Бухгалтерский баланс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:54, курсовая работа

Описание

История ставит вопросы, а человек пытается найти ответы на них. На протяжении многих веков история ставила и продолжает ставить различные вопросы перед бухгалтерским учетом. Многие из них остались без ответа. Однако жизнь такова, что человек должен дать тот или иной ответ, даже если он заранее знает, что ответ не совсем правилен.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Роль и назначение бухгалтерских балансов …………………………….4
Бухгалтерский баланс и его строение ………………………..………….8

2.1 Обоснование равенства актива и пассива баланса…………………….. 9

2.2 Внеоборотные активы …………………………………………………...11

2.3 Оборотные активы …………………………………………………...….13

3. Виды бухгалтерских балансов……………………………………………23

4. Форма баланса в России и других зарубежных странах………………..26

4.1. Новая форма бухгалтерского баланса 2011 года …………...……..….29

5. Этапы развития бухгалтерского баланса в России……….…………….37

6. Баланс «Брутто» и баланс «Нетто»……………………………………....45

Заключение………………………………………………………………….48

Список литературы…………………………………………………………50

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 225.50 Кб (Скачать документ)

  В разд. I "Внеоборотные активы" появилась  новая строка "Результаты исследований и разработок". Напомним: законченные  НИОКР могут быть приняты к  учету в составе НМА, если выполняются  требования п. 3 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов". В свою очередь, НИОКР, по которым получены результаты, не подлежащие правовой охране либо подлежащие ей, но не оформленные в установленном законодательством порядке, не признаются НМА и учитываются на основании ПБУ 17/02 "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы". Согласно Инструкции по применению Плана счетов соответствующие расходы отражаются на счете 04 обособленно. В силу п. 16 ПБУ 17/02 в случае существенности информация о расходах на НИОКР отражается в бухгалтерском балансе в самостоятельной группе статей актива (раздел "Внеоборотные активы"). Именно для данных сведений предусмотрена новая строка. 
Кроме того, из разд. I исключена строка "Незавершенное строительство", поэтому возникает вопрос, в какой строке баланса теперь следует отражать капитальные вложения в виде затрат по возведению и монтажу объектов основных средств (аккумулируются на субсчетах 08-3 и 07). С одной стороны, согласно п. 20 ПБУ 4/99 в группу статей актива баланса "Основные средства" включены: 
- земельные участки и объекты природопользования; 
- здания, машины, оборудование и другие основные средства; 
- незавершенное строительство. 
Однако в силу п. 36 ПБУ 4/99 правила оценки отдельных статей бухгалтерской отчетности устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету. При этом из ПБУ 6/01 "Учет основных средств" следует, что незавершенные капитальные вложения нельзя считать основными средствами. Таким образом, более обоснованным представляется включение информации о незавершенном строительстве в группу статей "Прочие внеоборотные активы". 
Следующее изменение, которое носит скорее технический характер, - исключение из наименования строк, предназначенных для отражения финансовых вложений, уточнений об их характере (долгосрочные или краткосрочные). Содержание указанных показателей не меняется: в разд. I по-прежнему нужно указывать долгосрочные финансовые вложения, а в разд. II - краткосрочные. Это следует из п. 41 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" и п. 19 ПБУ 4/99. 
Несмотря на предписание п. 19 ПБУ 4/99 о необходимости представлять в бухгалтерском балансе активы с подразделением в зависимости от срока обращения (краткосрочные - со сроком обращения (погашения) не более 12 месяцев после отчетной даты и долгосрочные - более 12 месяцев), две строки из прежней формы N 1 (с кодами 230 и 240) объединены в общую строку "Дебиторская задолженность". Вместе с тем исчерпывающие сведения должны быть отражены в пояснениях к балансу (в Приложении 3 к Приказу N 66н для этого предназначена таблица 5.1). Кроме того, ничто не мешает организации при условии существенности показателей краткосрочной и долгосрочной "дебиторки" раскрыть ее непосредственно в балансе. 
Последнее изменение актива баланса - исключение строк, расшифровывающих данные по группам статей "Запасы" и "Дебиторская задолженность". Объяснение этому содержится в п. 3 Приказа N 66н: организация самостоятельно определяет детализацию показателей по статьям отчета. 

