Бухгалтерская отчетность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 19:44, курсовая работа

Описание

Совершенно новым для отечественной практики является составление сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности групп юридически самостоятельных, но экономически взаимосвязанных предприятий (организаций) в виде концернов, корпораций, финансово- промышленных групп и других форм объединения. Самостоятельное значение в рыночной экономике приобретает отчетность по сегментам бизнеса (видам выпускаемой продукции, географическим рынкам сбыта, а также внутренним сегментам - центру ответственности, центру прибыли, центру инвестиций и т.п.).

Содержание

Введение………………………………………………………………. .1
§1. Понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности……………………….. .2
§2. Требования к бухгалтерской отчетности……………………………………5
§3. Бухгалтерская отчетность источник информации об
имущественном положении и финансовых результатах
деятельности хозяйствующего субъекта…………………………..…………….9
§4. Требования к информации в бухгалтерской отчетности……………..….13
§5. Порядок составления бухгалтерских отчетов…………………………..…18
§6. Содержание бухгалтерского баланса……………………………………..…23
§7. Отчет о прибылях и убытках……………………………………………..….31
§8. Понятие выручки, доходов, расходов, затрат и финансовых
результатов и их отражение в отчете «О прибылях и убытках»……………34
§9 Назначение отчета о «Движении денежных средств»……………………..55

Работа состоит из  1 файл

Бух отчетность.doc

— 293.00 Кб (Скачать документ)

Организации других организационно-правовых форм при формировании отчета могут  не проводить указанный раздел в  отчете о прибылях и убытках.

В разделе «Расшифровка отдельных прибылей и убытков» отчета о прибылях и убытках приводится расшифровка отдельных прибылей и убытков, полученных (выявленных) организацией в течение отчетного периода, в сравнении с данными за аналогичный период предыдущего года. Организации могут принять решение представлять данные об отдельных прибылях и убытках в виде расшифровок к соответствующим статьям отчета («в том числе» или «из них»).

Структура и содержание отчета о прибылях и убытках в  последние годы в России значительно  трансформировались. Форма отчета стала  более компактной и удобной для использования, по своему содержанию она в значительной мере приближена к требованиям международного стандарта финансовой отчетности МСФО № 1 «Представление финансовой отчетности», а также Четвертой Директивы ЕЭС. В форме № 2 отсутствуют показатели, носящие налоговый характер, которые не являются предметом данного отчета, за исключением статьи «Налог на прибыль и иные аналогичные платежи». Изменена структура показателей разделов о составных частях, формирующих чистую прибыль организации. Целевая направленность и принципы построения отчета о прибылях и убытках напрямую связаны с ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».Это касается группировки доходов и расходов на доходы и расходы от обычных видов деятельности и прочие доходы и расходы. В отчет введены промежуточные расчетные показатели, напрямую не выводимые из данных счетов бухгалтерского учета (валовая прибыль, прибыль на налогообложения).

Главные изменения  связаны с составляющими чистой прибыли организации в части затрат на производство, вычитаемых из выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг. Эти составляющие в виде себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческих и управленческих расходов определяются исходя из правил бухгалтерского учета. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг для большинства организаций составляют в основном прямые затраты в виде материальных затрат, затрат на оплату труда и отчислений на социальные нужды работников, непосредственно занятых производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, амортизационных отчислений на полное восстановление основных средств, используемых для производственной деятельности.

Коммерческие расходы  как затраты, связанные со сбытом продукции (работ, услуг) у производителей и товаров у торговых и сбытовых организаций, и управленческие расходы как совокупность административно-управленческих расходов, расходов на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом, расходов по оплате информационных и консультационных услуг и других аналогичных по назначению расходов могут ежемесячно списываться в качестве условно-постоянных непосредственно в дебет счета 90 «Продажи».

Результат, полученный от вычитания из выручки от продажи  себестоимости проданных товаров, продукции, работ и услуг, коммерческих и управленческих расходов, будет характеризовать прибыль или убыток от продаж.

