Бухгалтерский учет поступления материалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2011 в 19:58, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является определение понятия материалов, способов и методов их учета, как важной составляющей деятельности организации, влияющей на ее финансовый результат.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………3
1.Понятие материалов, организация их учета..…………………………………5
1.1. Материалы, их классификация………………………………..……………..5
1.2. Оценка материалов…………………………………….……………..………8
2.Бухгалтерский учет поступления материалов……………………………….11
2.1. Первичная документация по учету материалов…………………………..11
2.2. Учет материалов на складах и в бухгалтерии……………...………...……14
2.3. Синтетический и аналитический учет материалов..…………….………..27
3.Инвентаризация материалов………………..….…………………..……….26
3.1 Инвентаризация материально-производственных запасов……………..26
3.2 Бухгалтерский учет результатов инвентаризации………………………26
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы…………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПО БФУ!!!.docx

— 58.79 Кб (Скачать документ)

полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений»[8,стр.47].

  Сразу следует обратить внимание, что первичные  документы на получение 
и отпуск материалов должны быть надлежащим образом оформлены, иметь 
соответствующие подписи и быть заранее пронумерованы.

  Список  лиц, имеющих право подписи на выдачу особо дефицитных и дорогостоящих  материалов, и перечень таких материалов устанавливаются руководителем организации по представлению начальника отдела снабжения и главного бухгалтера.

Доверенность (формы № М-2 и № М-2а) применяются  для оформления права лица выступать  в качестве доверенного лица организации  при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению.

Форму № М-2а применяют организации, у которых получение материальных ценностей по доверенности носит  массовый характер. Выдачу этих доверенностей регистрируют в заранее пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей.

Приходный ордер (форма № М-4) применяется  для учета материалов, поступающих  от поставщиков или из переработки. Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответственное  лицо в день поступления ценностей  на склад. Приходный ордер должен выписываться на фактически принятое количество ценностей.

В соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов вместо приходного ордера (типовая межотраслевая форма № М-4) приемка и оприходование материалов может оформляться проставлением на документе поставщика (счете, накладной и т.д.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру. Порядок оформления документов по приемке и оприходованию материалов должен быть закреплен в учетной политике организации.

Акт о  приемке материалов (форма № М-7) применяется для оформления приемки  материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а также  расхождение по ассортименту с данными  сопроводительных документов поставщика; составляется также при приемке  материалов, поступивших без документов; является юридическим основанием для  предъявления претензии поставщику, отправителю.

Лимитно-заборная карта (форма № М-8) применяется  при наличии лимитов отпуска  материалов для оформления отпуска  материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также  для текущего контроля за соблюдением  установленных лимитов отпуска  материалов на производственные нужды  и является оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада.

Для сокращения количества первичных документов там, где это целесообразно, рекомендуется  оформлять отпуск материалов непосредственно в карточках учета материалов (форма № М-17). В этом случае расходные документы на отпуск материалов не оформляются, а сама операция производится на основании лимитных карт, выписываемых в одном экземпляре, и не имеющих значения бухгалтерских документов. Лимит отпуска можно указать и в самой карточке. Представитель структурного подразделения при получении материалов расписывается непосредственно в карточках учета материалов, а в лимитно-заборной карте расписывается кладовщик[5,стр260-264].

Требование  — накладная (форма № М-11) применяется  для учета движения материальных ценностей внутри организации между  структурными подразделениями или  материально ответственными лицами.                                               

Накладная на отпуск материалов на сторону (форма  № М-15) применяется для учета  отпуска материальных ценностей  хозяйствам своей организации, расположенным  за пределами ее территории, или  сторонним организациям, на основании  договоров и других документов.

Карточка  учета материалов (форма № М-17) применяется для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру; заполняется на каждый номенклатурный номер материала  и ведется материально ответственным  лицом (кладовщиком, заведующим складом). Записи в карточке ведут на основании  первичных приходно-расходных документов в день совершения операции.

Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже  зданий и сооружений (форма №  М-35), применяется для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже  зданий и сооружений, пригодных для  использования при производстве работ [7,стр167].

Учет  материальных ресурсов на любом производственном предприятии возложен на материально  ответственное лицо или бригаду  материально ответственных лиц. Материально ответственным лицом  может быть как заведующий складом, так и любой другой работник, достигший 18-летнего возраста, с которым заключен договор о полной материальной ответственности.

С этими  работниками необходимо заключить  договор о полной материальной ответственности. По мере поступления материалы закрепляются за материально ответственным лицом[4,стр.420].

      2.2Учет материалов на складе и в бухгалтерии

      Материальные ценности поступают в организации от поставщиков на основании заключенных договоров поставки. Поставщики материальных ценностей одновременно с отгрузкой продукции направляют покупателю сопроводительные документы (счета-фактуры, накладные и др.). Полученные ценности сдаются на склад уполномоченным лицом или представителем отдела снабжения (маркетинга) под расписку заведующего складом на сопроводительных документах. С заведующим складом (кладовщиком) обязательно должен быть заключен типовой договор о полной материальной ответственности. При отсутствии должности заведующего складом его обязанности могут быть возложены на любого работника организации с его согласия и с обязательным заключением договора о материальной ответственности. От занимаемой должности кладовщик может быть освобожден только после проведения сплошной инвентаризации товарно-материальных ценностей и передачи их по акту.

