Бухгалтерский учет в коммерческой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 07:54, курсовая работа

Описание

Цель написания работы – дать характеристику бухгалтерского учета в коммерческих организациях. Для достижения данной цели в курсовой работе был решен ряд задач:
• рассмотрены этапы развития торговой деятельности;
• определены функциональное предназначение торговой деятельности, особенности организации бухгалтерского учета в организациях, осуществляющих розничную торговлю;
• даны определения понятий: торговая деятельность, оптовая торговля, розничная торговля, торговая наценка;
• приведена характеристика розничной торговли организации, особенности бухгалтерского учета в ней.
В данной работе использованы как нормативно-правовые акты – так и научные труды отечественных авторов.

Содержание

Введение 3
Нормативные документы, регламентирующие учет в розничных торговых предприятиях .
Бухгалтерский учет при поступлении товаров Порядок определения размера торговой наценки 8
Проверка установленного размера торговой наценки 10
Формирование затрат организации розничной торговли 11
Аналитический учет по счету 44 «Расходы на продажу» 12
Учет издержек обращения на остаток товаров 17
Бухгалтерский учет при реализации товаров 19
Учет доходов от продажи товаров в розницу 21
Способ расчета РТН по общему товарообороту 22
Способ расчета РТН по ассортименту товарооборота 22
Способ расчета РТН по среднему проценту 23
Способ расчета РТН по ассортименту остатка товаров 24
Формирование финансового результата 25
Заключение 26
Практическое задание 27
Список литературы 36

Работа состоит из  1 файл

курсовая КО, 3-4 вариант.doc

— 333.50 Кб (Скачать документ)

     Д-т 90-3 К-т 68 - начислен НДС с реализованного товара.

     При реализации товаров, которые учтены по продажной стоимости разница  между покупной и продажной стоимостью товаров учитывается отдельно на счете 42 "Торговая наценка". При  реализации товаров сумма скидок (накидок) в части, относящейся к реализованным на предприятиях товарам, сторнируется по кредиту счета 42 "Торговая наценка" и дебету счета 90 "Продажи".

     Часть наценки, которая относится к  реализованному товару и которую  сторнируют, называется реализованным торговым наложением (РТН).

 

Учет доходов  от продажи товаров  в розницу

     Основным  видом доходов розничного предприятия  является РТН (валовой доход от реализации товаров), порядок определения которого в основном зависит от вида применяемых  учетных цен на товары (цены продаж, покупные цены или цены приобретения).

     При небольшом ассортименте товара его  можно рассчитать, суммируя наценки  всех проданных товаров. Это наиболее точный способ расчета.

     В магазинах с большим ассортиментом  это сделать довольно сложно.

     В данном случае реализованное торговое наложение определяется расчетным  путем. Основные способы расчета  РТН:

     1) по общему товарообороту;

     2) по ассортименту товарооборота;

     3) по среднему проценту;

     4) по ассортименту остатка товаров.

     По  мнению большинства экономистов, самыми распространенными способами расчета валового дохода при оценке товаров по ценам продаж являются расчет по среднему взвешенному проценту торговой наценки и по ассортименту остатка товаров на дату проведения инвентаризации.

 

Способ расчета РТН по общему товарообороту

     Товарооборотом  является выручка от реализации товаров. Способ расчета валового дохода по общему товарообороту можно использовать в случае применения торговой организацией одинакового (единого) для всех товаров  процента торговой надбавки (например, приказом руководителя установлена торговая наценка на все товары в размере 20%). Если ее размер в течение отчетного периода изменялся, следует определить объем товарооборота отдельно по периодам применения разных размеров торговой надбавки. При этом для расчета используется следующая формула:

     РТН = Т x РН, где Т - общий товарооборот;

                                    РН - расчетная торговая надбавка.

     В свою очередь: 

             ТН

    РН = ---------

         100% + ТН 

     где ТН - торговая надбавка, %.