§ 9. Назначение отчета о  движении денежных средств

Отчет о движении денежных средств (далее - отчет) должен раскрывать информацию о денежных потоках организации, характеризующую источники поступления денежных средств и направления их расходования. Отчет содержит информацию, в которой заинтересованы как собственники, так и кредиторы. Собственники, располагая информацией о денежных потоках, имеют возможность более обоснованно подойти к разработке политики распределения и использования прибыли. Кредиторы могут составить заключение о достаточности средств у потенциального заемщика и его способности генерировать денежные средства, необходимые для погашения обязательств.

Отчет о движении денежных средств должен раскрывать информацию о потоках денежных средств и  их эквивалентов за период в разрезе  текущей (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности.

Порядок составления отчета о движении денежных средств в международной практике (МСФО № 7) и в отечественной практике по действующей форме № 4 существенно различаются.

Наибольшие расхождения  связаны с разделением денежных потоков по отдельным видам деятельности. В форме № 4 финансовая деятельность сводится к движению денежных средств в результате краткосрочных финансовых вложений: выпуска облигаций и иных ценных бумаг краткосрочного характера, выбытия ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций и других операций, учитываемых на счете «Финансовые вложения». Такой подход не соответствует требованию составления отчета, заложенному в международных стандартах МСФО ( а также содержащемуся в US GAAP), согласно которому финансовая деятельность рассматривается как внешнее финансирование. С позиции возможности использования отчета для целей прогнозирования денежных потоков соблюдение указанного требования очень важно, поскольку позволяет разделить денежный поток на чистый денежный поток, который был создан в результате текущей деятельности организации, и денежный поток в результате привлечения средств от собственников или заимодавцев.

В соответствии с МСФО № 7 («Отчет о движении денежных средств») в отчете отражаются изменения не только в денежных средствах, но и  в денежных эквивалентах (краткосрочных, высоколиквидных вложениях, легко обратимых в определенную сумму денежных средств и подвергающихся незначительному риску изменения ценности).

В российской практике понятия денежных эквивалентов нет. В правилах составления отчета о движении денежных средств говорится о денежных средствах, учитываемых в кассе организации, на расчетных, валютных и специальных счетах. Краткосрочные депозиты в банках включаются в состав краткосрочных финансовых вложений. Отсутствует требование о раскрытии ограничений на использование отраженных в отчетности денежных средств, а также состава денежных средств.

В целом в российский правилах и МСФО подход к составлению  отчета о движении денежных средств  сходный, но существуют значительные отличия  в методах подготовки информации (например, российские правила предусматривают только прямой метод, а МСФО - прямой и косвенный), в порядке классификации данных (по-разному трактуются составляющие денежных потоков в отдельных видах деятельности), правилах оценки и представления операций или статей (например, валютных операций), требованиях к раскрытию информации.

Другим отличием является то, что согласно МСФО перемещение  денежных средств и их эквивалентов между отдельными статьями рассматривается  как способ управления ими и поэтому не включается в расчет оттоков и притоков денежных средств. Такой подход к отражению информации о движении денежных средств соответствует целевой направленности отчета - предоставить пользователям бухгалтерской отчетности информацию о величине финансовых потоков, поступающих и выбывающих в процессе осуществления организацией своих операций. Например, внутреннее перемещение денежных средств с расчетного на валютный счет и наоборот не рассматривается в качестве притоков (оттоков) денежных средств, отражаемых в отчете. Составление формы № 4 не предусматривает исключения внутреннего движения денежных средств, что в значительной степени снижает ее аналитичность.

Для составления отчета необходимо однозначное толкование ключевых терминов, характеризующих денежные средства и их эквиваленты, потоки денежных средств (денежные притоки), чистый денежный поток, текущую, инвестиционную и финансовую деятельность. Ниже приводятся определения терминов, используемых при составлении отчета:

денежные  средства - деньги в кассе и средства на счетах в банке (банках), которыми организация может свободно распоряжаться. Информация о средствах, замороженных на счетах организации, или иных средствах, которыми организация не может распорядиться самостоятельно, раскрывается в приложениях к отчету с тем, чтобы обеспечить взаимную увязку данного отчета и бухгалтерского баланса, отражающего полную величину денежных средств организации;

эквивалентные денежные средства - высоколиквидные вложения, которые имеют короткий срок погашения (не более трех месяцев с даты приобретения) и могут быть обращены в денежные средства без существенной потери в сумме.

