Бухгалтерский учет поступления материалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2011 в 19:58, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является определение понятия материалов, способов и методов их учета, как важной составляющей деятельности организации, влияющей на ее финансовый результат.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………3
1.Понятие материалов, организация их учета..…………………………………5
1.1. Материалы, их классификация………………………………..……………..5
1.2. Оценка материалов…………………………………….……………..………8
2.Бухгалтерский учет поступления материалов……………………………….11
2.1. Первичная документация по учету материалов…………………………..11
2.2. Учет материалов на складах и в бухгалтерии……………...………...……14
2.3. Синтетический и аналитический учет материалов..…………….………..27
3.Инвентаризация материалов………………..….…………………..……….26
3.1 Инвентаризация материально-производственных запасов……………..26
3.2 Бухгалтерский учет результатов инвентаризации………………………26
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы…………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПО БФУ!!!.docx

— 58.79 Кб (Скачать документ)

Учет  материалов ведется по субсчетам: 10-1 «Сырье и материалы», 10-2 «Покупные  полуфабрикаты и комплектующие  изделия, конструкции, детали», 10-3 «Топливо», 10-4 «Тара и тарные материалы», 10-5 «Запасные части», 10-6 «Прочие материалы», 10-7 «Материалы, переданные в переработку  на сторону», 10-8 «Строительные материалы», 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»  и другим по видам материалов.

Материалы учитываются на счете 10 «Материалы»  по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным  ценам. Аналитический учет по счету 10 «Материалы» ведется по местам хранения материалов и отдельным  их наименованиям (видам, сортам, размерам и т.д.).

В зависимости  от принятой предприятием организации  учета поступление материалов может  быть отражено с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение  в стоимости материальных ценностей».

Счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» имеет структуру:

 

Счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» предназначен для обобщения  информации о заготовлении и приобретении материальных ценностей, относящихся  к средствам в обороте.

В дебет  счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» относится  покупная стоимость материальных ценностей, по которым на предприятие поступили  расчетные документы поставщиков. При этом записи производятся в корреспонденции  со счетами 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.п. в зависимости то того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке  и доставке материалов на предприятие.

В кредит счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» в корреспонденции  со счетом 10 «Материалы» относится  стоимость фактически поступивших  на предприятие и оприходованных материальных ценностей.

Сумма разницы в стоимости приобретенных  материальных ценностей, исчисленной  в фактической себестоимости  приобретения (заготовления) и учетных  ценах, списывается со счета 15 «Заготовление  и приобретение материальных ценностей» на счет 16 «Отклонение в стоимости  материальных ценностей».

Счет 16 «Отклонения в стоимости  материальных ценностей» имеет следующую  структуру:  
 
 

Счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» предназначен для обобщения  информации о разницах в стоимости  приобретенных материальных ценностей, исчисленной в фактической себестоимости  приобретения (заготовления) и учетных  ценах. Этот счет используется предприятиями, которые учитывают материалы  на счете 10 «Материалы» по учетным  ценам.

Сумма разницы в стоимости приобретенных  материальных ценностей, исчисленной  в фактической себестоимости  приобретения (заготовления) и учетных  ценах, списывается в дебет или  кредит счета 16 «Отклонение в стоимости  материальных ценностей» со счета 15 «Заготовление  и приобретение материальных ценностей».

Накопленные на счете 16 «Отклонение в стоимости  материальных ценностей» разницы в  стоимости приобретенных материальных ценностей, исчисленной в фактической  себестоимости приобретения (заготовления), и учетных ценах списываются (сторнируются — при отрицательной разнице) в дебет счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) или  других соответствующих счетов пропорционально  стоимости по учетным ценам израсходованных  в производстве материалов.

Аналитический учет по счету 16 «Отклонение в стоимости  материальных ценностей» ведется по группам материальных ценностей  с приблизительно одинаковым уровнем  этих отклонений.

