Бухгалтерский учет амортизации основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 23:49, дипломная работа

Описание

Актуальность выбранной темы данной выпускной квалификационной работы связана, прежде всего с тем, что с амортизируемым имуществом как объектом учета связаны многие проблемы современной российской экономики. Одними из ключевых проблем основных средства, как составляющих амортизируемого имущества является недостаточная конкурентоспособность предприятий в связи с чрезмерным физическим и моральным износом оборудования, необоснованное дробление имущественных комплексов, низкие фондоотдача и инвестиционная активность, недостаточно реальная оценка активов, завышенная налоговая нагрузка при избыточном имуществе. Усиливается влияние учета основных средств, как на финансовое состояние субъектов хозяйствования, так и на качество представляемой ими отчетности. Поэтому основные средства в настоящих условиях становятся для многих организаций весьма существенным объектом аудита.

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа.черновик.doc

— 196.00 Кб (Скачать документ)

Особенно тщательно  проверяется полнота и своевременность  проведения инвентаризации в бухгалтерском  учете. В ходе аудита рекомендуется  проведение контрольной инвентаризации или осмотр отдельных объектов основных средств. Инвентаризацию основных средств осуществляет комиссия при  обязательном участии материально-ответственных лиц. До начала инвентаризации рекомендуется проверить: наличие и состояние регистров аналитического учета, технических паспортов; существование документов  на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. До начала инвентаризации от каждого лица или группы лиц, отвечающих за сохранность ценностей, берется расписка. По результатам проверки составляется инвентаризационная опись. При выявлении расхождений между данными бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей и актов составляется сличительная ведомость результатов инвентаризации. При выявлении излишков или недостач основных средств материально-отвественные лица должны дать соответствующие объяснения. Результаты и инвентаризации отражаются в учете в общем порядке.

Проверка правильности оценки основных средств. Аудитору необходимо убедиться в правильности оценки основных средств, так как необоснованное повышение стоимости основных средств ведет к увеличению стоимости продукции (через амортизацию) и искажению финансовых результатов. При проверке формирования первоначальной стоимости аудитору следует учитывать способы  поступления основных средств в организацию. Аудитор должен выполнить арифметический контроль проверяемых показателей, а также подтвердить правильность оформления первичных документов, обосновывающих оценку основных средств (приказы, протоколы, соглашения).

Проверка правильности переоценки основных средств. Если в ходе аудита было установлено, что аудируемая организация проводит переоценку основных средств, то аудитор должен проверить: во-первых, методику переоценки текущей стоимости основных средств и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта (организация вправе использовать два метода переоценки: индексацию и прямой пересчет по документально подтвержденным рыночным ценам); во-вторых, регулярность проведения переоценки (переоценка основных средств проводится в ходе инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности); в-третьих, отражение в бухгалтерском учете результатов переоценки (переоценка отражается в регистрах бухгалтерского учета записями за январь, а в отчетности – путем изменения остатков на начало года при сдаче баланса за I квартал отчетного года).

Проверка операций поступления и выбытия основных средств. Особому контролю со стороны аудитора подлежат операции поступления и выбытия объектов основных средств. Аудитор должен установить способы поступления и причины списания объектов основных средств, законность и целесообразность этих операций. Он должен проверить документы (договоры купли-продажи, дарения, акты приемки-передачи, акты списания, накладные, счета-фактуры, платежно-расчетные документы) и регистры синтетического и аналитического учета (инвентарных карточек, ведомостей и др.). В процессе изучения документации определяется: все ли необходимые реквизиты указаны в ней, правильно ли выполнены арифметические расчеты, соответствует ли действующему законодательству данная операция, ее целесообразность. Аудитору необходимо проверить правильность отражения операций на счетах бухгалтерского учета.

Проверка начисления амортизации основных средств. Аудитор устанавливает достоверность начисления амортизационных отчислений по объектам основных средств. Для осуществления проверки: формируется выборка объектов основных средств, в которую включаются объекты из различных классификационных групп, находящиеся в различных местах эксплуатации; по каждому объекту определяется норма амортизации и амортизируемая стоимость, правильность применяемой методики расчета; выполняется арифметический контроль суммы амортизации, начисленный за отчетный месяц (суммы, участвующие в расчете, подтверждаются путем их взаимной сверки с данными первичных документов, которыми оформляется движение основных средств); подтверждается достоверность отражения на счетах бухгалтерского учета сумм начисленной амортизации.

