Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 20:09, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие понятия и экономического содержания баланса как основной формы бухгалтерской отчетности.
Первая глава раскрывает понятие бухгалтерской отчетности в целом, а также систему нормативно-правового регулирования ее составления и представления.
5. Методические рекомендации к составлению и представлению сводной отчетности (приказ Минфина за №112 от 30.12.96);
6. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых
обязательств (приказ Минфина за №49 от 13.06.95);
7. ПБУ 7/98 (приказ Минфина за №56Н от 25.11.98), ПБУ 8/01 (приказ
Минфина за №96Н от 28.11.01), ПБУ 9/99 (приказ Минфина за №32Н от 6.05.99), ПБУ 10/99 (приказ Минфина за №33Н от 6.05.99), ПБУ 11/2000 (приказ Минфина за №5Н от 12.01.2000), ПБУ 12/2000 (приказ Минфина за №11Н от 27.01.00), ПБУ 16/02 (приказ Минфина за №66Н от 2.07.02), ПБУ 18/02 (приказ Минфина за №114Н от 19.11.02);
8. Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организации (приказ Минфина за №44Н от 20.05.03);
9. Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности (приказ Минфина за №67Н от 20.07.03).
Глава 2. Экономическое содержание бухгалтерского баланса.
2.1.Понятие баланса, значение и виды.
Развитие рыночных отношений, международные, хозяйственные и финансовые связи выдвинули в число актуальных вопрос о совершенствовании бухгалтерского учета и отчетности, приближении их содержания и методов к международно-принятым нормам. Переход на применение международных норм бухгалтерского учета и отчетности начался с 1992 года и успешно продолжается в течение всего периода экономических реформ, проводимых в стране. Постановлением Верховного Совета РФ от 23.10.92 года была утверждена Государственная программа перехода РФ на международные стандарты учета и отчетности, которая уже реализована по многим направлениям. Например, центральной формой бухгалтерского учета – является баланс.
Термин "баланс" широко известен специалистам в области учета, анализа, планирования и употребляется в значении равновесия (от фр. balance - весы). В экономике применяются различные виды балансов: бухгалтерский; баланс доходов и расходов предприятия; баланс основных фондов; баланс денежных доходов и расходов населения; материальный баланс; баланс трудовых ресурсов; баланс платежный; межотраслевой баланс и др.
Общая идея применения балансового метода состоит в выравнивании суммарного значения показателей, записанных в левой и правой сторонах уравнения.
Баланс - это метод бухгалтерского учета, позволяющий в денежной оценке и на определенный момент времени изобразить состояние средств организации и источники их формирования.
Бухгалтерский баланс позволяет определить обеспеченность организации собственными оборотными средствами, соответствие запасов товароматериальных ценностей установленным нормативам, состояние платежной дисциплины и тому подобное, а также дать общую оценку финансового состояния организации.
В условиях рыночной экономики значение баланса настолько велико, что его часто выделяют в самостоятельную отчетную единицу, дополнением к которой является совокупность всех других форм бухгалтерской отчетности.
Роль прочих форм бухгалтерской отчетности состоит в расшифровке данных, содержащихся в балансе. Если в указанных отчетных формах отражаются показатели, характеризующие ту или иную сторону деятельности организации, то в балансе представлено состояние всех средств организации. В экономике любого государства баланс выполняет важные функции: баланс знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, с имущественным состоянием организации. Из баланса они узнают, чем собственник владеет, т.е. в каком количественном и качественном соотношении находится тот запас материальных средств, которым организация способна распоряжаться; по балансу определяют, способна ли организация выполнить свои обязательства перед третьими лицами или ей грозят финансовые трудности; по балансу определяют конечный финансовый результат деятельности организации в виде наращивания собственного капитала за отчетный период, по которому судят о способности руководителей сохранить и приумножить вверенные им материальные и денежные ресурсы; на показателях, приведенных в балансе, строится оперативное финансовое планирование любой организации, осуществляется контроль за движением денежных средств; данные баланса широко используются налоговыми службами, кредитными учреждениями и органами государственного управления.
В отечественной литературе отдельные авторы выделяют следующие функции баланса:
⦁ основная форма отчетности;
⦁ контрольная функция;
⦁ база финансово-хозяйственной деятельности организации.
Баланс
всегда считался и считается в
настоящее время главной
Вступительный (организационный) баланс открывает ведение бухгалтерского учета в организации. В заново создаваемых организациях такой баланс будет очень простым, так как показываемое в нем имущество будет состоять в основном из вкладов учредителей и организационных расходов.