Признание конкретного  вида краткосрочных финансовых вложений организации в качестве эквивалента  денежных средств обусловлено уверенностью составителя отчета в свободном обращении данной ценной бумаги в деньги без существенной потери в сумме, отраженной в бухгалтерском балансе.

Иногда на практике эквиваленты денежных средств отождествляют  со статьей бухгалтерского баланса  «Краткосрочные финансовые вложения». Приведенное определение эквивалентов денежных средств указывает на неправомерность такого отождествления. Трудность однозначного определения эквивалентов денежных средств на практике делает необходимым отдельное раскрытие информации о них в примечаниях к отчету;

текущая (операционная) деятельность - основная, направленная на получение дохода деятельность, а также иная деятельность организации, которая не относится к инвестиционной и финансовой деятельности;

инвестиционная  деятельность - деятельность, связанная с приобретением (созданием) основных средств, приобретением нематериальных активов, осуществлением долгосрочных финансовых вложений, а также реализацией долгосрочных (внеоборотных) активов;

финансовая  деятельность - деятельность, приводящая к изменениям в собственном и заемном капитале организации в результате привлечения средств, за исключением кредиторской задолженности;

чистый  денежный поток  - нетто-результат изменения денежных средств (определяется как разность поступлений и платежей).

Денежные  потоки от текущей  деятельности. В этом разделе отчета раскрывается информация об основных поступлениях и платежах организации, ключевым показателем является чистый денежный поток от текущей деятельности. На основании данных о величине и динамике этого показателя в сочетании с другой информацией могут быть сделаны выводы относительно способности организации создавать денежные средства в результате своей основной деятельности в размере и в сроки, необходимые для расчета по обязательствам и осуществления инвестиционной деятельности.

Именно поэтому  в отчете важно отделить денежные средства, создаваемые в результате текущей деятельности, от денежных средств, привлекаемых со стороны в  виде кредитов, дополнительных вкладов  собственников и т.п.

Потоки денежных средств от текущей деятельности являются, как правило, результатом хозяйственных операций, влияющих на определение чистой прибыли (убытка) организации. К ним относятся:

денежные поступления  от продажи продукции, выполнения работ  и оказания услуг, а также в виде авансов от покупателей и заказчиков;

поступления от аренды;

прочие поступления, включая возврат средств от поставщиков, поступления из бюджета, от подотчетных  лиц, от страховых компаний, комиссионные, суммы, полученные по решению суда, и другие поступления.;

денежные платежи  поставщикам и прочим контрагентам;

оплата труда и  иные выплаты работникам в денежной форме;

отчисления в государственные  внебюджетные фонды;

расчеты с бюджетом по причитающимся к уплате налогам, если они не могут быть внесены к конкретным операциям инвестиционной или финансовой деятельности;

краткосрочные финансовые вложения;

выплата процентов  по кредитам;

выплаченные дивиденды;

прочие выплаты, включая  перечисления страховым компаниям, выдачу средств подотчетным лицам.

Важно отметить, что  одним из условий, позволяющих отнести  те или иные операции движения денежных средств к текущей деятельности, является невозможность включения  их в инвестиционную или финансовую деятельность.

Денежные  потоки от инвестиционной деятельности. Осуществление инвестиционной деятельности характеризуется увеличением активов, которые, как ожидается, будут приносить доход длительное время.

Потоками денежных средств от инвестиционной деятельности являются:

денежные поступления  от продажи основных средств, нематериальных активов, прочих внеоборотных активов;

денежные поступления  от реализации долевых и долговых ценных бумаг других организаций;

возврат займов, предоставленных  организациям на срок более 12 месяцев;

возврат средств, связанный  с заключенными договорами простого товарищества, иные аналогичные поступления;

денежные средства, поступающие в виде дивидендов от участия в капитале других организаций;

денежные средства, направленные на приобретение (создание) внеоборотных активов, включая капитальные вложения, увеличивающие стоимость основных средств и нематериальных активов;

Информация о работе Бухгалтерская отчетность