Бухгалтерский баланс: порядок составления и структурный анализ активов и пассивов организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:56, курсовая работа

Описание

Цель анализа состоит не только и не столько в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но также и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу. В соответствии с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния предприятия в конкретный период его деятельности.

Содержание

Введение. 2
Понятие, виды и структура бухгалтерского баланса 3
Техника составления бухгалтерского баланса 5
Анализ структуры актива баланса. 19
Анализ структуры пассива баланса. 21
Оценка имущественного положения. 22
Заключение. 24

Работа состоит из  1 файл

Бух. баланс 2008.docx

— 87.15 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение. 2

Понятие, виды и структура  бухгалтерского баланса 3

Техника составления бухгалтерского баланса 5

Анализ  структуры актива баланса. 19

Анализ  структуры пассива  баланса. 21

Оценка  имущественного положения. 22

Заключение. 24

Приложение 1. 26

Приложение 2. 28

Список  литературы 29 

 

Введение.

    В условиях рыночной экономики залогом  выживаемости и основой стабильного положения предприятия служит его финансовая устойчивость. Она отражает такое состояние финансовых ресурсов, при котором предприятие, свободно маневрируя денежными средствами, способно путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также затраты по его расширению и обновлению.

    Определение границ финансовой устойчивости предприятия  относится к числу наиболее важных экономических проблем в условиях перехода к рынку, поскольку недостаточная финансовая устойчивость может привести к отсутствию у предприятия средств для развития производства, его неплатежеспособности и, в конечном счете, к банкротству, а “избыточная” устойчивость будет препятствовать развитию, отягощая затраты предприятия излишними запасами и резервами.

    Для оценки финансовой устойчивости предприятия  необходим анализ его финансового состояния. Финансовое состояние представляет собой совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. Это способность предприятия финансировать свою деятельность.

    Финансовое  состояние характеризуется обеспеченностью  финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

    Способность предприятия своевременно производить  платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии.

    Главная цель финансовой деятельности – решить, где, когда и как использовать финансовые ресурсы для эффективного развития производства и получения максимума прибыли.

    Цель  анализа состоит не только и не столько в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние  предприятия, но также и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу. В соответствии с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния предприятия в конкретный период его деятельности.

    Главная цель анализа – своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

    В конечном результате анализ финансового  положения предприятия должен дать руководству предприятия картину  его действительного состояния, а лицам, непосредственно не работающим на данном предприятии, но заинтересованным в его финансовом состоянии - сведения, необходимые для беспристрастного суждения, например, о рациональности использования вложенных в предприятие дополнительных инвестициях и т. п.

    Источники анализа финансового положения  предприятия - формы отчета и приложения к ним, а также сведения из самого учета, если анализ проводится внутри предприятия.

    Целью данной работы является, непосредственно, проведение структурного анализа активов и пассивов баланса на примере конкретной организации, и формулировка выводов на базе полученных данных.

Понятие, виды и структура  бухгалтерского баланса

 

    Бухгалтерский баланс – важнейший источник информации о финансовом положении организации за отчётный период. Он позволяет определить состав и структуру имущества организации, оборачиваемость оборотных средств, состояние и динамику дебиторской и кредиторской задолженности, конечный финансовый результат. Бухгалтерский баланс знакомит учредителей, менеджеров и другие заинтересованные стороны, связанные с управлением имуществом, с состоянием организации, показывает, чем владеет собственник, т.е. каков в количественном и качественном отношении запас материальных средств, как он используется и кто принимал участие в создании этого запаса. По бухгалтерскому балансу можно определить, сумеет ли организация в ближайшее время оправдать взятые на себя обязательства перед акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами или ему угрожают финансовые затруднения.

    Имущество организации и её обязательства  непрерывно участвуют в сфере  производства. Чтобы определить величину всего имущества и обязательств, дать им экономическую оценку за отчётный период, а также оперативно руководить организацией, управлять финансово-хозяйственной деятельностью, необходимо располагать обобщёнными данными о её имуществе и обязательствах. Такое обобщение достигается в процессе составления бухгалтерского баланса. Существуют различные виды бухгалтерского баланса:

    1. Периодический (месячный, квартальный)
    2. Годовой
    3. Вступительный – составляется при создании новой или преобразовании ранее действующей организации;
    4. Соединительный – составляют при объединении нескольких организаций в одно юридическое лицо;
    5. Разделительный – составляется, когда из одной организации выделяется несколько самостоятельных организаций;
    6. Санируемый – составляется при приближении организации к банкротству;
    7. Ликвидационный – составляется с начала ликвидационного периода;
    8. Сводный – составляется путём объединения отдельных заключительных балансов организации; в основном им пользуются министерства, ведомства, концерны;
    9. Сводно-консолидируемый – составляется путём объединения балансов юридически самостоятельных организаций, взаимосвязанных между собой экономически; такими балансами пользуются холдинговые компании (владеющие контрольным пакетом акций других компаний), головные организации в отношениях со своими дочерними и зависимыми обществами;
    10. Баланс-брутто – бухгалтерский баланс, включающий регулирующие статьи (02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных средств», 42 «Торговая наценка»)
    11. Баланс-нетто - бухгалтерский баланс, из подсчётов итога которого исключаются регулирующие статьи.

 

Техника составления  бухгалтерского баланса

 

    Бухгалтерский баланс представляет собой "моментальную фотографию" предприятия по состоянию  на отчетную дату. Так, в годовом  Бухгалтерском балансе отражаются сведения о наличии имущества  и источников его формирования по состоянию на начало года (т.е. на 1 января) и на конец года (т.е. на 31 декабря).