Счет 14 «Резервы под снижение стоимости  материальных ценностей» предназначен для обобщения информации о резервах под отклонения стоимости сырья, материалов, топлива и др. ценностей, определившейся на счетах бухгалтерского учета, от рыночной стоимости. Образование  резерва отражается в учете по кредиту счета 14 и дебету счета 91. В начале периода, следующего за периодом, в котором произведено образование  резерва, зарезервированная сумма  восстанавливается обратной проводкой: дебет 14 и кредит 91.

Аналитический учет по счету 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» ведется по каждому резерву.

   Аналитический учет материалов (количественный и суммовой учет) ведется на основе использования:

  • оборотных ведомостей;
  • сальдовым методом.

Учет  ведется в разрезе каждого  склада, подразделения, других мест хранения материалов, а внутри них - в разрезе  каждого наименования (номенклатурного  номера), групп материалов, субсчетов  и синтетических счетов бухгалтерского учета.

Учет  материалов с использованием оборотных ведомостей.

1. Вариант - с ведением  карточек учета  материалов

В бухгалтерской  службе ведутся карточки учета материалов, которые открываются на каждое наименование (номенклатурный номер) материалов. В  карточках бухгалтер отражает движение материалов (приход, расход) на основании  первичных учетных документов (приходных, расходных, на внутренние перемещения), сдаваемых в бухгалтерскую службу складами и подразделениями. Таким  образом, в бухгалтерской службе дублируется складской учет с  той лишь разницей, что в бухгалтерской  службе ведется количественный и  суммовой учет, а на складах и  подразделениях - только количественный учет. В карточках учета материалов ежемесячно выводятся обороты за месяц и остатки на начало следующего месяца. На основании карточек в  бухгалтерской службе ежемесячно составляются оборотные ведомости материалов отдельно по каждому складу и подразделению.

В оборотных  ведомостях указываются:

  • номенклатурный номер материала (в случае его наличия);
  • наименование материала с указанием отличительных признаков (сорт, артикул, размер, марка и т.д.);
  • единица измерения;
  • цена;
  • остаток на начало месяца - количество и сумма;
  • приход за месяц - количество и сумма;
  • расход за месяц - количество и сумма;
  • остаток на конец месяца - количество и сумма.

В каждой оборотной ведомости выводятся  итоги сумм по каждой странице, по группам  материалов, по субсчетам, синтетическим  счетам и общий итог по складу (подразделению). Группировка материалов по субсчетам  и синтетическим счетам бухгалтерского учета должна обеспечиваться системой кодирования номенклатурных номеров  материалов, которые должны содержать  соответствующие отличительные  признаки. На основе указанных оборотных  ведомостей составляется сводная оборотная  ведомость, в которую переносятся  итоги оборотных ведомостей складов  и подразделений по группам, субсчетам, синтетическим счетам, по складам  и подразделениям в целом. Отдельно учитывается движение (образование  и распределение) и остатки транспортно-заготовительных  расходов. Сводные оборотные ведомости  сверяются с данными синтетического учета материалов. Кроме того, ежемесячно производится сверка данных в карточках, ведущихся в бухгалтерской службе, с данными в карточках складов  и подразделений.

2. Вариант - без ведения  карточек учета  материалов 

По данному  варианта учета карточки аналитического учета в бухгалтерской службе не ведутся, все приходные и расходные  документы группируются по номенклатурным номерам, по ним подсчитываются итоговые данные за месяц по приходу и отдельно по расходу, которые записываются в  оборотную ведомость. Оборотные  ведомости и сводные оборотные  ведомости ведутся так же, как  в первом варианте. Остатки в оборотных  ведомостях сверяются с остатками, выведенными в карточках складов и подразделений.

Сальдовый метод учета материалов.