  Условие о самостоятельной детализации  показателей бухгалтерской отчетности обусловило изменения и в пассиве баланса: из формы исключены строки, расшифровывающие такие показатели, как резервный капитал и кредиторская задолженность. Причем строка "Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов" (в прежней форме - код 630) исключена из новой формы, поскольку эта задолженность является кредиторской и может быть раскрыта в пояснениях. 
Существенное изменение состоит во введении в разд. III новой строки "Переоценка внеоборотных активов" (в наименовании показателя "Добавочный капитал" уточнено: без переоценки). Ранее результаты переоценки (дооценки) отражались по строке "Добавочный капитал". Изменение формы обеспечит пользователей отчетности наглядной информацией о том, как переоценка внеоборотных активов повлияла на динамику размера собственного имущества организации. Напомним: в силу п. 15 ПБУ 6/01 результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года. 
В разд. IV "Долгосрочные обязательства" появилась еще одна строка "Резервы под условные обязательства" (раскрывается в пояснениях в таблице 7), в которой должны быть отражены созданные организацией резервы в связи с условными обязательствами в соответствии с ПБУ 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности" (в прежней форме указанные резервы отражались в составе резервов предстоящих расходов). 
Другие поправки являются несущественными: в наименовании статьи "Уставный капитал" уточнено, что в нее также включаются сведения о складочном капитале, уставном фонде и вкладах товарищей. В разд. IV и V группы статей "Займы и кредиты" переименованы в "Заемные средства". 
Как и ранее, некоммерческие организации должны назвать разд. III "Целевое финансирование" и вместо показателей уставного, добавочного, резервного капитала и нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) включать в него показатели "Паевой фонд", "Целевой капитал", "Целевые средства", "Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества", "Резервный и иные целевые фонды" (в зависимости от формы некоммерческой организации и источников формирования имущества). Аналогичная рекомендация содержалась в п. 13 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности. 
Заметим: из формы баланса исключена Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах. Среди пояснений также отсутствует аналог подобной Справки, однако все сведения раскрываются в других таблицах пояснений (например, использование основных средств, обеспечение обязательств).

  Итак, нельзя сказать, что финансисты предложили абсолютно новые формы отчетности: преемственности в этом вопросе  не избежать по объективным причинам. Основное изменение состоит в  том, что самостоятельно разработать формы теперь нельзя (можно лишь определять детализацию показателей, представленных в бланках). 
При составлении отчетов в 2011 г. бухгалтеру следует быть внимательным, поскольку некоторые строки баланса изменились. Поскольку в отчетности за 2011 г. должны быть представлены показатели за два предыдущих года, данные из прежней отчетности придется перегруппировать в соответствии с новыми формами.

  5. Этапы развития бухгалтерского баланса в России.

  Формирование  бухгалтерского учета и отчетности в России происходило под влиянием западных теорий, однако бухгалтерский учет нашей страны базировался на принципах и методах, обусловленных российской экономикой и менталитетом. В развитии бухгалтерской отчетности в России можно выделить пять этапов:

  Становление (1898 – 1916гг.);

  Отчетность  во времена военного коммунизма (1917 – 1921 гг.);

  Отчетность  в период нэпа и годы ВОВ (1921 – 1945 гг.);

  Отчетность  в послевоенные годы в условиях жесткой  административной системы (1946 – 1980 гг.);

  Отчетность  на современном этапе – рыночные отношения в России (1981 – 2005 гг.).

Первый  этап (1898 – 1916 гг.)

  Связан  с применением положения о  государственном промысловом налоге, в котором отдельные статьи посвящены  бухгалтерской отчетности. Положение  было утверждено 8 июня 1898 г. при императоре Николае II и состояло из 7 глав и 180 статей. Своим строением и содержанием Положение напоминает главу 25 налогового кодекса РФ.

  В Положении определены плательщики  налога, объекты обложения, порядок  уплаты налога.

  Статьи 102 – 113 главы 4 положения определяли порядок составления и предоставления отчетности. Правления предприятий обязаны были в течение месяца по утверждении общим собранием или соответствующим ему учреждением годового отчета предприятия. Отчеты и балансы предприятий, акционерных обществ, которые подлежали публикации, составлялись по формам, утверждаемым министерством финансов по соглашению с государственным контролером и с соответствующими ведомствами. В развитие Закона «О государственном промысловом налоге» 26 мая 1899 г. министерством финансов России была утверждена Инструкция № 60 «О применении Положения о государственном промысловом налоге». В данном документе был определен перечень предприятий, обязанных публиковать бухгалтерскую отчетность. В их число входили:

  Торговые  и промышленные предприятия, принадлежащие акционерным обществам и компаниям, паевым и иным товариществам, в том числе обществам потребителей;

  Акционерные коммерческие и земельные банки  и ломбарды;

  Городские и заемные кредитные общества и общества взаимного кредита;

  Городские, земские и сословные общественные банки и ломбарды, ссудосберегательные  товарищества и кассы и другие кредитные учреждения, которые на основании уставов обязаны публиковать  отчеты о своих операциях.

