Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:18, курсовая работа
Цель данной работы – научиться применять полученные знания в области «Бухгалтерский учет» для исследования конкретной темы.
Основная задача моей курсовой работы – дать понятие нематериальных активов, описать виды НМА, охарактеризовать их, описать процесс учета НМА (принятие к учету, движение, амортизация, выбытие), документальное оформление данного процесса, и показать учет НМА на примере предприятия.
Введение……………………………………………………………………………………....... 4
Глава 1. Учет нематериальных активов……………………………………………………… 5
§1.Понятие и виды НМА…………………………………………………………………….... 5
§2. Характеристика НМА………………………………………………………………………7
§3. Оценка НМА……………………………………………………………………………..... .9
§4. Амортизация НМА………………………………………...……………………………… 12
§5. Выбытие НМА……………………………………………………………………………...15
§6.Документальное оформление движения НМА……………………………………………16
Глава 2. Учет операций по движению НМА на примере торгового предприятия.…... …...20
Заключение………………………………………………………………………………..…… 23
Список используемых источников……………………………………………..………….…. 26
Приложения………………………………………………………………………………..……27
В сезонных производствах годовая сумма амортизационных отчислений по нематериальным активам начисляется равномерно в течение периода работы организации в отчетном году.
Амортизационные отчисления по нематериальным активам прекращаются с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или списания этого объекта с бухгалтерского учета.
Амортизационные отчисления по нематериальным активам отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся, и начисляются независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде.
Амортизационные отчисления по нематериальным активам отражаются в бухгалтерском учете одним из способов: путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете (Д 20,44 К 05), либо путем уменьшения первоначальной стоимости объекта (Д 20,44 К 04).
Применение одного из способов отражения в бухгалтерском учете амортизации по группе однородных нематериальных активов производится в течение всего срока их полезного использования.
Начисленная амортизация включается в издержки производства и обращения с использованием пассивного счета 05 ( Д 20,26,44 К 05)
Таблица 4.1. Амортизация нематериальных активов
Дебет Счет 05 «Амортизация нематериальных активов» Кредит
Уменьшение амортизации | Корреспондирующий счет | Увеличение амортизации | Корреспондирующий счет |
Списание амортизации по выбывающим нематериальным активам | 04 | Сальдо – амортизация нематериальных активов на начало периода
Начисление амортизации по нематериальным активам:
Производственного назначения
Непроизводственного назначения
Сальдо – амортизация нематериальных активов на конец периода | -
20,26,44
91
-
- |
[8, 9]
§5. ВЫБЫТИЕ НМА.
Выбытие нематериальных активов может происходить в виде вклада в уставные капиталы других организаций, безвозмездной передачи, вклада с совместную деятельность, ликвидации и реализации.
Учет выбытия осуществляется аналогично учету выбытия основных средств. Все операции отражаются на счете 91. (таблица 5.1.)
Таблица 5.1. Учет выбытия нематериальных активов
Дебет Счет 91 «Прочие доходы и расходы(Реализация прочих активов») Кредит
Расходы по выбывающим нематериальным активам | Корреспондирующий счет | Доходы от выбытия нематериальных активов | Корреспондирующий счет |
Первоначальная стоимость НА
Затраты, связанные с выбытием (реализацией) НА
НДС по реализованному НА
Прибыль от выбытия НА | 04
10,69,70
68
99 | Стоимость финансового вложения в виде нематериального актива
Выручка от реализации нематериального актива
Убыток от выбытия
нематериального актива | 58
62,76,51
99 |
[9]
§6. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ НМА.
Основанием для отражения информации о совершенных хозяйственных операциях в регистрах бухгалтерского учета являются первичные учетные документы, которые фиксируют факт совершения хозяйственной операции. Первичные учетные документы в соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" принимаются к учету при условии, что они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Для учета нематериальных активов разработана лишь одна унифицированная форма - "Карточка учета нематериальных активов" (форма № НМА-1), утвержденная постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве".
В разъяснениях по применению и заполнению формы № НМА-1 указано, что она применяется для учета всех видов нематериальных активов, поступивших в организацию для использования. Карточка учета ведется в бухгалтерии организации на каждый объект нематериальных активов. Заполняется карточка в одном экземпляре на основании документа на принятие к учету, приемки-передачи (перемещения) нематериальных активов и другой документации.
