Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:04, курсовая работа
В работе рассматривается вопрос сущности основных средств: классификация и структура основных средств, представлена оценка и переоценка.
Так, к основным задачам изучения основных средств являются:
Изучение понятия и состава основных средств.
Рассмотрение различных принципов классификации основных средств.
Изучение методов оценки, переоценки и инвентаризации.
Изучение нормативно-правовой базы по учету основных средств.
Рассмотрение способов списания стоимости основных средств по средством начисления амортизации.
Изучение учета ремонта и инвентаризации основных средств.
Введение 5
Понятие и классификация основных средств 7
Документальное оформление движения основных средств 10
Организация бухгалтерского учета основных средств 11
Аналитический и синтетический учет основных средств 16
Оценка и переоценка основных средств 19
Учет амортизации основных средств 21
Учет ремонта основных средств 24
Инвентаризация основных средств
Особенности учета арендованных основных средств
и лизинговых операций 27
Раскрытие информации об основных средствах
в бухгалтерской отчетности 32
Заключение 35
Список литературы 37
Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытый убыток) и должна быть раскрыта в бухгалтерской отчетности организации. Эта сумма уценки относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм его дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды. Превышение суммы уценки объекта над суммой дооценки его, зачисленной на счет 83 «Добавочный капитал» в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится на счет учета нераспределенной прибыли и также должна быть раскрыта в бухгалтерской отчетности организации. При выбытии объекта основных средств сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыль организации [8, с. 97]:
Дт 83 — Кт 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»
Увеличение
суммы амортизации при
Дт 83 — Кт 02 «Амортизация основных средств»
Уменьшение износа:
Дт 02 — Кт 83.
Остаточная
стоимость основных средств определяется
в виде разницы между первоначальной (восстановительной)
стоимости и величиной начисленной амортизации.
В балансе основные средства отражаются
по остаточной стоимости.
В соответствии с ПБУ 6/01 "Учет основных средств" стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено Положением.
Амортизация объектов основных средств производится одним из следующих способов начисления амортизационных начислений:
Один из способов применяется к группе однородных объектов основных средств в течение всего срока их полезного использования. Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету. В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев нахождения объекта на реконструкции и модернизации по решению руководителя организации и перевода его на консервацию на срок более трех месяцев [8, с. 116].
Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования). Объекты основных средств стоимостью не более 10 тыс. руб. за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике исходя из технологических особенностей, а также приобретенные книги, брошюры и другие издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере их отпуска в производство или эксплуатацию.
В
течение отчетного года амортизационные
отчисления по объектам основных средств
начисляются ежемесячно независимо
от применяемого способа начисления
в размере 1/12 годовой суммы. В
сезонных производствах годовая
сумма амортизационных
Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и прекращаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или его списания. На практике сумму амортизации за отчетный период определяют следующим образом: к сумме амортизации, начисленной в прошлом месяце, прибавляют сумму амортизации со стоимости поступивших основных средств за прошлый месяц и вычитают сумму амортизации со стоимости основных средств, выбывших в прошлом месяце. Организация вправе выбирать способ начисления амортизации.
При линейном методе сумма амортизации за месяц определяется умножением первоначальной стоимости объекта на норму амортизации для данного объекта, а при нелинейном — умножением остаточной стоимости объекта на норму амортизации для соответствующего объекта. Линейный метод начисления амортизации применяют по зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в группы 8-10 амортизируемого имущества, к остальному амортизируемому имуществу организация вправе применять любой из двух указанных методов начисления амортизации.
Для учета амортизации основных средств используют пассивный счет 02 "Амортизация основных средств", предназначенный для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств.
Начисленную
сумму амортизации по собственным
основным средствам производственного
назначения отражают по дебету счетов
издержек производства и обращения
(23 "Вспомогательные производства"
По объектам жилищного фонда, внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам (лесного и дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки и т.п.), а также у некоммерческих организаций сумма износа начисляется по нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов в конце года на забалансовом счете 010 "Износ основных средств".
Сумма
амортизации по полностью амортизированным
основным средствам не начисляется.
При выбытии собственных
Аналитический
учет по счету 02 "Амортизация основных
средств" ведут по видам и отдельным
инвентарным объектам основных средств.
