Бухгалтерская отчетность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 19:44, курсовая работа

Описание

Совершенно новым для отечественной практики является составление сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности групп юридически самостоятельных, но экономически взаимосвязанных предприятий (организаций) в виде концернов, корпораций, финансово- промышленных групп и других форм объединения. Самостоятельное значение в рыночной экономике приобретает отчетность по сегментам бизнеса (видам выпускаемой продукции, географическим рынкам сбыта, а также внутренним сегментам - центру ответственности, центру прибыли, центру инвестиций и т.п.).

Содержание

Введение………………………………………………………………. .1
§1. Понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности……………………….. .2
§2. Требования к бухгалтерской отчетности……………………………………5
§3. Бухгалтерская отчетность источник информации об
имущественном положении и финансовых результатах
деятельности хозяйствующего субъекта…………………………..…………….9
§4. Требования к информации в бухгалтерской отчетности……………..….13
§5. Порядок составления бухгалтерских отчетов…………………………..…18
§6. Содержание бухгалтерского баланса……………………………………..…23
§7. Отчет о прибылях и убытках……………………………………………..….31
§8. Понятие выручки, доходов, расходов, затрат и финансовых
результатов и их отражение в отчете «О прибылях и убытках»……………34
§9 Назначение отчета о «Движении денежных средств»……………………..55

Работа состоит из  1 файл

Бух отчетность.doc

— 293.00 Кб (Скачать документ)

Возможность сравнения данных во времени. Избранные организацией формы бухгалтерской отчетности должны предусматривать указание по каждому числовому показателю (кроме отчета за первый отчетный период) данных минимум за два года - за отчетный и за предшествующий.

Если организация  решает раскрывать данные за более  длительные периоды (три года и более), то по каждому числовому показателю в отчетности приводятся данные за несколько лет.

Сравнительные данные приводятся как в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках, так и в пояснительной записке и других отчетах.

Существенность  информации. Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности, то есть когда без знания о них заинтересованные пользователи не могут оценить финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и изменения в ее финансовом положении.

Пример. В составе основных средств организации  числятся здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и инвентарь. Наиболее значительный по объему группой  основных средств  являются объекты  недвижимости (здания и сооружения). Информация об этом полезна для понимания специфики деятельности организации, структуры ее затрат и финансового положения. Поэтому в бухгалтерский баланс данной организации целесообразно ввести отдельные статьи для объектов недвижимости и прочих основных средств, причем расшифровка прочих основных средств по видам приводится в пояснениях.

Показатели об отдельных  активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях могут  приводиться в бухгалтерских  отчетах общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерской отчетности, если каждый из этих показателей в отдельности несуществен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении.

Пример. В составе нематериальных активов организации числятся патенты, организационные расходы и деловая репутация, однако объем каждого из этих активов (его доля в общей стоимости внеоборотных активов) несуществен для оценок пользователей отчетности. Поэтому вместо того, чтобы вводить в бухгалтерский баланс данной организации отдельные статьи для каждого вида нематериальных активов, лучше показать в нем одну статью - «Нематериальные активы» и в пояснениях привести ее расшифровку по видам нематериальных активов.

Если показатель несуществен, то он может быть объединен с аналогичными по характеру и назначению показателями в бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках или в пояснениях к ним. Однако отдельные показатели, недостаточно существенные для того, чтобы обособленно представлять их в бухгалтерском балансе или отчете о прибылях и убытках, могут быть существенными для раскрытия в пояснениях.

По общему правилу  существенным считается показатель, нераскрытие которого может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принятые на основе отчетной информации. Существенность того или иного показателя организация определяет самостоятельно исходя из характера данных и их стоимостной оценки, а также конкретных обстоятельств возникновения.

Традиционным для российской практики количественным критерием существенности показателей является величина, равная или превышающая 5% общего итога соответствующих данных за отчетный год. Например, если объем выручки от продажи продукции по какому-то виду деятельности превышает 5% общего объема выручки организации, то данный показатель считается существенным и подлежит обособленному раскрытию в отчетности. Однако организация может принять решение о применении для целей отчетности иных количественных критериев.

§5. Порядок составления бухгалтерских отчетов

Годовой (или промежуточный) бухгалтерский отчет составляется поэтапно (см.табл.).