  Операционным  годом признавался год с 1 января по 31 декабря включительно. Заключительному балансу предприятия должны были соответствовать в отчете отдельные счета, составляемые с такой полнотой и подробностью, чтобы из них было видно, какие именно операции и в каком размере каждая производились в течение отчетного года, какие результаты получены по каждой операции и какие по каждому счету заключительные статьи перенесены в актив и пассив баланса, который в точности выражает состояние предприятия на день заключения его операционного года.

  В законодательной базе дореволюционного периода отсутствуют вопросы организации счетоводства и отчетности. Вопросы организации учета, полного и достоверного отражения хозяйственной деятельности предприятия в отчете не привлекали внимания законодателей. Это считалось частным делом предприятия, его коммерческой тайной и зависело от усмотрения владельца и бухгалтера.

  Практически до 1910 года, несмотря на ссылку в Положении  о государственном промысловом  налоге, формы отчетов установлены  не были.

Второй  этап (1917 – 1921 гг.)

  До 1917 года отличительным признаком  учета в России являлась его территориально-экономическая  ограниченность. Не существовало единой методологии учета, как для отдельных  отраслей хозяйства, так и для  отдельных ветвей промышленности. Учет был, замкнут в отдельных хозяйствующих единицах, объем учета, и область его применения ограничивались юридическими рамками частной собственности. Такая особенность учета, направленная лишь на удовлетворение потребностей частного предпринимателя, была типичной для дореволюционной России.

  Революция 1917 года, в результате которой все  главные отрасли торговли и промышленности были переданы пролетариату, поставила  счетоводство и отчетность предприятий  в новые условия, определила иные задачи, направленные на удовлетворение потребностей государства. Отчетность по смыслу законодательства социалистического времени должна была более полно отображать и делать понятной для широких трудящихся масс хозяйственную деятельность страны, обеспечивая при этом всесторонний контроль. С другой стороны, крупный масштаб государственного и кооперативного хозяйства выдвигал в качестве единого планового руководства этим хозяйством. Отсюда второе требование законодательства к счетоводству и отчетности – представление своевременных, полных учетно-отчетных данных, на основе которых руководящие центры могли составлять планы хозяйственной деятельности и регулировать их выполнение. 5 декабря 1917 г. было издано Постановление СНК «Об образовании и составе коллегии Комиссариата государственного контроля». В составе Комиссариата была создана Центральная государственная бухгалтерия, на которую были возложены обязанности по учету денежных средств и имущества, составление годовых бухгалтерских отчетов о доходах и расходах республики; статистика народного хозяйства и др.

Третий  этап (1921 – 1945 гг.)

  С переходом в 1921 году к новой экономической  политике государство стало активным участником регулирования всех сторон хозяйственной жизни и основным распределителем материальных благ.

  Форма счетоводства законодательным актом не предусматривалась, предприятиям было предоставлено право избрать для себя любую форму, соблюдая лишь основные принципы двойной бухгалтерии.

  К 1925 году сложился следующий состав основных разделов баланса предприятия, рекомендуемого к публикации государственным трестам в соответствии с приказом ВСНХ СССР от 23.01.25 г. № 330:

АКТИВ ПАССИВ
Имущество Капиталы
Материалы Займы и кредиты
Товары  и готовые изделия Кредиторы
Денежные  средства и ценные бумаги Прибыль
Подотчетные суммы  
Обязательства и документы к получению  
Убыток  
 

  Каждый  раздел имел подробный перечень дополнительных статей.

  Нетрадиционным  для современного понимания в  структуре баланса является расположение статьи «Убыток» в активе, а «Прибыль»  в пассиве баланса. Счет прибылей и убытков являлся аналогом современной формы отчета о прибылях и убытках, однако по содержанию разделов и статей с данным отчетом имеет мало что общего. Форма этого отчета 1925 года по дебету содержала разделы, характеризующие убытки, полученные в результате осуществления хозяйственной деятельности, а также отдельные виды расходов; по кредиту соответственно приводилась расшифровка прибылей.

  В 1927 – 28 годах государство продолжает контролировать процесс публикации бухгалтерских отчетов. В «Известиях НКФ СССР» от 01.12.27 г. № 8 (323) была опубликована «Инструкция об обязательных формах публичной отчетности». Далее приказом по ВСНХ РСФСР и НКФ РСФСР от 10.03.28 г. № 405 «Об обязательных формах публичной отчетности и об обмене контокоррентными выписками» была закреплена обязанность государственных промышленных и торговых предприятий публиковать заключительные балансы, счета прибылей и убытков и сведения о распределении прибылей и покрытии убытков по формам, утвержденным вышеназванной Инструкцией.

Информация о работе Бухгалтерский баланс