По
объему и характеру производимых
ремонтных работ различают
Нормативными документами по бухгалтерскому учету разрешается использовать три варианта учета затрат по ремонту основных средств. При первом варианте фактические расходы, связанные с проведением или оплатой работ по ремонту основных средств, организации могут относить прямо на счета издержек производства и обращения с кредита соответствующих материальных, денежных и расчетных счетов (счета 10 "Материалы", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и др.).
Организации, особенно организации с сезонным производством, могут создавать ремонтный фонд для накапливания средств на осуществление ремонтных работ.
Для учета ремонтного фонда целесообразно открывать субсчет "Ремонтный фонд" по пассивному счету 96 "Резервы предстоящих расходов".
Отчисления
в ремонтный фонд оформляются
следующей бухгалтерской
Дт 25 "Общепроизводственные расходы" (и других счетов производственных затрат) — Кт 96 "Резервы предстоящих расходов"
При
наличии ремонтных мастерских операции
по учету ремонта основных средств,
осуществляемого хозяйственным
способом, отражают, как правило, предварительно
на активном синтетическом счете 23
"Вспомогательные производства"
Сальдо
по счету 23 дебетовое и показывает
затраты по незаконченному капитальному
или текущему ремонту основных средств.
В балансе эти затраты
Оприходование строительных и других материалов, полученных при ремонте объектов основных средств, осуществляется по дебету соответствующих материальных счетов (10) и кредиту счета 23 "Вспомогательные производства".
Первый вариант учета затрат по ремонту основных средств применяют, как правило, при равномерных расходах по ремонту в течение года или при небольших объемах ремонтных работ. При втором варианте учета затрат на ремонт основных средств организации создают резерв на осуществление ремонтных работ. Для учета созданного резерва целесообразно открывать субсчет "Резерв на ремонт основных средств" по пассивному счету 96 "Резервы предстоящих расходов".
Отчисления в резерв оформляются следующей бухгалтерской записью:
Дт 25 "Общепроизводственные расходы" (и других счетов производственных затрат) — Кт 96 "Резервы предстоящих расходов"
По
окончании отчетного года затраты
на ремонт основных средств должны
быть списаны на издержки производства
или обращения в сумме
Сальдо по субсчету "Резерв на ремонт основных средств" счета 96 "Резервы предстоящих расходов", как правило, должно соответствовать затратам по незаконченному ремонту сложных объектов. При третьем варианте затраты по ремонту основных средств вначале учитывают по дебету счета 97 "Расходы будущих периодов" (с кредита материальных, расчетных и других счетов или счета 23), а с этого счета в течение года, как правило, равномерно списывают на счета издержек производства (обращения). Данный вариант учета расходов по ремонту основных средств целесообразно использовать в тех организациях сезонных отраслей промышленности, где основная часть расходов по ремонту основных средств приходится на первые месяцы года, когда еще не создан ремонтный фонд.
На
капитальный ремонт, осуществляемый
подрядным способом, организация
заключает договор с
Затраты
по капитальному ремонту, осуществляемому
подрядным способом, могут быть списаны
с кредита счета 60 "Расчеты
с поставщиками и подрядчиками"
в дебет счетов издержек производства
и обращения, в дебет счетов 96
"Резервы предстоящих расходов"
и 97 "Расходы будущих периодов"
(в зависимости от варианта учета
расходов по ремонту основных средств).
Инвентаризация
основных средств заключается в
выявлении фактического наличия
имущества; сопоставление наличия
имущества с данными
Для проведения этой работы создается инвентарная комиссия. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителями организации, за исключением случаев, когда инвентаризация обязательна. Некоторые случаи обязательной инвентаризации: при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, при смене ответственных лиц; при установлении фактов хищения или злоупотреблений, порчи ценностей; при реорганизации или ликвидации организации и др.
В
приказе Минфина РФ от 13.06.1995 г. №
49 «Об утверждении методических
указаний по инвентаризации имущества
и финансовых обязательств» указывается,
что до начала инвентаризации проверяют
наличие и состояние
В ходе инвентаризации комиссия в присутствии должностных или материально ответственных лиц проводят осмотр объектов основных средств и заносит в инвентарные описи фактическое наличие, инвентарные номера, наименования и основные технические характеристики. Также проверяется наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, документы на здания, сооружения и других объектов недвижимости, подтверждающие нахождение в собственности организации. Неучтенные объекты учитываются по восстановительной стоимости.