Бухгалтерский учет и анализ эффективности использования основных средств СПК «Тура»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:58, курсовая работа

Описание

Цель работы – изучение вопросов, связанных с бухгалтерским учетом и эффективностью использования основных средств в СПК «Тура», выявление резервов повышения эффективности их использования.
Для этого необходимо решить ряд задач:
1) определить обеспеченность организации и его структурных подразделений основными средствами;
2) проанализировать состав и структуру основных средств в СПК «Тура»

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы бухгалтерского учета и анализа основных средств организации……………………………………………………………...5
1.1 Характеристика основных средств на предприятии………………...5
1.2 Нормативно-правовое регулирование учета основных средств……10
1.3 Синтетический и аналитический учет основных средств организации………………………………………………………………………12
1.4 Анализ наличия и движения основных средств…………………….22
Глава 2. Бухгалтерский учет и анализ эффективности использования основных средств СПК «Тура»
2.1 Характеристика СПК «Тура»………………………………………...26
2.2 Ведение бухгалтерского учета основных средств в СПК «Тура»…30
2.3 Анализ наличия, движения и эффективности использования основных средств СПК «Тура»…………………………………………………………….35
2.4 Анализ технико-экономического состояния машинно-тракторного парка СПК «Тура»……………………………………………………………………...41
2.5 Разработка рекомендаций по увеличению эффективности использования машинно-тракторного парка СПК «Тура» ……………………………………48
Заключение ………………………………………………………………53
Библиография …………………...……………………………………….55

Работа состоит из  1 файл

диплом ОС.doc

— 496.00 Кб (Скачать документ)

Если в предприятии  имелась излишняя техника, использование  которой происходило с постоянной недогрузкой, то снижение количества технических  средств в определенных пределах может позволить более эффективно использовать оставшуюся технику и получать в результате меньшие значения затрат и себестоимости продукции.

Для того, чтобы знать  действительное потребное количество сельскохозяйственной техники и  энергосредств в растениеводстве необходимо на основе технологических карт возделываемых культур определить оптимальное сочетание технических средств которые, с одной стороны, будут способны выполнить весь заданный объем механизированных работ в заданные агросроки и с требуемым качеством, а с другой стороны, обеспечат наименьшие затраты и себестоимость продукции.

Оптимальный парк машин, по мнению некоторых специалистов следует  называть рациональным в силу того, что оптимальность может существовать только в течение момента времени, когда все внешние условия, задаваемые как характеристики равны требуемым значениям. В реальности из-за погодных условий, отклонения в площадях посевов от запланированных и прочих условий оптимальный парк перестает быть оптимальным.

Независимо от наименования экономисту сельскохозяйственного предприятия следует знать и уметь определять потребность хотя бы основных видов энергосредств (тракторов и комбайнов) для выполнения заданного объема работ для севооборота хозяйства.

Одним из простых способов расчета является определение потребности в пиковые периоды работ, которыми являются работы, связанные с ранневесенней обработкой почвы, посевом, уборкой урожая и основной обработкой почвы: экономист, зная производительность машинно-тракторного агрегата, длительность смены, предельно допустимое количество дней агросрока операции и объем работ определяет количественную потребность в машинах, входящих в состав МТП.

Другим способом расчета оптимальной структуры МТП предприятия является поиск решения с помощью экономико-математической модели, реализованной в виде программы для ЭВМ. Именно с помощью такого программного обеспечения отдела экономических проблем агроинженерной сферы АПК во ВНИПТИМЭСХ был определен оптимальный состав МТП для производственных условий растениеводства СПК «Тура». Чтобы сравнить полученный вариант с имеющимся, из решения для отображения в таблице были отобраны только энергосредства, которые в структуре общих капиталовложений в МТП составляют до 85%.

Для наглядности полученные числовые характеристики оптимального МТП были сведены в следующую таблицу 13, где кроме этих данных также представлены фактические данные по состоянию на конец 2008 г

Таблица 13. Сравнительный количественный состав существующего на конец 2008 г. и оптимального составов МТП

Наименование

Фактич.наличие

Расчетн.количество

Отклонение

Шт.

