Бухгалтерский учет материально-производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 12:35, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: изучение и освоение учета материально-производственных запасов, а также получение навыков ведения учета и составления бухгалтерской отчетности.
Задачами курсовой работы является закрепление теоретических знаний по учету материально-производственных запасов, оценки материалов, изучение документального оформления движения материальных запасов, инвентаризации материально-производственных запасов, составление проводок по хозяйственным операциям для исследуемой организации, баланса.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1. Учет материально-производственных запасов……………………….…4
1. 1. Материально-производственные запасы, задачи их учета, оценка материалов………………………………………………………………………..4
1. 2. Документальное оформление поступления и расходов материальных запасов, учет производственных запасов на складах и в бухгалтерии……………………………………………………………….………9
1. 3. Синтетический учет материально-производственных запасов, учет формирования резервов под снижение стоимости материальных ценностей…………………………………………………………………………13
1. 4. Налоги по хозяйственным операциям движения материально-производственных запасов, инвентаризация материально-производственных запасов…………………….……………………………………………………...17
2. Моделирование деятельности ООО «Водремонт»…………………… 20
2. 1. Характеристика предприятия, учетная политика для целей бухгалтерского учета, учетная политика для целей налогового учета…………………………………………………………………………….. 20
2. 2. Журнал хозяйственных операций ООО «Водремонт»……..………27
2. 3. Оборотно-сальдовая ведомость, бухгалтерский баланс…..……….30
3. Заключение…..……………………….………………………………….34
4. Список используемой литературы…..………………………………….35

Работа состоит из  1 файл

Копия Бух. учет.doc

— 310.50 Кб (Скачать документ)

    Документами по учету МПЗ являются:

    - доверенность – применяется для  оформления права должностного лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей от поставщика. Доверенность составляется в одном экземпляре бухгалтерией организации и выдается под расписку получателю.

    - товарная накладная – применяется в качестве приходного документа  у покупателя в случае отсутствия расхождения количества поступивших грузов с данными накладной. При наличии такого расхождения приемку материалов оформляют актом о приемке материалов.

    - приходный ордер – используется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки. Приходный ордер составляется в одном экземпляре материально-ответственным лицом в день поступления ценностей на склад.

    - лимитно-заборная карта нужна для учета отпуска со склада сырья, материалов, покупных полуфабрикатов в производственные подразделения организации в пределах утвержденного лимита.

    - требование-накладная применяется  для учета движения материальных  ценностей внутри организации,  их отпуска филиалам, расположенным  за его пределами, и при продаже запасов.

    - накладная на отпуск материалов  на сторону используется для  учета отпуска материальных ценностей сторонним организациям на основании договоров и других документов.

    - карточка учета материалов служит  для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру. Карточки являются документом строгой отчетности и выдаются кладовщику под расписку.

    - акт об оприходовании материальных  ценностей, полученных при разборке  и демонтаже зданий и сооружений  применяется для учета материальных ценностей, полученных в процессе ликвидации основных средств, пригодных для использования при производстве работ в самой организации. [12 с. 164]

    Учет  материалов на складе осуществляет заведующий складом (кладовщик), являющийся материально-ответственным лицом. С кладовщиком заключается по установленной форме типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

    Учет  движения и остатков материалов осуществляют в карточке учета материалов. На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку, поэтому учет называют сортовым учетом и осуществляют его только в натуральном выражении.

    Карточки  открывают в бухгалтерии  или  вычислительном центре и записывают в них номер склада, наименование материала, марку, сорт, профиль, размер, единицу измерения, номенклатурный номер, учетную цену и лимит. После этого карточки передают на склад, и кладовщик заполняет колонки прихода, расхода, и остатка материалов.

    Запись  в карточках кладовщик делает на основании первичных документов (приходных ордеров, требований, накладных) в день совершения операций. После каждой записи выводят остатки материалов. Благодаря этому склад располагает оперативными сведениями о состоянии запасов материалов. Если остаток материалов будет выше или ниже установленной нормы запасов, заведующий складом обязан сообщить об этом в отдел снабжения.

    Ведение учета материалов допускается также  в книгах учета материалов, которые  содержат те же реквизиты, что и карточки складского учета.

    Первичные документы после записи их данных в карточки учета передают в бухгалтерию. Лимитно-заборные карты передают по мере использования лимита, но не позднее  первого числа следующего месяца. Сдачу документов оформляют реестром, в котором указывают наименование и номера сдаваемых документов.

    При использовании материальных отчетов отпадает необходимость в составлении других документов на расход материалов. Вместе с тем упрощается учет материалов в подотчете, поскольку в качестве регистров аналитического учета используются отчеты материально ответственных лиц.

    Все первичные документы по движению материалов со складов и подразделений  организации поступают в бухгалтерию, где они после соответствующего контроля формируются в пачки. Именно на этой стадии учетного процесса работники  бухгалтерии обязаны осуществлять действенный контроль за законностью, целесообразностью и правильностью документального оформления операции по движению материалов. После проверки первичные документы подвергаются таксировке (умножением количества материалов на цену).

    Аналитический учет материалов в бухгалтерии осуществляется на основе использования оборотных ведомостей или сальдовым методом.

    При использовании оборотных ведомостей применяют два варианта учета  материалов.

    При первом варианте в бухгалтерии открывают  на каждый вид и сорт материалов карточки аналитического учета, в которых записывают на основании первичных документов операции по поступлению и расходу материалов. Эти карточки отличаются от карточек складского учета лишь тем, что учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и в денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данным всех карточек составляют количественно-суммовые оборотные ведомости материалов по каждому складу и подразделению. В каждой оборотной ведомости выводят итоги сумм по каждой странице, по группам материалов, по субсчетам, синтетическим счетам и общий итог по складу или подразделению.

