Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:50, лекция
Потребность в специалистах бухгалтерского учета значительно выросла в последние годы, поэтому интерес к профессии бухгалтера не уменьшается. Это связано с бурным развитием предпринимательства в России, возникновением разных форм собственности, многообразием видов деятельности.
Появление новых форм предпринимательской деятельности привело к быстрому росту числа хозяйствующих субъектов, в каждом из которых должен быть организован бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. О бухгалтерском учете (в ред. от 10 января 2003 г. № 8-ФЗ).
Метод бухгалтерского учета — это способ познания предмета бухгалтерского учета.
К способам и приемам изучения и регистрации информации об объектах бухгалтерского учета относятся:
• наблюдение за объектами учета- документация, инвентаризация;
• измерение объектов учета в денежном выражении- оценка, калькуляция;
• группировка и отражение
• обобщение информации о результатах хозяйственной деятельности- баланс, бухгалтерская отчетность.
Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. |
Термин баланс происходит от лат. bis — дважды и lanx — чаша весов, т. е. «баланс» буквально означает двуечашие как символ равновесия.
Бухгалтерский баланс – документ, характеризующий общее состояние активов и пассивов предприятия на определенный момент (дату) в денежном выражении. Баланс содержит обобщенные данные о финансовом положении организации.
Бухгалтерский баланс — способ экономической группировки имущества организации по его составу, размещению и источникам его формирования на определенную дату в денежной оценке. Следовательно, в бухгалтерском балансе имущество организации рассматривается с двух позиций: по составу и размещению и по источникам образования.
Данные бухгалтерского баланса информируют владельца предприятия о материальных ценностях, величине запасов, инвестициях и капитале, которыми он владеет. Бухгалтерский баланс – необходимый документ для руководства и работников аналитического отдела. С помощью баланса можно составлять планирование на краткосрочную, а иногда и долгосрочную перспективу.
Бухгалтерский баланс предприятия состоит из двух разделов.
1. Актив баланса, который содержит в себе информацию о ресурсах организации. Данный раздел, в свою очередь, состоит из двух частей:
2. Пассив баланса раскрывает суть источников формирования ресурсов организации. Пассив, в свою очередь, содержит в себе следующие составляющие:
Итог актива равен итогу пассива баланса. Величина этих итогов называется валютой баланса. |
Все имущество (средства) в активе баланса и источники его образования в пассиве баланса представлены в сгруппированном виде. Основным элементом бухгалтерского баланса является статья, которая соответствует виду (наименованию) имущества, обязательств, источнику формирования имущества.
Статьей бухгалтерского баланса называется показатель (строка) актива и пассива баланса, характеризующий отдельные виды имущества, источников его формирования, обязательств организации. Балансовые статьи объединяются в группы, группы — в разделы, исходя из их экономического содержания. Если статьи актива показывают, как размещено имущество организации (во что конкретно оно вложено), то статьи пассива баланса дают сведения о том, какая часть имущества сформирована за счет собственных источников, а какая — за счет заемных (привлеченных) источников организации.
Таблица 1
Показатели |
Ситуация | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
Имущество организации (актив баланса) |
100 000 |
100 000 |
100 000 |
100 000 |
100 000 |
Источники формирования (пассив баланса) |
100 000 |
100 000 |
100 000 |
100 000 |
100 000 |
-Собственные |
100 000 |
- |
50 000 |
40 000 |
60 000 |
-Заемные |
- |
100 000 |
50 000 |
60 000 |
40 000 |
Проанализировав ситуации, можно сделать определенный вывод о каждой из них.
С и т у а ц и я 1. Все
имущество организации
С и т у а ц и я 2. Все
имущество организации
С и т у а ц и я 3. Имущество организации сформировано на 50% за счет собственных источников, на 50 — за счет привлеченных.
С и т у а ц и я 4. Имущество организации сформировано на 40% за счет собственных источников и на 60 — за счет привлеченных.
С и т у а ц и я 5. Имущество организации сформировано на 60% за счет собственных источников и на 40 — за счет привлеченных.
Под структурой баланса понимают удельный вес отдельных хозяйственных средств по их видам и источникам образования и валюты баланса. По структуре актива баланса можно проанализировать удельный вес тех или иных активов организации в общей сумме всех средств, которыми она располагает на дату составления баланса.
Например, валюта баланса 2 000 000 руб., основные средства 300 000 руб. следовательно, вложения в основные средства организации равны 15%. Структура пассива баланса отражает в процентах соотношение отдельных источников в формировании имущества организации. Например, уставный капитал 1 200 000 руб., валюта баланса 2 000 000 руб., следовательно, собственный источник — уставный капитал — составляет 60%. Структура балансов организаций разных организационно-правовых форм и видов деятельности различна, что обусловлено производственной деятельностью, размером организации и т. д.
Данные баланса служат для выявления важнейших показателей, характеризующих деятельность организации и ее финансовое положение. По данным баланса определяется обеспеченность средствами, правильность их использования, соблюдение финансовой дисциплины, рентабельность и др., а также выявляются недостатки в работе и финансовом положении и их причины. С помощью баланса можно разработать мероприятия по их устранению. Данные бухгалтерского баланса позволяют контролировать правильность использования средств целевого назначения. Особое значение баланс приобретает в деле контроля и изучения хозяйственной деятельности и финансового положения организации. При анализе баланса раскрываются новые внутренние взаимосвязи между всеми элементами хозяйственной деятельности организации.