      Сальдовый метод учета материалов заключается  в том, что в бухгалтерии организации  не ведется количественный и суммовой учет движения (прихода и расхода) материалов в разрезе их номенклатуры и не составляются оборотные ведомости  по номенклатуре материалов. Учет движения материалов ведется в разрезе  групп, субсчетов и балансовых счетов материалов бухгалтерской службой  только в денежном выражении, определяемом исходя, как правило, из учетных цен. Отдельно учитываются движение (образование  и распределение) и остатки транспортно-заготовительных  расходов. Материально ответственные  лица складов (подразделений) на основании  первичных документов ведут количественный учет материалов в карточках или  книгах складского учета, а в случаях, если в бухгалтерской службе учет материалов ведется по сальдовому методу, карточки заполняются по форме оборотной  ведомости, с указанием по каждой операции по приходу и расходу  цены, количества и суммы, остатки  выводятся соответственно по количеству и сумме. Сотрудник, ведущий бухгалтерский  учет материалов по данному складу (подразделению), принимает первичные  учетные документы от материально  ответственных лиц, проверяет их, сверяет с документами каждую запись в карточках (книгах) складского учета и подтверждает это своей  подписью непосредственно на карточках (книгах). Одновременно проверяет правильность выведения остатков. Количественные остатки материалов на первое число  каждого месяца на основании выверенных карточек (книг) складского учета по каждому номенклатурному номеру переносятся в сальдовую ведомость (или сальдовую книгу) сотрудником  бухгалтерской службы или заведующим складом. По отдельным складам (кладовым, подразделениям) в качестве сальдовой  ведомости может использоваться ведомость остатков материалов, представляемых этими складами (кладовыми, подразделениями) вместе с первичными учетными документами. Остатки материалов, записанных в сальдовой ведомости, таксируются по каждому номенклатурному номеру. Суммы остатков записываются в следующей графе сальдовой ведомости. Затем выводятся суммовые итоги остатков по группам материалов, субсчетам, синтетическим счетам и общий итог по складу (подразделению) в целом. Сальдовая ведомость составляется по той же форме, что и оборотная ведомость, за исключением оборотов (прихода и расхода), и хранится в бухгалтерской службе.

Исходя  из этого, в сальдовой ведомости  указываются:

  • номенклатурный номер материала (в случае его наличия);
  • наименование материала с указанием отличительных признаков (сорт, артикул, размер, марка и т.д.);
  • единица измерения;
  • цена;
  • остаток на начало месяца - количество и сумма;
  • остаток на конец месяца - количество и сумма.

Целесообразно вести сальдовую ведомость (книгу) по многографной форме, на 6 месяцев или на год. В сальдовой ведомости для записи остатков на начало каждого месяца (на 1 января, 1 февраля и т.д.) отводится две графы; в первой графе записывается количество, во второй графе - сумма. На основании указанных сальдовых ведомостей составляется сводная сальдовая ведомость, в которую переносятся итоги сальдовых ведомостей складов и подразделений (мест хранения) по группам материалов, по субсчетам, синтетическим счетам и по соответствующим складам, подразделениям (местам хранения) в целом. Сальдовые ведомости и сводные сальдовые ведомости ежемесячно сверяются с данными синтетического учета материалов. В организации могут применяться оба метода аналитического учета материалов, когда по одним складам и подразделениям применяется оборотный метод, а по другим – сальдовый[10,стр. 40-49]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ  МАТЕРИАЛОВ

3.1 Инвентаризация  материально-производственных запасов

Данные  о материально-производственных запасах (сырье, материалы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в  описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).

Комиссия  в присутствии материально ответственных  лиц проверяет фактическое наличие  материально-производственных запасов  путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи  данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц  или по данным учета без проверки их фактического наличия. Материально-производственные запасы, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально  ответственными лицами в присутствии  членов инвентаризационной комиссии и  приходуются по реестру или товарному  отчету после инвентаризации. Эти  ценности заносятся в отдельную  опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризацию». При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменно­го разрешения руководителя и главного бухгалтера организации  в процессе инвентаризации материально-производственные запасы могут отпускаться материально  ответственными лицами в присутствии  членов инвентаризационной комиссии. Эти ценности заносятся в отдельную  опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации».

Информация о работе Бухгалтерский учет поступления материалов