Таблица

Этапы составления бухгалтерского отчета

 
№№ Этапы составления  промежуточного бухгалтерского отчета Этапы составления  годового бухгалтерского отчета  
1. Уточнение распределения  доходов и расходов между смежными отчетными периодами (месяц, квартал  и т.д.) В соответствии со ст.12 Закона «О бухгалтерском учете» проводится годовая инвентаризация всех статей баланса, после чего остатки Главной книги декабря месяца корректируются на результаты инвентаризации (период октябрь-декабрь прошлого года)  
2. Проверка записей  на счетах бухгалтерского учета и  их соответствие счетам Главной книги Осуществляется проверка расчетов со всеми субъектами рынка (покупателями, поставщиками, банками и др.), возникают сторнировочные записи, которые отражаются в Главной книге декабря прошлого года (работа проводится в январе-феврале текущего года)  
3. Исправление выявленных ошибок Уточняется оценка (переоценка) имущественных статей баланса, заключительными записями декабря образуются разные оценочные резервы (по сомнительным долгам, на снижение стоимости материальных ценностей, ценных бумаг и др.)  
4. Закрытие счетов учета  затрат, формирование себестоимости  готовой продукции и реализованной продукции (работ и услуг) нарастающим итогом с начала года Уточняется распределение  доходов и расходов, прибылей и  убытков между двумя смежными календарными годами  
5. Выявление промежуточного финансового результата от продажи продукции (работ и услуг) на счете 90 «Продажи» Выявляется окончательный (годовой) финансовый результат путем  всех частных результатов (то есть определяется чистая прибыль, закрываются счета  финансовых результатов сч.90, 91, 99)  
6. Выявление промежуточного финансового результата от прочих операций, не относящихся к обычным видам деятельности, и отражение их на счете 91 «Прочие доходы и расходы» Составляется итоговая оборотная ведомость по счетам Главной  книги, охватывающая все исправительные и дополнительные записи, которая является основной для составления формы № 1 и формы № 2  
7. Выявление промежуточной (с начала года) чистой прибыли (непокрытого  убытка) на счете 99 «Прибыли и убытки» В соответствии с  ПБУ 7/98 «События после отчетной даты»  и ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности» уточнения вносятся в Главную книгу (декабря) или отражаются в пояснительной записке к годовому отчету  
8. Составление Главной  книги на конец промежуточного отчетного  периода    
       

Из данных таблицы  видно, что процессы составления промежуточного и годового бухгалтерского отчета существенно различаются. Если промежуточный бухгалтерский отчет, как правило, составляется по данным Главной книги (например, сальдо счетов этой книги января будет начальным сальдо этой книги февраля и так до ноября включительно), то Главная книга декабря в результате заполнения перечисленных в таблице процедур подвергается существенным корректировкам. Естественно, что корректировки Главной книги могут вноситься и в промежуточную отчетность, например, если согласно учетной политике инвентаризацию хозяйственный субъект проводит часто.

Составление бухгалтерской отчетности по данным счетов Главной  книги. Все формы бухгалтерской отчетности заполняются на основании остатков по счетам Главной книги. Статьи актива баланса заполняются по данным дебетовых остатков активных счетов, а статьи пассива баланса - по данным кредитовых остатков пассивных счетов.

Счета, отражающие состояние  расчетов, показываются в балансе  в развернутом виде: дебетовое  сальдо по субсчетам этих счетов должно быть представлено в активе, а кредитовое сальдо - в пассиве. Например, показатели формы «Отчет о прибылях и убытках» заполняются на основании данных дебетовых и кредитовых оборотов по счетам 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки». Некоторые показатели бухгалтерской отчетности заполняются на основании данных аналитического учета (ведомостей, журналов-ордеров или иных аналогичных по назначению регистров). Однако основным источником информации для заполнения форм бухгалтерской отчетности остается Главная книга.

Проверка  записей на счетах бухгалтерского учета. Чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым к ней требованиям, должны соблюдаться следующие условия:

отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных первичных документов;

отражение за отчетный период всех хозяйственных операций, а также результатов инвентаризации, если она проводилась;

совпадение данных синтетического и аналитического учета.