Благодаря сжатой и компактной форме
баланс является весьма удобным документом.
Он дает законченное и цельное
представление не только об имущественном
положении организации, но и о
тех изменениях, которые произошли
за тот или иной период. Последнее
достигается сравнением балансов за
ряд отчетных периодов. Бухгалтерский
баланс, как и всю бухгалтерскую
отчетность, составляют на основе проверенных
бухгалтерских записей, подтвержденных
оправдательными документами. Это
гарантирует достоверность, точность,
юридическую обоснованность каждой
суммы, указанной в бухгалтерском
балансе и бухгалтерской
Рассмотрим примерную схему бухгалтерского баланса организации.
Данные для составления баланса, руб.
Основные средства — 250 000
Нематериальные активы — 80 000
Уставный капитал — 300 000
Добавочный капитал — 5500
Производственные запасы —10 000
Резервный капитал — 6000
Товары—18 000
Нераспределенная прибыль — 40 000
Расчетные счета — 12 000
Расчеты с поставщиками и подрядчиками — 8000
Расчеты по налогам и сборам—1500
Расчеты с персоналом по оплате труда — 10 000
Касса —1000
Виды баланса
В зависимости от назначения, содержания
и порядка составления
Сальдовый баланс в денежной оценке характеризует имущество хозяйственного субъекта и источники образования имущества по состоянию на определенную дату.
Оборотный баланс, помимо остатков средств и источников образования имущества на начало и конец периода, содержит данные об их движении (дебетовые и кредитовые обороты) за отчетный период. По своему строению он будет отличаться от сальдового баланса.
Оборотный баланс имеет большое
значение в качестве промежуточного
рабочего документа, используемого
при составлении
Баланс,
руб.
Актив |
Сумма |
Пассив |
Сумма |
Внеоборотные активы |
Источники собственных средств | ||
Основные средства |
250 000 |
Уставный капитал |
300 000 |
Нематериальные активы |
80 000 |
Добавочный капитал |
5 500 |
Итого |
330 000 |
Резервный капитал |
6 000 |
Оборотные активы |
Нераспределенная прибыль |
40 000 | |
Производственные запасы |
10 000 |
Итого |
351 500 |
Товары |
18 000 |
Источники заемных средств | |
Касса |
1 000 |
Расчеты с поставщиками и подрядчиками |
8 000 |
Расчетные счета |
12 000 |
Расчеты с персоналом по оплате труда |
10 000 |
Итого |
41 000 |
Расчеты по налогам и сборам |
1 500 |
Итого |
19500 | ||
Баланс |
371 000 |
Баланс |
37100 |
Балансы также классифицируются по следующим признакам:
I. По времени составления различают балансы:
1) вступительный (начальный) баланс — первый баланс, составляемый в начале деятельности организации. В его активе отражается состав имущества организации, полученного при его создании, а в пассиве — источники его возникновения.
2) текущие — составляются периодически. Они на месячные, квартальные и годовые;
3) заключительный баланс — отчетный документ о производственно-финансовой деятельности организации за определенный период — составляется на основе проверенных бухгалтерских записей (выверка оборотов и остатков по счетам, проверка инвентаризацией средств и расчетов);
4) ликвидационный — составляется для характеристики имущественного состояния на дату прекращения ее деятельности как юридического лица;
5) предварительный баланс — бухгалтерский баланс, составляемый заранее на конец отчетного периода с учетом ожидаемых изменений в составе имущества организации. Основой такого баланса служат практические бухгалтерские данные о состоянии активных и пассивных статей к моменту его составления и ожидаемые данные о хозяйственных операциях до окончания отчетного периода.
6) соединительные — при слиянии двух или более подразделений;
7) разъединительные— при изменении структуры подчиненности в условиях приватизации;
8) консолидированные — объединенные балансы материнской и дочерних компаний.
II. По объему информации балансы бывают:
1) единичные, отражающие деятельность только одной организации и составляемые по данным текущего бухгалтерского учета;
2) сводные, получаемые путем сложения сумм по статьям единичных балансов и подведения общих итогов актива и пассива всех организаций в целом.
III. По способу очистки различают:
1) баланс-брутто. Включает в себя регулирующие статьи, используется для научных исследований, совершенствования информационных функций баланса и т. д.;
2) баланс-нетто. Представляет собой очищенный от регулирующих статей баланса: Износ основных средств, Износ нематериальных активов, Торговая наценка. В современных условиях значение баланса-нетто возросло, так как он позволяет определить реальную стоимость имущества организации.
IV. По характеру деятельности:
1) по основной деятельности, т. е. уставной деятельности организации: для промышленных организаций это — промышленность. Для торговых — торговля;
2) балансы не по основной деятельности. Все прочие виды деятельности являются не основными.
V. По форме собственности
существуют балансы
— государственных;
— муниципальных;
Информация о работе Бухгалтерский учет в общественном питании