      При поступлении материалов от поставщиков  заведующий складом проверяет соответствие фактического их количества данным сопроводительных документов поставщика. Если расхождений  нет, то заведующий складом выписывает приходные ордера (ф. № М-4) на все  количество поступивших материальных ценностей в одном экземпляре на каждый вид материалов в день их поступления. Бланки приходных ордеров  выдаются заведующему складом в  заранее пронумерованном виде. Можно  приходовать материальные ценности без выписки приходного ордера, если нет расхождений между фактически принятым количеством материальных ценностей и количеством, указанным в сопроводительных документах поставщика. В данном случае на документе поставщика заведующий складом ставит штамп, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере.

      Если  при приемке материалов от поставщиков  установлено расхождение с данными  сопроводительных документов (недостача, излишки, пересортица) или имеет  место неотфактурованная поставка (поступление материалов без сопроводительных документов поставщика), заведующий складом  вместе с представителем поставщика или независимой организации  составляет акт о приемке материалов (ф. № М-7) в двух экземплярах. В  этих случаях приходные ордера не составляются и акт является одновременно и приходным документом, и основанием для уточнения расчетов с поставщиком. Второй экземпляр акта передается поставщику.

      Если  в течение дня несколько раз  осуществляются поставки однородного  груза, то можно выписывать один приходный  ордер в целом за день. На оборотной  стороне приходного ордера делается отметка о каждой отдельной приемке  с подведением общего итога за день.

      Материалы могут поступать в организацию  и от подотчетных лиц. В этом случае подотчетное лицо передает материальные ценности, приобретенные за наличные денежные средства в магазинах, на рынках, у населения и т.д., заведующему  складом, который приходует их, выписывая  приходные ордера в общеустановленном  порядке.

      При составлении авансового отчета о  суммах, израсходованных на приобретение материальных ценностей, к нему необходимо приложить оправдательные документы, подтверждающие покупку: счета и  чеки магазинов, квитанции приходных  кассовых ордеров, акты (справки), если покупки сделаны на рынках или  у населения.

      Учет  движения и остатков материалов заведующий складом ведет в карточках  складского учета типовой формы (ф. № М-17). На каждый номенклатурный номер запасов открывают отдельную карточку. Поэтому складской учет называют сортовым и ведут только в натуральном выражении. Бланки карточек выдаются заведующему складом под расписку на основании реестра, в котором указаны их количество и регистрационные номера.

      Запись  в карточках делается заведующим складом на основании первичных  документов в день совершения операции. После каждой записи выводится остаток  по каждому номенклатурному номеру, сорту, размеру соответствующих  запасов. На основании этих данных заведующий складом своевременно информирует  руководство организации, службу маркетинга о состоянии запасов по отдельным  номенклатурным позициям, а также  об остатках запасов, длительно находящихся  без движения.

      Складской учет материалов можно вести в  книгах сортового учета, которые  содержат те же реквизиты, что и карточки складского учета.

      Периодически (не реже одного раза в неделю) работники  материального отдела бухгалтерии  проверяют правильность записей  в карточках складского учета  с одновременной проверкой оформления первичных документов. Остатки материалов, выведенные в карточках, подтверждаются подписью проверяющего. Затем заведующий складом составляет реестр сдачи  приходных и расходных документов и передает его с приложением  необходимых сопроводительных документов (счетов поставщиков, транспортных накладных  и т.п.) в бухгалтерию. Документы  подбираются в пачки по группам  и номенклатурным номерам запасов. Лимитно-заборные карты сдаются  по мере использования лимита. В  конце месяца они все должны быть переданы в бухгалтерию.

      По  окончании месяца заведующий складом  переносит количественные остатки  из карточек складского учета в сальдовую  книгу (ведомость), которая ведется  по балансовым счетам материальных запасов, субсчетам, группам запасов и  отдельным их видам.

      Контроль  за правильностью складского учета  осуществляется в бухгалтерии путем  проверки правильности составления  и оформления первичных документов, записей движения материалов в карточках  складского учета и их остатков в  сальдовой книге.

      Аналитический учет материалов в бухгалтерии ведется  в денежном выражении по материально  ответственным лицам (складам) в  разрезе балансовых счетов (субсчетов) и групп запасов.

      Поступившие со склада в бухгалтерию первичные  документы проверяются с точки  зрения правильности их оформления, а  затем таксируются (оцениваются) по твердым учетным ценам. Итоги  реестров документов (по приходу и  расходу) отражаются по синтетическим  счетам, субсчетам и группам материалов в накопительных ведомостях. По окончании  месяца информация накопительных ведомостей используется для составления групповых  оборотных ведомостей по каждому  складу.

      Правильность  ведения складского учета материалов проверяется путем сопоставления  стоимостных итогов по каждой группе запасов в сальдовой книге  с аналогичными остатками в групповой  оборотной ведомости. Если обнаружены расхождения между показателями складского учета с показателями групповой оборотной ведомости, то, как правило, составляется сортовая оборотная ведомость в пределах той группы запасов, по которой выявлены расхождения.

      Такой метод учета материалов называется оперативно-бухгалтерским, или сальдовым[6,стр.35-40].

2.3 Синтетический  и аналитический  учет материалов

      Для учета наличия и движения производственных запасов используются следующие  счета бухгалтерского учета: 10 «Материалы», 14 «Резервы под снижение стоимости  материальных ценностей», 15 «Заготовление  и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».

Счет 10 «Материалы» активный имеет  следующую структуру:  
 
 

На счете 10 «Материалы» учитываются только материалы, принадлежащие предприятию  на праве собственности, полного  хозяйственного ведения, оперативного управления. Материалы, находящиеся  на ответственном хранении, учитываются  на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное  хранение», сырье и материалы  заказчиков, принятые на переработку, но не оплачиваемые (давальческое сырье), учитываются на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку».

Информация о работе Бухгалтерский учет поступления материалов