Промежуточный и годовой (операционные) бухгалтерские балансы могут не отличаться один от другого (как правило, в них используется одна и та же форма бланка). В технике же оформления периодического и годового бухгалтерского баланса существует значительная разница. Промежуточный баланс составляется, как правило, на основе книжных данных. Формированию же толового баланса предшествуют следующие этапы работ:
Годовой бухгалтерский баланс является как заключительным, т.е. завершающим отчетный год, так и вступительным, т.е. служащим основанием для открытия счетов в новом отчетном году. В таких условиях перед организацией стоит вопрос: ликвидироваться, объявив о банкротстве или договориться с кредиторами об отсрочке платежей. При условии соглашения с кредиторами, им предоставляется информация о размере понесенного убытка и возможности его покрытия в будущем. Ликвидационный баланс отличается от других в основном оценкой своих статей, производимой по реализационной стоимости. Некоторые статьи, которые обычны для отчетного баланса, в ликвидационном могут отсутствовать совсем. Например, Доходы будущих периодов, Расходы будущих периодов. С другой стороны, в ликвидационном балансе могут появиться такие статьи, которых раньше не было, например, стоимость фирмы, стоимость патента. Ликвидационный баланс составляет ликвидационная комиссия после выяснения всех претензий кредиторов, возможной реализации имущества и урегулирования расчетов с дебиторами. К ликвидационному балансу должен прилагаться проект распределения активной массы между кредиторами в очередности, установленной законодательно. В зависимости от того, какова степень ухудшения финансового положения организации, ликвидационные балансы могут составляться в виде:
⦁ вступительного;
⦁ промежуточного;
⦁ заключительного.
Сводный баланс формируется путем соединения отдельных заключительных балансов. Постатейные показатели путем сложения одного и другого балансов суммируются и сводятся в особой колонке в виде общего итога актива и общего итога пассива. Такой баланс составляют различные министерства и ведомства.
Сводно-консолидированный баланс - достаточно новое явление в отечественной учетной практике. Консолидированный баланс представляет собой объединение балансов организаций, юридически самостоятельных, но взаимосвязанных в экономическом отношении.
Все бухгалтерские балансы принято разделять на две большие группы: статические и динамические.
Статические балансы составляют на какую-либо дату или при наступлении какого-либо события. В статических балансах бухгалтерскую информации показывают на заранее установленную или определенную дату, и, следовательно, в таких балансах отражается состояние активов и обязательств организации не в динамике, а как результат деятельности организации за какой-либо период. Для обеспечения сравнимости данных с предыдущими периодами в статических балансах могут предусматриваться графы (или строки) для отражения подобной информации. Наиболее распространенным видом статического баланса является отчетный бухгалтерский баланс, представляемый по результатам деятельности организации за отчетный год.
Динамические балансы предназначены для отражения изменений показателей в деятельности организации за какой-либо период. Большая часть динамических балансов предназначена для оперативного управления производственной или торговой деятельностью организации. Примерами таких балансов являются оборотные ведомости или шахматные оборотные балансы. Как правило, информация в таких балансах обобщается ежемесячно. Такой период существенно короче, нежели отчетный период для формирования промежуточной отчетности, и, следовательно, ежемесячное составление балансов может дать более полную и оперативную информацию о движении активов организации и изменениях в состоянии расчетов. Цель динамических балансов: обеспечить руководство организации информацией для принятия текущих решений, реализуемых в течение сравнительно короткого (не выше одного месяца) временного отрезка, следует считать, что большая часть динамических балансов, хотя и формируется на основе бухгалтерской информации, все-таки относится к категории управленческого или производственного (оперативного) учета. К категории динамических балансов относят также ликвидационные балансы.
Динамический
и статический балансы
В российской практике составляются статические балансы и показывается состояние хозяйственных средств организации в денежной оценке на определенную дату. Эти средства классифицируются по составу, источникам формирования, размещению, юридической принадлежности и т.д., следовательно, в основу построения бухгалтерского баланса положена классификация хозяйственных средств организации.
Бухгалтерский баланс - наиболее общая модель, которая оберегает имущество предприятия, его обязательства и фонды на определенный момент времени.
В
системе бухгалтерской
эффективность использования ресурсов, состояние кредитных и расчетных отношений, а также жизнеспособность организации и эффективность финансово- хозяйственной деятельности. Информация, отраженная в балансе, носит моментальный характер и представлена для сравнения на две даты:
⦁ начало отчетного года (3-я графа)
⦁ конец отчетного периода (4-я графа).
Внешне
бухгалтерский баланс –
Форма бухгалтерского баланса-нетто, утвержденная Министерством финансов РФ на 1996 г., предусматривает три раздела в активе и три раздела в пассиве.
Актив
1. Внеоборотные активы
2. Оборотные активы
3. Убытки
Пассив
4. Капитал и резервы
5. Долгосрочные пассивы
6. Краткосрочные пассивы.
В состав первого раздела актива "Внеоборотные активы" входят статьи: Нематериальные активы, Основные средства, Незавершенное строительство, Долгосрочные финансовые вложения и другие.