%

Т-150

2

3

1

50

Итого гусеничных

2

3

1

50

Т-150К

8

5

-3

-38

ХТЗ-16331

4

1

-3

-75

МТЗ-82

25

3

-22

-88

Итого колесных общ. назначения

41

14

-27

-66

Т-70С

14

9

-5

-36

МТЗ-80

30

7

-23

-77

Итого универсально-пропашных

44

16

-28

-64

КПС-5Г

5

10

5

100

Дон-1500 с копнителем

9

6

-3

-33

Дон-1500 с измельчителем

9

5

-4

-44

Итого самоходных машин

23

21

-2

-9

Камаз-55105

10

15

5

50

ГАЗ-САЗ-3507

34

0

-34

-100

Итого транспортных средств

44

15

-29

-66

Всего технических средств

154

69

-85

-55


 

Таким образом, из представленных данных в таблице 13 видно, что существующий МТП хозяйства не соответствует рациональному или оптимальному составу. В общем случае это проявляется как излишнее количество техники. По общему количеству всех единиц энергосредств предприятия можно сказать, что оно должно быть меньше на 85 ед. или на 55%, то есть более чем в 2 раза.

Этим, кстати и можно  объяснить явление продолжающегося  снижения количества технических средств предприятия при наличии обновления и получении прибыли от производственно-сбытовой деятельности. Из таблицы видно, что недостаточно количество Т-150 - на 1 ед.; КПС-5Г - на 5 ед.; КамАЗ-55105 - на 5 ед. Количество же прочих единиц техники является избыточным.

Так, например, общее количество колесных тракторов общего назначения может быть уменьшено на 27 ед. или  на 66%. В первую очередь это связано  с излишним количеством МТЗ-82, которых  вместо 25 ед. достаточно 3 ед. Снижение количество не означает, что используемая в настоящее время техника не используется или сильно недогружена. В группе колесных тракторов, как видно из таблицы, в оптимальном составе МТП должно быть больше К-701, который является наиболее мощным тракторов в своей группе. Отсюда можно сделать вывод, что снижение потребности в маломощных и средних тракторах должно обеспечиваться увеличением энергонасыщенных тракторов, таких как, например, К-701.

В группе транспортных средств  также заметно сильное изменение  структуры техники. В соответствии с оптимальным решением, обследованному предприятию в растениеводстве достаточно иметь только машины марки КамАз-55105. Их количество должно быть больше на 5 ед. или в 1,5 раза, но при этом отпадает потребность в автомашинах марки ГАЗ-САЗ-3507, которых в хозяйстве более 34 ед.

Применение оптимальной  структуры МТП позволит обследованному предприятию выйти на более низкий уровень себестоимости и капитальных  вложений. Предлагаемая структура МТП  позволит выполнять тот же объем  механизированных работ с требуемым качеством, но с меньшими затратами.

Таким образом, одним  из путей увеличения эффективности  использования МТП является изменение  его структуры. Согласно расчетам по технологическим картам возделываемых  культур, при изменении структуры  МТП в сторону предлагаемого нами, величина годовых эксплуатационных затрат может снизиться на 10-15%. При этом стоимость парка машин уменьшится на 8%. Конечно размер эффекта небольшой, но в абсолютных показателях это может привести к годовой экономии затрат около 1,5 млн. руб.

Кроме изменения структуры  парка машин существует и другой способ увеличения экономической эффективности  использования МТП. Суть его заключатся в том, что при постоянно растущих ценах на машины и сельхозорудия  может стать выгодным не списание технических средств, а их капитальный ремонт и продолжение эксплуатации.

 

2.5. Разработка рекомендаций по увеличению  эффективности использования машинно-тракторного парка СПК «Тура»

В связи с тем что  сельскохозяйственные предприятия  находятся не в одинаковых природно-климатических и почвенно-рельефных зонах, затраты труда, эффективность применения машин, качество выполняемой работы и стоимость готовой продукции получаются различными.

