Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 09:14, курсовая работа
Центральное место бухгалтерского баланса в системе отчетности обусловлено тем, что он содержит наиболее синтезированную и обобщенную информацию о результатах деятельности предприятия. Бухгалтерский баланс позволяет осуществлять комплексную и детальную оценку различных финансово-экономических показателей, характеризующих финансовое положение организации, вести деятельность в соответствии с действующим законодательством, производить краткосрочное и долгосрочное прогнозирование, принимать правильные управленческие решения.
Введение …………….………………………………………………………......3
Глава 1. Понятие бухгалтерского баланса как части
бухгалтерской отчетности
Понятие бухгалтерского баланса и классификация
видов баланса…….………..……………………………………………………..5
Требования, предъявляемые к бухгалтерскому балансу как к
документу бухгалтерской отчетности……………………………………..…...8
Глава 2. Экономическое содержание бухгалтерского баланса
2.1. Принципы построения бухгалтерского баланса….……………………....10
2.2. Содержание бухгалтерского баланса. ………………………………....…..13
2.3. Техника составления бухгалтерского баланса………………..……….......19
2.4. Бухгалтерский баланс – как источник информации для финансового
анализа и управления предприятием……......……………………….……..…..23
Заключение…………………………………………………..………..…….……32
Список литературы……………………………..………………………..….…...33
1. Бухгалтерский баланс должен представляться в определенной форме форм (Ф. №1 );
2. Бухгалтерский баланс должен давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, о финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении (т.е. отчетность должна быть сформирована исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету);
3. При формировании бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена нейтральность информации (т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими);
4. Бухгалтерская отчетность должна включать показатели деятельности всех филиалов и подразделений;
5. При формировании бухгалтерской отчетности организация должна придерживаться принятых ею содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому;
6. Статьи бухгалтерской отчетности, по которым отсутствуют числовые показатели, прочеркиваются или не приводятся;
7. Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода;
8. Бухгалтерский баланс как форма бухгалтерской отчетности должен содержать наименование формы, отчетную дату, наименование организации, организационно-правовую форму, ИНН, адрес организации, единицу измерения, коды и шифры, вид деятельности;
9. Отрицательные показатели в бухгалтерском балансе показываются в круглых скобках;
10. Бухгалтерский баланс должен быть составлен на русском языке, подписан руководителем и гл. бухгалтером организации.
Бухгалтерский баланс как часть бухгалтерской отчетности должен отвечать также требованиям своевременности, простоте, проверяемости, сравнимости, экономичности, и публичности.
Своевременность предполагает представление необходимой бухгалтерской отчетности в соответствующие адреса в установленный срок.
Простота бухгалтерской отчетности состоит в ее упрощении и доступности. Переход бухгалтерского учета к международным стандартам объективно способствует реализации данного требования.
Проверяемость отчетности предполагает возможность подтверждения представленной в ней информации в любое время.
Сравнимость предусматривает наличие одинаковых показателей на протяжении различных отрезков времени с целью выявления различий и тенденций.
Цель такого сравнения - выявить тенденции развития фирмы.
Экономичность достигается путем унификации и стандартизации соответствующих форм отчетности, сокращении отдельных показателей не в ущерб качеству отчетных данных, автоматизации учета, выбора оптимальных форм учета.
Публичность предполагает свободный доступ к информации:
- учредителям и участникам организации;
- инвесторам, кредитным организациям;
- партнерам;
- налоговым органам, органам государственной статистики, и прочим контролирующим организациям.2
В
случаях, предусмотренных
Глава 2. Экономическое содержание бухгалтерского баланса.
2.1. Принципы построения
бухгалтерского баланса.
Актив – это часть баланса, в которой отражается имущество организации по составу и размещению.
Пассив – это часть баланса, в которой отражается имущество организации по источникам формирования и использования.
Как говорилось выше, для каждого вида средств или обязательств в балансе отводится строка, называемая статьей баланса. В форме баланса используется общий подход к группировке активов и пассивов, а также обязательно соблюдается определенная последовательность в расположении балансовых статей. Балансовые статьи объединяются в группы, а группы в разделы. В основе такого объединения лежит экономическое содержание самих статей баланса, а порядок расположения статей на конкретной стороне определены вертикальными и горизонтальными взаимосвязями между статьями и разделами.
Вертикальные взаимосвязи статей актива баланса предполагают их расположение в порядке повышения уровня ликвидности. В начале отображаются менее ликвидные статьи («не материальные активы», «основные средства», «долгосрочные инвестиции» и т.п.), а в конце наиболее ликвидные (денежные средства в кассе, на расчетном и валютном счетах, в расчетных документах). Во многих странах с развитой рыночной экономикой содержание бухгалтерского баланса строится в обратной степени ликвидности, т.е. в начале показываются легко реализуемые виды имущества, а в конце баланса – наименее ликвидные активы.