В ходе проверки начисления амортизации для целей налогообложения  определяется: соответствие применяемых на практике методов начисления амортизации по объектам основных средств методам, закрепленным в учетной политике и Налоговом Кодексе Российской Федерации; аргументированность выбора организацией срока полезного использования в рамках классификации основных средств, включаемых в амортизируемые группы; правильность формирования первоначальной стоимости объектов основных средств; обоснованность применения специальных (понижающих и ускоряющих) коэффициентов; выделение в отдельную группу объектов основных средств по остаточной стоимости (в случае если срок их полезного использования для целей налогообложения истек) и правильность отнесения на расходы этой стоимости.

Проверка учета  ремонта основных средств. В ходе проверки учета ремонта основных средств аудитор должен  установить: способ проведения ремонтных работ (подрядный или хозяйственный); правильность и своевременность составления документов; безошибочность отнесения расходов на статьи затрат, соблюдения норм расхода материалов, расценок по оплате труда ремонтных рабочих; выполнение на практике способа учета затрат на ремонт, зафиксированного в учетной политике; суммы затрат на ремонт на счетах бухгалтерского учета. При проверке следует использовать встречную сверку документов, прослеживание операций, устный опрос ответственных лиц, аналитические процедуры  окупаемости затрат на ремонт. При необходимости аудитор может провести контрольную инвентаризацию выполненных работ по отдельным объектам, в том числе с привлечением эксперта.

Проверка учета арендных операций. Аренда – это получение арендатором на основании двухстороннего договора с арендодателем во временное пользование (без выкупа или с выкупом) определенного имущества. Если у предприятия имеются арендуемые объекты основных средств, то аудиторам требуется выяснить правильность начисления, перечисления и отражения в учете арендной платы. Для этого изучаются договоры аренды и данные в учетных регистрах по счетам 20 «Основное производство», 126 «Общепроизводственные расходы», 51 «Расчетные счета», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Расходы, связанные с  эксплуатацией арендуемых объектов основных средств, относятся на себестоимость  только при  условии их документального  подтверждения и в том случае, когда объекты используются для  нужд производства или управления. Если предприятие сдает в ранду объекты основных средств, то аудиторам необходимо на основе анализа заключенных договоров, расчетно-платежных документов выяснить законность таких операций, своевременность поступления арендных платежей, правильность их регистрации в учете и налогообложении.

Проверка учета  лизинговых операций. Лизинг – это получение арендатором на основании трехстороннего договора с арендодателем и продавцом во временное пользование (без выкупа или с выкупом) определенного имущества. Участники договора лизинга именуются как лизингополучатель, лизингодатель и продавец соответственно. Аудитор, изучая договор лизинга, должен рассмотреть состав имущества, полученного лизингополучателем, и определять, не выходит ли его перечень за рамки законодательства РФ. Имущество, продаваемое по договору лизинга, должно быть только производственного назначения и использоваться только в предпринимательских целях. Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения.

До начала проверки лизинговых операций аудитор по договору лизинга  должен определить в балансе сторону, в которой учитывается лизинговое имущество. В процессе аудита лизинговых операций у лизингодателя проверяют: поступление основных средств, приобретенных организацией для предоставления по договору лизинга; начисление затрат по осуществлению лизинговой деятельности; получение лизинговых платежей; списание лизингового имущества в случае его выкупа; оприходование лизингового имущества в составе основных средств при  его возврат е. в ходе проверки лизинговых операций у лизингополучателя устанавливают: поступление лизингового имущества; причитающиеся лизингодателю лизинговые платежи; начисление амортизации (в случае если имущество учитывается на балансе лизингополучателя); возвращение лизингового имущества лизингодателю; выкуп лищзи6нгового имущества.

Аудит чета операций с нематериальными активами

Проверка наличия  нематериальных активов. В начале аудита на основании изучения первичных документов и учетных регистров следует сопоставить перечень числящихся на предприятии нематериальных активов с перечнем, утвержденным действующими нормативными актами.

К нематериальным активам  могут быть отнесены: исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель; исключительное авторское право на программу для ЭВМ, базы данных; имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем; исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименования места происхождения товаров; исключительное право патентообладателяна селекционные достижения; организационные расходы и деловая репутация предприятия.

Проверка правильности оформления юридических документов. Проверку правильности оформления первичных юридических документов можно осуществить поэтапно.

На первом этапе аудиторам необходимо установить факт наличия объекта нематериальных активов в документации предприятия. Для этого проверяют документы, в которых объект описан, изображен или иным образом зафиксирован на материальных носителях. Это может быть документация, в которой приведена технология производственного процесса, конструкторская документация, изображение промышленного образца, программа для ЭВМ и др.