    На  основе указанных оборотных ведомостей составляют сводную оборотную ведомость, в которую приносят итоги указанных  оборотных ведомостей по группам  материалов, субсчетам, синтетическим счетам, по складам и подразделениям в целом. Сводные оборотные ведомости сверяют с данными синтетического учета.

    При втором варианте все приходные и  расходные документы группируют по номенклатурным номерам и в  конце месяца подсчитанные по документам итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида матери Алов записывают в оборотные ведомости, составляемые в натуральном и денежном выражении по каждому складу отдельно в разрезе соответствующих синтетических счетов и субсчетов. На основании указанных оборотных ведомостей составляют сводные оборотные ведомости. При втором варианте трудоемкость учета значительно уменьшается, поскольку отпадает необходимость ведение карточек аналитического учета. Но учет и в этом случае остается громоздким, так как в оборотную ведомость приходится записывать сотни, а иногда и тысячи номенклатурных номеров материалов.

    Более прогрессивен сальдовый метод учета  материалов. При сальдовом методе бухгалтерия не дублирует складской  сортовой учет ни в отдельных карточек аналитического учета, ни в оборотных ведомостях, а используют в качестве регистров аналитического учета карточки складского учета материалов, ведущиеся на складах. [12 с. 169] 
 
 
 

    1. 3. Синтетический  учет материально-производственных  запасов, учет формирования резервов под снижение стоимости материальных ценностей

    Синтетический учет МПЗ ведут на синтетических  счетах:

    - 10 «Материалы» и открытых к  нему субсчетах:

    1. Сырье и материалы.

    2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие  изделия, конструкции и детали.

    3. Топливо.

    4. Тара и тарные материалы.

    5. Запасные части.

    6. Прочие материалы.

    7. Материалы, переданные в переработку  на сторону.

    8. Строительные материалы.

    9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности.

    10. Специальная оснастка и специальная одежда на складе.

    11. Специальная оснастка и специальная  одежда в эксплуатации.

    - 11 «Животные на выращивании и  откорме»

    - 14 «Резервы под снижение стоимости  материальных ценностей»

    - 15 «Заготовление и приобретение  материальных  ценностей»

    - 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

    На  синтетических счетах учет материальных ценностей ведут по фактической  себестоимости или по учетным  ценам.

    При учете материалов по фактической  себестоимости в дебет материальных счетов относятся все расходы  по их приобретению. При поступлении материалов дебетуют материальный счет 10 «Материалы» и кредитуют:

    - счет 60 «Расчеты с поставщиками  и подрядчиками»;

    - счет 76 «Расчеты с разными дебиторами  и кредиторами»;

    - счет 71 «Расчеты с подотчетными  лицами»;

    - счет 20 «Основное производство»;

    - счет 91 «Прочие доходы и расходы»;

    - счет 98 «Доходы будущих периодов»;

    - другие счета. [13 с. 137]

    Отпущенные  в производство и на другие нужды  материалы списывают с кредита  материальных счетов в дебет соответствующих  счетов издержек производства и на другие счета в течение месяца. При этом составляют следующую бухгалтерскую проводку:

    Дебет счета 20 «Основное производство» (материалы  отпущены основному производству);

    Дебет счета 23 «Вспомогательные производства» (материалы отпущены вспомогательным производствам);

    Дебет других счетов в зависимости от направления  расходов материалов (25, 26 и другие);

    Кредит  счета 10 «Материалы» или других счетов по учету материалов.

    При списании материалов они списываются  со счета 10 «Материалы» в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

    При синтетическом учете материальных ценностей по учетным ценам дополнительно  используют счета 15 «Заготовление и  приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

    Счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» предназначен для учета заготовления и приобретения материальных ценностей, относящихся  к средствам в обороте (материалы, животные на выращивании и откорме, товары).

    В дебет счета 15 относят покупную стоимость материальных ценностей, по которым в организацию поступили расчетные документы поставщика, и другие расходы по приобретению материалов с кредита счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и другими в зависимости от того, откуда поступили материальные ценности, от характере расходов по заготовке и доставке материальных ценностей в организацию.

    МПЗ, фактически поступившие в организацию, списывают по учетным ценам с кредита счета 15 в дебет счетов 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме» и 41 «Товары».

    Сумму разницы в стоимости приобретенных  МПЗ, исчисленной в фактической  себестоимости приобретения и учетных  ценах, списывают со счета 15 в дебет  счета 16. Остаток на счете 15 на конец месяца показывает наличие МПЗ в пути.

    Израсходованные или проданные МПЗ списываются  на счет издержек производства (обращения) и продажи с кредита материальных счетов по учетным ценам. [10 с. 294]

    Перед составлением бухгалтерского баланса за год фактическая себестоимость материальных ценностей сравнивается с их рыночной стоимостью (стоимостью возможной продажи). При этом если фактическая себестоимость материальных ценностей оказывается ниже их рыночной стоимости, то указанные ценности отражаются в балансе по фактической себестоимости. Если же, наоборот, фактическая себестоимость материальных ценностей оказывается выше их рыночной стоимости, то материальные ценности должны отражаться в балансе по рыночной стоимости.

    По  данным бухгалтерского учета рыночную стоимость материальных ценностей определяют вычитанием из фактической их себестоимости сумм резервов под снижение стоимости материальных ценностей, которые учитываются на счете 14 «Резервы под снижение материальных ценностей».

    Сумму резерва под снижение стоимости  материальных запасов определяют сопоставлением фактической себестоимости с  рыночной стоимостью по каждому номенклатурному  номеру или по группам однородных материальных ценностей (в случае, когда  рыночная фактическая себестоимость превышает рыночную стоимость материалов).

Информация о работе Бухгалтерский учет материально-производственных запасов