Способ  расчета РТН по ассортименту товарооборота

     Данный  способ определения валового дохода используется в том случае, если на разные группы товаров установлены  различные размеры торговой наценки. Группой товаров является совокупность товаров определенного класса, обладающих сходным составом потребительских свойств и показателей. Примером конкретной группы товаров являются верхняя одежда, белье, обувь, молочные продукты и т.д.

     Для расчета используется такая же формула, как и при определении валового дохода по общему товарообороту, только валовой доход определяется по каждой группе товаров в отдельности на основании выручки от реализации конкретной группы товаров и соответствующего ей размера торговой наценки. В связи с этим торговая организация должна обеспечить раздельный учет выручки по разным группам товаров, каждая из которых включает товары с одинаковой наценкой.

     РТН = Т1 x РН1 + Т2 x РН2 + ... + Тп x РНп,

     где Т - товарооборот по группам товаров;

     РН - расчетная торговая надбавка по группам товаров.

 

Способ расчета  РТН по среднему проценту

     Реализованное торговое наложение по среднему проценту рассчитывается по формуле:

     РТН = Т x П,

     где П - средний процент реализованного торгового наложения.

     В свою очередь:

        ТНн + ТНп - ТНв

   П = --------------- x 100%,

             Т + ОК

     где ТНн - торговая надбавка на остаток  товаров на начало отчетного периода (сальдо счета 42 "Торговая наценка" на начало отчетного периода);

     ТНп - торговая надбавка на товары, поступившие  за отчетный период (кредитовый оборот счета 42 "Торговая наценка" за отчетный период);

     ТНв - торговая надбавка на выбывшие товары (под выбытием товаров в данном случае понимается так называемый документальный расход (возврат товаров поставщикам, списание порчи товаров и т.п.));

     ОК - остаток товаров на конец отчетного  периода (сальдо счета 41 "Товары" на конец отчетного периода).

     С точки зрения бухгалтерских счетов эту формулу можно привести в  виде отношения суммы наценки  на остаток товаров на начало месяца (С-дон(42)) и оборота по кредиту счета 42 "Торговая наценка" (Ок(42)) без учета сумм, относящихся к реализации товара (Окпроч(42)), к сумме реализованных за месяц товаров по продажным ценам (Ок(41)) и остатка товаров на конец месяца по продажным ценам (С-док(41)): 

        С-дон(42) + Ок(42) - Окпроч(42)

    П = ------------------------------- x 100%.

               Ок(41) + С-док(41) 

     Этот  способ может применять любая  торговая организация, вне зависимости  от того, каким образом определяется продажная стоимость товара (расчетным путем, если торговая наценка установлена в процентах, или она зафиксирована приказом руководителя).

     Несмотря  на простоту расчета торговой наценки  по среднему проценту, этот способ расчета  имеет определенный недостаток - недостаточную  точность, так как он основан на предположении, что ассортиментная структура товарооборота за отчетный период и остатков товаров на конец отчетного периода одинакова.

     Способ  оценки валового дохода по среднему проценту описан и в Инструкции по применению Плана счетов.

Способ расчета РТН по ассортименту остатка товаров

     Расчет  реализованной торговой наценки  по ассортименту товаров на момент инвентаризации предполагает использование  фактических данных об имеющихся  на предприятии товарах в ассортиментном разрезе. При этом, используя инвентаризационную опись, исчисляют торговую наценку по каждому в отдельности товару и, подсчитав итоги по описи, определяют сумму торговой наценки на остаток товаров на момент инвентаризации. Затем, вычитая из предварительного сальдо счета 42 сумму наценки на остаток товаров, находят сумму реализованной торговой наценки. Данный способ позволяет точно определить сумму как реализованной торговой наценки, так и торговой наценки на остаток товаров.

     Однако  его применение на практике ограничено, так как:

  • в розничной торговой сети инвентаризация товаров проводится обычно два раза в              год;
  • инвентаризация не всегда проводится в конце месяца;
  • сплошная инвентаризация товаров одновременно во всех подразделениях магазина не всегда возможна.