    При составлении баланса необходимо учитывать, что согласно п. 34 ПБУ 4/99 в бухгалтерской отчетности не допускается  зачет между статьями активов  и пассивов, кроме случаев, когда  такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету. Например, п. 19 ПБУ 18/02 разрешает организациям представлять в Бухгалтерском балансе сальдированную (свернутую) сумму отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства. Иными словами, сопоставить сальдо счетов 09 и 77 и отразить сумму превышения либо в активе баланса по строке 145 (если сальдо счета 09 превышает сальдо счета 77), либо в пассиве баланса по строке 515 (если сальдо счета 77 превышает остаток счета 09).

    В случае если на счетах учета денежных средств и расчетов (т.е. на счетах с 50-го по 76-й) отражены суммы в иностранных валютах, соответствующие данные вносятся в бухгалтерскую отчетность в рублевом эквиваленте, исходя из курса Центрального банка РФ на отчетную дату (на конец 2006 г. - по курсу Центрального банка РФ на 31.12.2006, на начало 2006 г. - переносятся из колонки "на конец отчетного периода" Бухгалтерского баланса за 2005 г., т.е. по курсу на 31.12.2005). Это требование вытекает из п. 1 ст. 8 и п. 2 ст. 12 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и подробно прописано в Положении по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2006 (утв. Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 154н).

    Согласно  п. 35 ПБУ 4/99 баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т.е. за вычетом  регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к Бухгалтерскому балансу. Иными словами, в нетто-балансе:

    - основные средства и нематериальные  активы, подлежащие амортизации, отражаются по их остаточной стоимости (т.е. за вычетом накопленной на отчетную дату амортизации);

    - объекты, по которым предусмотрено  формирование резервов, - дебиторская задолженность, по которой может быть сформирован резерв по сомнительным долгам (счет 63), материальные запасы, по которым согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01 может быть сформирован резерв под снижение стоимости материальных ценностей (счет 14) и финансовые вложения, по которым согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02 может быть сформирован резерв под обесценение финансовых вложений (счет 59) - отражаются в балансе по их "чистой" стоимости за вычетом резервов, предназначение которых собственно и заключается в том, чтобы в балансе была сформирована реалистичная оценка соответствующих объектов.

    В активе Бухгалтерского баланса приводятся данные об имуществе организации по состоянию на начало и на конец отчетного года. Актив баланса включает в себя два раздела: I "Внеоборотные активы" и II "Оборотные активы".

    В разд. I "Внеоборотные активы" отражается имущество, срок использования которого превышает 12 мес.: основные средства, нематериальные активы, незавершенное строительство (и прочие незавершенные вложения во внеоборотные активы), долгосрочные финансовые вложения, а также отложенные налоговые активы, формирующиеся в случае, если организация применяет ПБУ 18/02.

    По  строке 110 "Нематериальные активы" отражается дебетовое сальдо счета 04 "Нематериальные активы" за вычетом  кредитового остатка по счету 05 "Амортизация  нематериальных активов". Показатели по данным счетам формируются с учетом требований Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2007. Важно учитывать, что нематериальный актив может быть признан только в том случае, если исполнены все требования ПБУ 14/2007. В частности, организация должна иметь именно исключительные права на объект, в противном случае его приобретение рассматривается как осуществление расходов будущих периодов, которые должны отражаться в разд. II баланса.

    По  строке 120 "Основные средства" отражается дебетовое сальдо счета 01 "Основные средства" за вычетом кредитового  сальдо счета 02 "Амортизация основных средств" (в части, относящейся к объектам основных средств, если у организации также имеются и доходные вложения в материальные ценности, амортизация которых также отражается на счете 02).

    При формировании остаточной стоимости  основных средств по состоянию на 31.12.2006 следует обратить особое внимание на требования Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01. Дело в том, что с 01.01.2006 данное ПБУ действовало в новой редакции (Приказ Минфина России от 12.12.2005 N 147н), а потому бухгалтеру следует проверить, учел ли он все изменения.

    Главное изменение затронуло порядок  отнесения объектов с невысокой  стоимостью к основным средствам. В  соответствии со старой редакцией по основным средствам, приобретенным  до 01.01.2006, - значение имел только срок службы. То есть если объект предполагалось использовать более 12 месяцев, его включали в состав основных средств. При этом в случае, если стоимость объекта составляла не более 10 000 руб., бухгалтер имел право списать его стоимость с кредита счета 01 "Основные средства" единовременно на расходы организации (например, в дебет счета 26 "Общехозяйственные расходы") в момент ввода объекта в эксплуатацию.

    Теперь  же в отношении объектов, приобретенных  после 01.01.2006 действует совсем другой порядок. В учетной политике на 2006 г. (т.е. приказом руководителя об изменении учетной политики, датированным между 12.12.2005 и 31.12.2005) должен быть установлен лимит стоимости основных средств, который не может превышать 20 000 руб. за единицу. Если такой лимит не установлен или, например, если бухгалтер не внес соответствующих изменений в учетную политику, то все объекты, срок использования которых превышает 12 месяцев, нужно считать основными средствами и амортизировать в течение срока их использования, т.е. списать стоимость объекта единовременно по старым правилам нельзя, нужно ежемесячно начислять амортизацию, даже если будут получаться "смешные" суммы. Если же лимит установлен, а он может быть и 20 000 руб., и 10 000 руб. (как в налоговом учете), и 5000 руб., в общем, в любом размере от 1 руб. до 20 000 руб., то объекты, приобретенные в 2006 г., стоимость которых оказалась меньше лимита, вообще нельзя считать основными средствами, они должны быть оприходованы как материальные запасы на счете 10 "Материалы" и учитываться в дальнейшем как разновидность материалов.

Информация о работе Бухгалтерский баланс: порядок составления и структурный анализ активов и пассивов организации