Цикл учетной работы за любой очередной месяц (в межотчетном  периоде) можно разделить на три  части:

1) составление бухгалтерских  записей (проводок) на основании  надлежаще оформленных первичных  документов (накопительных, группировочных  ведомостей). Это самая главная часть цикла учетной работы в межотчетный период. Именно на этом этапе от бухгалтера требуется хорошее знание как нормативных бухгалтерский документов, так и налогового законодательства;

2) перенос всех  фактов хозяйственной деятельности организации за месяц из первичных документов (накопительных, группировочных ведомостей) в регистры бухгалтерского учета (например, в журнал регистрации хозяйственных операций и др);

3) формирование информации  об объектах бухгалтерского учета  на счетах Главной книги на основании итоговых данных учетных регистров.

В конце отчетного  периода по всем счетам Главной книги  подсчитываются дебетовые и кредитовые обороты, по подавляющему большинству  счетов выводится конечное сальдо.

По некоторым счетам, например 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», надо исчислять развернутое сальдо.

Отражение развернутого сальдо в балансе ( в активе - дебетового, а в пассиве - кредитового) необходимо для объективной характеристики финансового положения организации. Взаимное погашение дебиторской  и кредиторской задолженности (свертывание  сальдо) приводит к фальсификации баланса. Такой порядок разрешен только для организаций, применяющих упрощенную систему учета и налогообложения.

Счета 25 «Общепроизводственные  расходы», 26 «Общехозяйственные расходы». 29 «Брак в производстве», 40 «Выпуск  продукции (работ, услуг)», 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» ежемесячно закрываются, их обороты по дебету и кредиту обязательно равны, сальдо отсутствует.

Счета 90 «Продажи». 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки» закрываются один раз  в конце года.

Показатели Главной  книги - обороты по дебету и кредиту  счетов, а также остатки сальдо по счетам используются для составления  бухгалтерской отчетности. Чтобы  убедиться в правильности отчетности и полноте показателей, периодически проверяют записи на счетах, используя различные приемы. Эти приемы в значительной мере зависят от применяемой формы бухгалтерского учета.

Обычно проверку записей  по счетам Главной книги осуществляют следующим образом:

производят сличение оборотов по каждому синтетическому счету с итогами документов, послуживших основанием для записей по этому счету;

осуществляют сверку оборотов и остатков или только остатков по всем счетам синтетического учета;

осуществляют сверку оборотов и остатков или только остатков по каждому синтетическому счету с соответствующими показателями аналитического учета.

Для сверки данных аналитического учета с показателями синтетического учета, а также для сличения оборотов и остатков по всем синтетическим  счетам составляют оборотно-сальдовые  ведомости отдельно по синтетическим и отдельно по аналитическим счетам, объединяемым одним синтетическим счетом (табл. 1.2.).

Таблица 1.2.

Оборотно-сальдовая  ведомость (сокращенная  форма)

 
Счет Сальдо на

начало периода

Обороты за

период

Сальдо на

Конец периода

 
Код Наименование Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит  
1 2 3 4 5 6 7 8  
                 

Проверка учетных  записей на синтетических счетах осуществляется по итогам оборотно-сальдовой  ведомости. Имеющиеся в ней три  пары суммовых колонок должны отражать дебетовые и кредитовые итоги, равные друг другу:

сальдо на начало периода  по дебету должно быть равно сальдо на начало периода по кредиту (графы 3 и 4);

обороты за период по дебету должны быть равны оборотам за период по кредиту (графы 5 и 6);

сальдо на конец  периода по дебету должно быть равно сальдо на конец периода по кредиту (графы 7 и 8).

Отсутствие равенства  в како-либо паре колонок указывает  на ошибку в записях или в подсчете записей по счетам. Однако в этом случае могут быть ошибки и на счетах. Например, отдельные суммы могут быть записаны не на те счета, к которым они относятся. Для выявления таких и подобных им ошибок производят свертку данных оборотно-сальдовой ведомости по синтетическим счетам с соответствующими показателями аналитического учета. Проверка ведется так: итоги оборотно-сальдовых ведомостей по аналитическим счетам сверяют с данными соответствующего синтетического счета в оборотно-сальдовой ведомости по синтетическим счетам. Равенство остатков и оборотов свидетельствует о правильности записей на счетах бухгалтерского учета.

Информация о работе Бухгалтерская отчетность