Итак, группировка балансовых статей актива баланса позволяет выделить два раздела:
1. внеоборотные активы;
2. оборотные активы.
Первый раздел объединяет группы долгосрочных активов: не материальные активы, основные средства, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы.
В состав оборотных активов входит имущество, которое потребляется в течение года или нормального производственного цикла, который может превышать этот срок. Оборотные активы требуют постоянного восполнения. Они сформированы в отдельные группы: запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства. Причем сумма дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты и свыше 12 месяцев после отчетной даты, показаны по каждой статье раздельно.
Вертикальные взаимосвязи статей актива баланса оказывают влияние на порядок расположения статей пассива баланса. Этому способствует горизонтальной взаимосвязи балансовых статей актива и пассива: статьи актива должны находится напротив пассива, которые выступают их источниками образования. Например, основные средства приобретаются за счет источников собственных средств или долгосрочных обязательств, а текущие обязательства используются в основном для накопления текущих активов экономического субъекта. Таким образом, вертикальные взаимосвязи балансовых статей пассива предполагают последовательность: источники собственных средств (собственный капитал), долгосрочные обязательства и текущие обязательства, что позволяют выделить три раздела пассива:
3. капитал и резервы;
4. долгосрочные обязательства;
5. краткосрочные обязательства.
Для третьего раздела определяющим является уставный капитал, характерный для тех экономических субъектов, где отсутствует один собственник (АО, ООО и др.). В государственных и муниципальных предприятиях эта часть имущества представлена уставным фондом.
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного года и прошлых лет, фонд социальной сферы имеют место в 3 разделе как вариант учетной политики в случае распределения прибыли.
В четвертом разделе раскрывается содержание долгосрочных обязательств банков и долгосрочных займов, прочих долгосрочных обязательств.
В
пятом разделе баланса
Итоги по балансовым статьям актива или пассива называются валютой баланса.
Каждая строка баланса имеет свой порядковый номер, что обеспечивает ее нахождение, и ссылки на отдельные статьи.
В бухгалтерском балансе не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.
Бухгалтерский баланс включает числовые показатели в нетто — оценке.
Для отражения состояния средств в балансе предусмотрены две графы: «На начало отчетного периода» и «На конец отчетного периода».
Такова принципиальная схема и содержание бухгалтерского баланса.
2.2.
Содержание бухгалтерского
баланса.
Согласно ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» утв. приказом Минфина РФ от 6.07.97 г. № 43н установлено содержание бухгалтерского баланса в составе бухгалтерской отчетности организации. Описание статей баланса и соответствующие им счета плана бухгалтерских счетов приведены в таблице 1.
Таблица
1. Показатели бухгалтерского баланса.
|
Статья |
| ||||
|
|
| ||||
Актив | ||||||
Раздел 1. Внеоборотные активы | ||||||
Нематериальные
активы
(строка
110) Основные средства (строка
120) Незавершенное строительство (строка
130) Доходные вложе ния в материаль- ные ценности (строка
135) Долгосрочные финансовые вло- жения (строка
140) Отложенные налоговые активы (строка 145) |
Права на
объекты интеллектуальной (промышленной)
собственности.
Патенты, лицензии, торговые знаки, знаки обслуживания, иные аналогичные права и активы. Организационные расходы. Деловая репутация организации
Заемные участки
и объекты природопользования. Здания,
машины, оборудование и другие основные
средства. Имущество для передачи в лизинг, аренду. Имущество, предоставляемое
по договору проката. Инвестиции организации на срок более года в ценные бумаги, в уставные капиталы др. организаций. Предоставляемые долгосрочные займы. |
Нематериальные
активы отража-
ются по остаточной стоимости, т.е. разница между остатками, ко- торая числится на счетах 04,05. Если при начислении амортиза- ции счет 05 не используется, то в баланс переносится остаток по сч. 04 на отчетную
дату. Отражается имущество, которое учитывается на сч.01 по остаточ- ной стоимости. Учитываются остатки по сч.07,08. Отражаются авансы, выданные застройщиком и др. авансовые платежи, связанные капитальными вложениями. Используются
данные сч.03. Используются
данные сч.58,59. Отражаются данные сч.09. Появление этой строки связано с принятием ПБУ 18/02, согласно которому отложенный
налоговый актив – это | ||||
Раздел 2. Оборотные активы | ||||||
Запасы
(строка
210) НДС по приобре- тенным ценностям. (строка
220) Дебиторская задолженность (стр.230-краткоср.) (стр.240-долгоср.) Краткосрочные финансовые вло- жения (строка
250) Денежные средства (строка 260) |
Сырье, материалы
и другие аналогичные ценности. Затраты
в незавершенном производстве ( издержках
обращения). Готовая продукция, товары
для перепродажи и товары отгруженные.