На втором этапе аудиторы осуществляют проверку действительности охранных документов (патентов на изобретения и промышленные образцы, свидетельств на программы ЭВМ и др.) Действительность охранных документов оценивают по трем критериям: по объекту – выдается конкретный объект; по территории – действует только на данной территории; по сроку действия охранного документа. Если выявляется несоответствие хотя бы одному из трех критериев, то охранный документ признается недействительным. При аудите необходимо иметь ввиду, что, во- первых, охранные документы выдаются соответствующими государственными органами; во - вторых, к документом должны быть приложены описания изображенных объектов; в – третьих, что выдается только один экземпляр охранного документа, который находится у владельца, а у лиц-пользователей находится копия; в – четвертых, если срок действия охранных документов закончился, аудитору необходимо выяснить, было ли его продление.

На третьем этапе проверяют документы, подтверждающие права предприятия на использование объектов нематериальных активов (договоры о создании и передаче авторского произведения, о выполнении НИОКР, о создании и передаче научно-технической продукции о полной уступке, лицензионные и учредительные договоры). Порядок оформления прав на объекты нематериальных активов представлен в таб.(см. Приложение)   

Проверка оценки нематериальных активов. Нематериальные активы чрезвычайно сложно оценивать. специалисты используют различные методики (сравнения, доходности, по затратам), и один и тот же объект может быть оценен по-разному. при  аудите формирования первоначальной стоимости нематериальных активов следует учитывать способы их поступления в организацию. Аудитор должен выполнить арифметический контроль проверяемых показателей, а также подтвердить правильность оформления первичных документов, обосновывающих оценку нематериальных активов (приказы, протоколы, соглашения).

Проверка операций поступления и выбытия нематериальных активов. В ходе аудита данных операций анализируют способы поступления и причины выбытия нематериальных активов, законность и целесообразность операций. С этой целью проверяют соответствующие документы (договоры, уступки, счета-фактуры, акты приемки-передачи, акты списания объектов нематериальных активов) и учетные регистры (карточка формы №НМА-1, ведомости и др.) В процессе изучения документации определяют, все ли необходимые реквизиты указаны в ней, правильно ли выполнены арифметические расчеты, соответствует ли действующему законодательству данная операция. Аудитору необходимо проверить правильность отражения операций поступления и выбытия нематериальных активов на счетах бухгалтерского учета.

Проверка правильности начисления амортизации нематериальных активов. При аудите операций начисления амортизации по объектам нематериальных активов следует: подтвердить правильность применения установленного в учетной политике способ начисления амортизации; определить по каждому объекту нематериальных активов норму амортизации и амортизируемую стоимость, правильность применяемой применения методики расчета; осуществить арифметический контроль суммы амортизации, начисленной за отчетной месяц; установить способ отражения амортизационных отчислений в бухгалтерском учете; подтвердит достоверность отражения на счетах бухгалтерского учета сумм начисленной амортизации.

Проверка правильности налогообложения основных средств  и нематериальных активов

Хозяйственные операции пол движению основных средств и нематериальных активов облагаются следующими налогами: НДС по операциям поступления, выбытия и ремонта подрядным способом; налог на прибыль по объектам, полученным безвозмездно; налогом на прибыль по операциям реализации названных объектов.

В ходе аудита порядка определения НДС по операциям поступления объектов основных средств и нематериальных активов и ремонта объектов основных средств необходимо обращать внимание следующее: выделена ли сумма НДС в первичных документах; для каких целей (производственных или непроизводственных) приобретены данные объекты и оприходованы ли они; приняты ли работы по выполненному ремонту; оплачены ли счета поставщиков и подрядчиков.

При проверке порядка  взимания НДС по операциям выбытия  объектов основных средств и нематериальных активов аудитор устанавливает: правомерность признания данных операций объектом налогообложения; правильность определения налоговой базы и налоговой ставки; соблюдения порядка исчисления налога. Аудит указанных операций производится на основании журнала учета полученных и выставленных счетов-0фактур, книги покупок и продаж, декларации по НДС.

Проверка порядка начисления налога на прибыль по безвозмездно полученным объектам основных средств  и нематериальных активов включает в себя определение правильности исчисления внереализационного дохода от использования указанных объектов (ежемесячно равными долями в течение всего срока полезного использования).

При аудите начисления налога на прибыль  по операциям выбытия  объектов основных средств и нематериальных активов аудитор устанавливает правильность формирования налоговой базы и определения финансового результата. на увеличение налоговой базы относится прибыль от реализации объектов, а на уменьшение – убытки от реализации, списания, хищений (виновники которых не установлены) объектов основных средств и немат5криальных активов. проверка производится на основании отчета о прибылях и убытках, расчета по налогу на прибыль.

Информация о работе Бухгалтерский учет амортизации основных средств