При заполнении карточки указывается ее номер в соответствии с принятой в организации системой нумерации первичных учетных документов, дата составления карточки, код вида операции (если в организации разработана система кодирования информации), а также дата и номер документа, на основании которого составляется карточка. Наименование организации и структурного подразделения, в котором нематериальный актив будет использоваться, вписываются в предназначенные для этого строки.
На лицевой стороне карточки указывается полное наименование и назначение объекта нематериальных активов. В соответствующие графы табличной части записываются наименование структурного подразделения, вид деятельности, счет, субсчет, на котором учитывается объект, код аналитического учета, первоначальная (балансовая) стоимость объекта, срок его полезного использования, сумма начисленной амортизации, норма амортизации в процентах, код счета и объекта аналитического учета (для отнесения амортизации нематериальных активов), дата постановки объекта нематериальных активов на учет. Указываются также способ приобретения, наименование, номер и дата документа о регистрации, сведения о выбытии объекта нематериальных активов (номер и дата документа, причина выбытия, сумма выручки от продажи). Сумма амортизации, указываемая в графе 7 карточки, исчисляется ежемесячно по нормам, рассчитанным исходя из первоначальной стоимости и срока полезного использования нематериального актива.
На оборотной стороне карточки содержится раздел "Краткая характеристика объекта нематериальных активов", в котором следует указать только основные показатели объекта, чтобы избежать дублирования данных, имеющихся в организации в технической документации на объект.
Итак, карточка учета нематериальных активов составляется на основании документа на принятие к учету, приемки-передачи (перемещения) и другой документации. Унифицированных форм первичной учетной документации, по которым можно было бы оформить поступление в организацию объекта, его перемещение и выбытие, не существует.
Статья 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" содержит требование о том, что документы, форма которых не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
— наименование документа;
— дату составления документа;
— наименование организации, составившей документа;
— содержание хозяйственной операции;
— измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
— наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, и их личные подписи.
Таким образом, при отсутствии унифицированных форм документов по приему, перемещению и выбытию объектов нематериальных активов организация может самостоятельно разработать формы таких документов, учитывая специфику своей деятельности и соблюдая перечисленные обязательные реквизиты. Использование самостоятельно разработанных форм документов должно быть закреплено приказом по учетной политике, а образцы форм должны содержаться в приложении к приказу.
Многие организации, использующие при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) объекты нематериальных активов, ведут их учет, применяя формы первичной учетной документации, разработанные для учета и движения объектов основных средств. Основные средства (как и нематериальные активы) относятся к объектам внеоборотных активов организации.
Унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств утверждены постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7. Использование этих документов для учета объектов нематериальных активов также следует закрепить приказом по учетной политике организации.
Формы по учету основных средств можно взять за основу при самостоятельной разработке документов, предназначенных для учета и движения нематериальных активов, удалив из документов реквизиты, которые не будут заполняться.
Первичные учетные документы по движению нематериальных активов должны составляться в момент совершения хозяйственной операции. В тех случаях, когда это сделать невозможно, документ необходимо оформить сразу после завершения операции. Нумерация каждого вида первичных документов производится в соответствии с принятой в организации системой нумерации документов.
"Перечнем типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения", утвержденных Росархивом от 06.10.2000, установлено, что первичные документы и приложения к ним, зафиксировавшие факт совершения хозяйственной операции и явившиеся основанием для бухгалтерских записей, подлежат хранению в течение пяти лет.
Коротко остановимся на том, как организовать документальное оформление учета и движения нематериальных активов в целях налогообложения прибыли организаций. В соответствии с п. 3 ст. 257 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 мес).
Для признания нематериального актива необходимо:
— наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход);
— наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака).
К нематериальным активам НК РФ не относит НИОКР, не давшие положительного результата, а также интеллектуальные и деловые качества работников организации, их квалификацию и способность к труду.
Налоговый учет, который обязаны вести все организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль организаций, представляет собой систему сбора и обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, установленным НК РФ (ст. 313 НК РФ).
Подтверждением данных налогового учета являются:
— первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
— аналитические регистры налогового учета;
— расчет налоговой базы.
По мнению УФНС России по г. Москве, содержащемуся в письме от 28.04.2006 № 20-12/35854@, в качестве первичных учетных документов в налоговом учете могут выступать копии первичных документов, используемые в бухгалтерском учете.
Информация о работе Бухгалтерский учет нематериальных активов