Расходы будущих периодов.
Получатели
и заказчики. Векселя к получению. Задолженность дочерних и зависимых обществ. Задолженность участников (учредителей) по вкладам в уставный капитал. Авансы выданные Прочие дебиторы Займы, предоставленные
организациям на срок менее 12 месяцев.
Вложения в акции, облигации. Прочие финансовые
вложения. Расчетные счета. Валютные счета. Прочие денежные средства. |
Отражаются
данные сч.10,11,20,21,23,29,46,44,43, Сумма, которая на конец отчетно- го периода
не списана со сч.19. Для заполнения этих строк берется дебитовое сальдо по сч. 60,62,71, 73,75,76. Сч.58. Складываются остатки по сч.50,51, 52,55,57. | ||||
Пассив | ||||||
Раздел3. Капитал и резервы. | ||||||
Уставной
капитал
(строка
410) Добавочный капитал (строка
420) Резервный капитал (строка
430) Нераспределенная прибыль (строка 470) |
Резервы, образованные в соответствии
с законодательством (для АО) и
в соответствии с учредительными
документами. |
Сумма уставного
капитала,
зафиксированная в учредительных документах организации
и отраженная по кредиту сч.80. Кредитовый остаток
со сч.83. Кредитовый остаток со сч.82. Остатки по сч.84,99. | ||||
Раздел4. Долгосрочные обязательства | ||||||
Займы
и кредиты
(строка 510) |
Кредиты,
подлежащие погашению более чем через
12 месяцев после отчетной даты.
Займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты. |
Данные со сч.67. | ||||
Отложенные налоговые Обязательства (строка 515) |
. | Это отриц. Разница между реальным налогом на прибыль и условным налогом, исчисл. с балансовой прибыли. Это произведение ставки налога на временную разницу. Данные со сч.77 | ||||
Раздел5. Краткосрочные обязательства | ||||||
Займы
и кредиты
(строка
610) Кредиторская задолженность (строка 620) |
Кредиты,
подлежащие погашению в течение 12 месяцев
после отчетной даты.
Займы,
подлежащие в течение 12 месяцев после
отчетной даты. Поставщики и подрядчики. Векселя к уплате. Задолженность перед дочерними и зависимыми обществами. Задолженность перед персоналом организации. Задолженность перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами. Авансы, получаемые. Прочие кредиторы |
Данные со сч.66 Данные со сч.60,70,68,69,71,75,73,76. | ||||
Задолженность
участникам (учредителям)
по выплате доходов.
(строка
630) Доходы будущих периодов (строка
640) Резервы предстоя- щих расходов (строка 650) |
Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов | Кредитовое
сальдо сч.75 Поступления,
полученные в отчетном периоде, но относящиеся
к деятельности в будущем. Сч.98 Суммы резервов, созданные в соответствии с учетной политикой организации для равномерного списания расходов. Сч.96.3 |
2.3. Техника составления
бухгалтерского баланса.
Под техникой составления бухгалтерского баланса понимается совокупность всех необходимых учетных процедур. Это трудоемкий процесс, который под силу только специалистам в области бухгалтерского учета. Он включает следующие основные этапы:
- проведение ежегодной инвентаризации перед составлением годового бухгалтерского баланса;
- выявление окончательного финансового
результата путем суммирования
всех частных результатов;
- формирование
оборотных ведомостей или Главной книги
при
журнально-ордерной системе счетоводства;
- изучение особенностей формирования
статей баланса и годовой
бухгалтерской отчетности за отчетный
период;
- формирование статей бухгалтерского баланса.
В
целях обеспечения
После проведения инвентаризации для обеспечения своевременного формирования квартального или годового отчета составляют сводный график работ всех подразделений бухгалтерии с указанием сроков выполнения работ. В соответствии с графиком по участкам последовательно формируется и обрабатывается первичная документация, составляются машинограммы или накопительные ведомости, выполняются промежуточные расчеты, после чего информация в сгруппированном виде отражается в учетных регистрах. При этом обязательно осуществляется поэтапная сверка учетной информации. При любой форме учета данные текущих бухгалтерских записей должны контролироваться соответствующими данными сводных регистров. После определения в Главной книге остатков по счетам их сверяют с аналитическими данными.
Информация о работе Бухгалтерский баланс – методика, техника составления и использование в анализе