     Данный  способ определения валового дохода могут выбрать те торговые организации, у которых не вызывает трудностей расчет торговой наценки на остаток товаров на конец месяца.

     При использовании данного способа  определения валового дохода используется такая формула: 

                Торговая        Торговая        Торговая          Торговая

                 наценка         наценка         наценка           наценка

    Валовой =  на  остаток   +  на товары,   -  на товары,   -    на остаток

     доход     товаров на      поступившие      выбывшие         товаров на

                 начало         в течение       в течение           конец

                 месяца           месяца         месяца           месяца 
 

 

Формирование  финансового результата

     Заключительным  этапом учетных работ является формирование финансового результата – прибыли или убытка. Финансовый результат – это выраженные в денежной форме экономические итоги хозяйственной деятельности.

     Для деятельности розничных предприятий  большое значение имеет правильное отражение в учете доходов и расходов, участвующих в формировании финансового результата от продажи товаров.

     Основным  видом доходов розничного предприятия  является валовой доход от реализации товаров (РТН).

     При формировании финансового результата от продаж товаров в розницу в уменьшение суммы валового дохода относят сумму издержек обращения, относящихся к реализованным товарам.

     Для синтетического учета выручки от продажи товаров в розницу, их себестоимости, налогов и выявления  финансовых результатов по основной деятельности используется синтетический счет 90 «Продажи».

     По  его дебету отражается фактическая  себестоимость проданных товаров, а по кредиту – выручка от продаж (поступившие платежи).

     В обязательном порядке к счету 90 «Продажи»  открываются субсчета:

     - 1 «Выручка»;

     - 2 «Себестоимость продаж»;

     - 3 «НДС от продаж»;

     - 9 «Прибыль (убыток) от продаж.

     По  окончании отчетного периода  на счете 90 «Продажи» подсчитывают итоги записей по дебету и кредиту, они сопоставляются между собой, и выявляется финансовый результат. Обороты по 90.1, 90.2 и 90.3 счетам в течение отчетного периода накапливаются, а в конце суммируются и списываются на счет 90.9 – активно-пассивный, сопоставляющий счет предназначен для сопоставления доходов от продаж и расходов, связанных с ними. Если итог по кредиту больше итога по дебету, то организация получила прибыль; превышение дебетового итога над кредитовым показывает убыток. Бухгалтерская запись выглядит следующим образом:

     Д 90.9 К 99 – прибыль или Д 99 К 90.9 –  убыток.

     После этой проводки дебетовый и кредитовый обороты счета 90 «Продажи» равны между собой. Остатка на этом синтетическом счете не бывает.

 

Заключение

     Основными задачами бухгалтерского учета на предприятиях розничной торговли являются: 
- обеспечение увеличения розничного товарооборота на торговом предприятии; для этого необходимо, своевременно проверяя товарные и кассовые отчеты, обеспечить ежедневную сдачу выручки, контролировать правильность приемки товаров по количеству и качеству, соблюдение интересов предприятия в случае поставки товара ненадлежащего качества своевременным предъявлением претензий к предприятиям-поставщикам; 
- контроль наличия товарных запасов на предприятии в соответствии со спросом на потребительском рынке путем анализа при проверке товарных отчетов, инвентаризационных описей и других документов; 
- контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей посредством правильной организации материальной ответственности в торговой организации. 
Одной из основных задач торговли является совершенствование движения товаров от производителя до потребителя. Доведение товаров от производителя до потребителя – это сложный организационно-хозяйственный и материальный (технологический) процесс, направленный на удовлетворение потребностей населения. При его осуществлении торговые предприятия оказывают активное воздействие на производителей, побуждают их к выпуску необходимой продукции, создают стимул к расширению производства, улучшению ассортимента и качества товаров.

Информация о работе Бухгалтерский учет в коммерческой организации