Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:07, курс лекций
В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде. Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших размеров, а напротив, именно малые оказываются для них более предпочтительными.
6
ВВЕДЕНИЕ
В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде. Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших размеров, а напротив, именно малые оказываются для них более предпочтительными.
Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств – крупных и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов.
В последнее время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг.
Эффективное функционирование малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д.
Развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
В России малое предпринимательство уже показало себя важнейшей составной частью экономического организма страны, источником благосостояния граждан, опорой социально-политической стабильности общества.
Во всех регионах России за очень непродолжительный срок сделано немало. Уже сегодня малых предприятий насчитывается около миллиона, произведенная ими продукция составляет более 10% в валовом национальном продукте, а эффективность работы здесь существенно выше, чем при других формах производства.
Учебное пособие содержит систематизированное освещение сущности малого предпринимательства, его значение для развития рыночной экономики в России.
В пособии освещаются такие вопросы как критерии отнесения предприятий к категории малых, нормативное регулирование предприятий малого бизнеса, виды субъектов малого предпринимательства. Особое внимание уделяется вопросам налогообложения, учета и составления отчетности на малых предприятиях.
Пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. Оно будет полезно и предпринимателям малого бизнеса.
Глава 1.
СУЩНОСТЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ
1.1. Сущность малого предпринимательства, критерии отнесения предприятия к категории малых.
1.2. Роль и перспективы развития малого бизнеса в России.
1.3 Нормативное регулирование предприятий малого бизнеса.
1.4 Виды предпринимательской деятельности.
1.5. Виды субъектов малого предпринимательства.
1.1. Сущность малого предпринимательства,
критерии отнесения предприятия к категории малых
По российскому Законодательству до 04.06.1995 г. малым предпринимательством в разных ситуациях могли считаться предприятия с различными характеристиками. Окончательное определение понятия «малое предприятие» было дано в Федеральном законе от 14.06.1995 г. № 88- ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Однако этот закон утратил силу с 01.01.2008 г.
В настоящее время деятельность субъектов малого предпринимательства регламентируется Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. В законе используются следующие основные понятия:
1. Субъекты малого и среднего предпринимательства – это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с законом к средним, малым предприятиям, а также к микропредприятиям.
2. Федеральные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства – это нормативные акты, в которых определяются мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.
3. Региональные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства – нормативные акты субъектов РФ, где определяются мероприятия, направленные на развитие субъектов малого и среднего бизнеса и указываются источники финансирования.
Данный закон определяет категории субъектов малого и среднего предпринимательства. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:
1) потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий);
2) физические лица (индивидуальные предприниматели, ПБОЮЛ) предприниматели без образования юридического лица; крестьянские фермерские хозяйства.
Субъекты малого и среднего предпринимательства должны соответствовать следующим условиям:
Для юридических лиц
1)Доля участия РФ и других субъектов в уставном капитале не должна превышать 25%;
2) Средняя численность работников не должна превышать:
для средних предприятий от 101 до 250 человек (за предшествующий календарный год);
для малых предприятий до 100 человек включительно;
для микропредприятий до 15 человек.
3) * Выручка от реализации товаров, работ, услуг без (НДС) или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
* Данный пункт вступает в силу с 01.01.2010 г. Пересчет выручки и балансовой стоимости активов будет осуществляться Правительством РФ 1 раз в 5 лет
В международной практике для отнесения соответствующих субъектов к малому и среднему бизнесу используется 3 показателя:
1. Численность работников;
2. Объем продаж (выручка);
3. Балансовая стоимость имущества.
1.2. Роль и перспективы развития малого бизнеса в России
Развитие малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор.
Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами услугами, а также к лучшему использованию местных сырьевых ресурсов. К определению места роли малого предпринимательства в любой экномике следует подходить с двух точек зрения: количественной и качественной.
Например:
-количество малых предприятий и их доля в общей численности предприятий страны;
-численность занятых и их доля в общей части экономически активного населения;
-масштабы производства, реализации товаров и услуг, их доля в ВВП страны;
-вклад малых предприятий в производство отдельных видов продукции;
-отраслевая структура малых предприятий.
Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран, в США и Японии на малые и средние предприятия приходится около 50% общей численности занятых. Их доля в ВВП превышает 50%.
Российский бизнес еще молод. Его возрождение в современном рыночном понимании произошло вместе с бурным подъемом кооперативного движения в стране. Сейчас это довольно заметный сектор отечественной экономики. На 01.01.2006 г. малый бизнес Владимирской области достаточно широко представлен во всех видах экономической деятельности:
-строительство – 32.2%;
-обрабатывающее производство 8.4%;
Кроме этого достаточно широко представлены малыми предприятиями такие отрасли как: торговля, транспорт, образование, операции с недвижимостью, охота, рыболовство, лесное хозяйство и т.д.
Начиная с 2001 года вклад малого бизнеса в ВРП (внутренний региональный продукт) области увеличился с 18.1 до 21.2%. Динамика основных показателей по Владимирской области говорит о том, что малое предпринимательство имеет устойчивую тенденцию для дальнейшего развития.
Таблица 1
Показатели | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
1.Доля малого бизнеса в объеме ВРП области
| 18.1 | 16 | 19 | 20.5 | 21.2 |
2. Доля занятых в малом бизнесе от общего числа занятых в экономике области
| 16.3 | 18.6 | 18.3 | 19 | 19.9 |
3. Доля средств областного бюджета, выделяемого на поддержку малого бизнеса в общем объеме расходов областного бюджета
| 0.08 | 0.06 | 0.04 | 0.03 | 0.03 |
Мониторинг состояния малого предпринимательства во Владимирской области показывает на необходимость реализации мер, направленных на поддержку малых предприятий, а именно – содействие роста фондовооруженности субъектов малого бизнеса; содействие развитию инновационных технологий сферы; содействие внедрению передовых форм предпринимательской деятельности.
Решающее значение для развития малых форм предпринимательской деятельности играет:
1. Качество правовой базы малых предприятий;
2. Эффективность государственной поддержки;
3. Объективные условия функционирования малых предприятий.
Следует отметить, что фискальный подход к этому сектору экономики, направленный на изъятие 70-90% доходов малого предприятия практически сводит на нет попытки стимулирования, которые имеются в действующем законодательстве. Несовершенство правовой базы, непродуманная налоговая политика, нестабильность кредитно – финансовой системы - все это объективно выталкивает малый бизнес из сферы легальных действий. Выборочное обследование малых предприятий показывает, что нехватка финансовых ресурсов – хронически узкое место малого предпринимательства. Именно нехватка оборотных денежных средств является наиболее острой финансовой проблемой малого бизнеса.
Следует сделать вывод, что государству необходимо поддерживать малый бизнес. Увеличение количества малых предприятий – это реальный шаг по обеспечению условий для экономического роста страны.
1.3. Нормативное регулирование предприятий малого бизнеса
В 1995 г. в стране были приняты основные законодательные и нормативные акты по поддержке малого предпринимательства, а именно:
1. Федеральный закон № 88-ФЗ от 14.06.1995г «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (отменен с 01.01.08.
В настоящее время действует Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24.07.2007г.
2. Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 № 64-н «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства».
Принятые документы играли и играют определенную роль в становлении и реформировании малого предпринимательства.
Правительством РФ предпринимаются определенные шаги по снижению налогового бремени для малых предприятий. Так с 01.01.2003г., введены в действие гл. 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения», гл. 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».