При комплексной экономической  оценке машин необходимо учитывать  следующие основные особенности их использования:

  • они работают в среде, в которой протекают биологические процессы;
  • одна и та же мобильная машина применяется в разное время на различных операциях и поэтому не всегда можно полностью реализовать эффективную мощность двигателя;
  • время использования машин ограничено агротехничесними сроками, поэтому одни из них работают несколько дней в году, другие (например, машины по борьбе с вредителями и болезнями растений) применяют не каждый год. В связи с этим сроки окупаемости их или амортизации затягиваются, моральный износ может наступить раньше полной амортизации;
  • из-за разнообразия обрабатываемой среды прочность машин необходимо рассчитывать с учетом наиболее энергоемких условий работы;
  • почти все машины работают в абразивной среде, что ускоряет их износ;
  • разрыв во времени между технологическими операциями затрудняет, а порой и не позволяет автоматизировать весь комплекс механизированных работ;
  • годовая продукция (урожай) собирается с большой площади по частям;
  • качество выполнения многих технологических операции зависит от времени проведения работ, которое нельзя выбирать произвольно;
  • машины работают (да и хранятся) в основном под открытым небом.

Рациональное и наиболее полное использование продукции  земледелия достигается при правильном сочетании растениеводческих отраслей с животноводством.

Исходным моментом при  разработке экономических мероприятий  увеличения производства сельскохозяйственной продукции и повышения ее рентабельности является глубокий, всесторонний анализ хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий. Поэтому большое внимание в любом обосновании эффективности должно уделяться научным основам анализа себестоимости сельскохозяйственных продуктов как одного из важнейших синтетических показателей.

По данным Свердловстата  средний возраст тракторов в  составе машинно-тракторного парка  сельхозтоваропроизводителей Свердловской области составляет 14,1 года, зерноуборочных комбайнов - 12 лет. Согласно данных учета основных средств в обследованном СПК «Тура» средний возраст тракторов составляет 12 лет, зерноуборочных комбайнов - 10 лет.

Старение техники, износ  приводят к увеличению затрат на ее текущие ремонты и восстановление, ежегодному снижению готовности к полевым работам на 3-5% и увеличению вероятности отказов в рабочие периоды.

 В СПК «Тура»  наличие техники  позволяет осуществлять весь перечень работ согласно существующим технологиям. Общее количество тракторов, комбайнов и прочих энергомашин, как было показано в таблице может быть уменьшено на 55% или на 85 единиц. При этом следует учитывать, что найденное оптимальное соотношение или структура МТП справедлива для условий новой работоспособной и исправной техники, а если речь будет идти о технических средствах за пределами амортизации, то их потребное количество может быть несколько большим, чем предлагается вследствие поправки на повышенную вероятность отказа, поломки, учета снижения производительности машинно-тракторного агрегата.

Дефицит уборочной техники  в условиях сельхозпредприятий может  приводить к значительному увеличению продолжительности уборочных работ, что в свою очередь, обуславливает  рост потерь урожая от его осыпания и порчи, снижает качество продукции  растениеводства. Для рассматриваемого предприятия можно сказать, что дефицита зерноуборочных комбайнов нет, однако нельзя однозначно говорить и об излишних единицах, поскольку средний возраст имеющихся Дон-1500Б составляет около10 лет.

В условиях вынужденной  экономии финансовых ресурсов особое значение приобретают вопросы экономической оценки целесообразности восстановления изношенной техники, определяющие стратегию развития ремонтной базы, требования, предъявляемые к качеству ремонтных работ и их цене.

По данным прайс-листов региональных дилеров сельскохозяйственной техники на 1.01.2009г. на рынке сельскохозяйственной техники и сервисных услуг сложились следующие средние цены на базовые средства механизации (таблица 14).

Таблица 14. Цены приобретения и восстановления тракторов и зерноуборочных комбайнов на рынке Свердловской области по состоянию на 1.01.2009г.

Машина

Цена приобретения новой  машины, тыс. руб.

Цена капитального ремонта, тыс. руб.

Трактор К-701

1575

405

Трактор Т-150К

960

410

Трактор Т-150 (гусеничный)

982

420

Трактор ДТ-75

624

340

Комбайн «Дон-1500»

2500

300

Информация о работе Бухгалтерский учет и анализ эффективности использования основных средств СПК «Тура»