организаций, а также указания о  порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

      Другие  органы, осуществляющие регулирование  бухгалтерского учета, утверждают в  пределах своей компетенции формы  бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.

      В пояснительной записке может  быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются, широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности у клиентов, пользующихся услугами организации, и др.; степень выполнения плана, обеспечение заданных темпов роста; уровень эффективности использования ресурсов организации и др.

      Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятиях и другой информации, интересующей возможных пользователей годовой бухгалтерской отчетности.

      Все большая ориентация отечественной  бухгалтерской отчетности на внешних пользователей, а также на предоставление недостаточно детальной информации акционерам существенно приблизила ее к отчетности западных стран.

      За 2000 г. годовая бухгалтерская отчетность в соответствии с приказом Минфина  РФ от 13.01.2000 г. № 4н включает:

   бухгалтерский баланс — форма № 1;

   отчет о прибылях и убытках -  форма  № 2;

   отчет об изменениях капитала — форма  № 3;

   отчет о движении денежных средств — форма № 4;

   приложение  к бухгалтерскому балансу — форма  № 5;

   специализированные  формы, устанавливаемые министерствами и ведомствами Российской Федерации, для организаций системы по согласованию соответственно с министерствами финансов Российской Федерации и республик;

итоговую  часть аудиторского заключения.

      Субъекты  малого предпринимательства, не применяющие  упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности отчеты об изменениях капитала и движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу (формы № 3, 4 и 5) и пояснительную записку.

      Если  указанные субъекты малого предпринимательства обязаны проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, то они также могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности формы № 3, 4 и 5, если отсутствуют соответствующие данные.

      Некоммерческие  организации имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчет о движении денежных средств (форма № 4), а также при отсутствии соответствующих данных — Отчет об изменениях капитала (форма № 3) и Приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

      Общественные  организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), промежуточную бухгалтерскую отчетность не составляют.

      Указанные организации в составе годовой бухгалтерскому отчетности не представляют отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств (формы № 3 и 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) и пояснительную записку. 

§ 2. Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности 

      Требования  к информации, формируемой в бухгалтерской  отчетности, определены Законом о  бухгалтерском учете, Положением по ведению бухгалтерского учета и  бухгалтерской отчетности и Положением «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).

      Эти требования следующие: достоверность  и полнота, нейтральность, целостность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность Оформления. Они являются дополнительными по отношению к допущениям и требованиям, раскрытым в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/98).

      Требование  достоверности и полноты означает, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. При этом достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

      Если  при составлении бухгалтерской  отчетности выявляется недостаточность  данных для формирования полного  представления о финансовом положении  организации и ее финансовых результатах, то в бухгалтерскую отчетность включают соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

      Для достижения достоверного и полного  отражения финансовых результатов и финансового положения организации при составлении отчетности в исключительных случаях (например, при национализации имущества) допускается отступление от правил, установленных ПБУ/4.

      Требование  нейтральности означает, что при  формировании бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена нейтральность информации, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

      Требование  целостности означает необходимость  включения в бухгалтерскую отчетность данных обо всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, в том числе выделенными на отдельные балансы.

      Требование  последовательности означает необходимость  соблюдения постоянства в содержании и формах бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного года к другому.

      В соответствии с требованием сопоставимости в бухгалтерской отчетности должны содержаться данные, позволяющие  осуществить их сравнение с аналогичными данными за годы, предшествовавшие отчетному. В Положении оговорено, что если они не сопоставимы по ряду причин, то данные предшествующих периодов подлежат корректировке по установленным правилам.

      Требование  соблюдения отчетного периода означает, что в качестве отчетного года в России принят период с 1 января по 31 декабря включительно, т.е. отчетный год совпадает с календарным.

      Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний  календарный день отчетного периода (31 декабря для годового бухгалтерского отчета и другие последние дни  месяцев для периодической бухгалтерской отчетности, например, для отчетности за январь-февраль в високосные годы — 29 февраля).

      Требование  правильного оформления связано  с соблюдением формальных принципов  отчетности: составление ее на русском  языке, в валюте Российской Федерации (в рублях), подписание руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером и т.п.).

      В ПБУ/4 определены подходы к раскрытию  существенной информации, ориентированные  на ее важность для заинтересованных пользователей. 

§ 3. Порядок составления  бухгалтерских отчетов 

     Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым к ней требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов должно быть обеспечено, соблюдение следующих условий: полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов; полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов с данными синтетического и аналитического учета; осуществление записи хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации; правильная оценка статей баланса.

      Составлению отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному специальному графику. Важным этапом подготовительной работы составления отчетности является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей.

      Приступая к закрытию счетов, следует иметь  в виду, что современные организации являются сложными объектами учета и калькулирования себестоимости продукции. Их продукция используется по различным направлениям. Взаимные услуги оказывают друг другу и основному производству вспомогательные производства.

      При взаимном использовании продукции  и услуг невозможно во всех случаях  отнести на асе объекты калькуляции  фактические затраты. Какую-то часть  затрат по некоторым объектам калькуляции организации вынуждены отражать в плановой оценке. В этих условиях важное значение имеет обоснование последовательности закрытия счетов.

      Обобщение накопленного опыта в этом деле позволило  выработать следующие рекомендации: закрытие счетов начинают со счетов производств, имеющих максимальное количество потребителей и минимальные встречные затраты, и заканчивают счетами с минимальным количеством потребителей и максимальным количеством встречных затрат. В соответствии сданным подходом закрытие счетов осуществляют в следующей последовательности.

      В первую очередь исчисляют себестоимость  услуг вспомогательных производств  и закрывают счет 23 «Вспомогательные производства». Во вторую очередь распределяются расходы будущих периодов, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и закрываются следующие счета: 31 «Расходы будущих периодов», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы». Затем калькулируют себестоимость продукции основных отраслей производства и списывают затраты со счета 20 «Основное производство». После этого осуществляют списание затрат со счета 29 «Обслуживание производства и хозяйства».

      В порядке последующей очередности  производятся записи на счетах по учету  капитальных вложений, определяется финансовый результат от деятельности организации, и закрываются счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)», 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств» и 48 «.Реализация прочих активов», распределяется прибыль и закрывается счет 80 «Прибыли и убытки».

Информация о работе Бухгалтерская отчетность на предприятии