Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 06:39, курсовая работа
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер.
В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:
Глава 1. 3
1.1 Нормативно-правовое регулирование учета валютных операций 3
1.2 Порядок открытия валютных счетов. 8
1.3. Оценка имущества и обязательств организации в иностранной валюте 9
Глава 2. 15
2.1. Учет операций по валютным счетам 15
2.2. Учет курсовых разниц 19
2.3. Учет операций по обязательной продаже валютной выручки 23
2.4. Учет операций по покупке-продаже иностранной валюты посредством уполномоченных банков 29
Глава 3 32
Учет валютных операций на примере ОАО «Альфа» 32
Список использованной литературы. 34
Глава 1.
1.1 Нормативно-правовое регулирование учета валютных операций
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативным
имени Н. И. Лобачевского
Экономический факультет
Кафедра Государственного и муниципального управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Бухгалтерский учет»
на тему:
«Бухгалтерский учет валютных операций»
Выполнил:
__________________________
(подпись)
Научный руководитель:
__________________________
(подпись)
Н. Новгород
2005 г.
Содержание
Глава 1. 3
1.1 Нормативно-правовое
1.2 Порядок открытия валютных счетов. 8
1.3. Оценка имущества и
обязательств организации в
Глава 2. 15
2.1. Учет операций по валютным счетам 15
2.2. Учет курсовых разниц 19
2.3. Учет операций по обязательной продаже валютной выручки 23
2.4. Учет операций по
покупке-продаже иностранной
Глава 3 32
Учет валютных операций на примере ОАО «Альфа» 32
Список использованной литературы. 34
Глава 1.
1.1 Нормативно-правовое
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер.
В зависимости от назначения
и статуса нормативные
1-й уровень: законодательные
акты, указы Президента РФ и
постановления Правительства,
2-й уровень: стандарты
(положения) по бухгалтерскому
учету и отчетности, которые призваны
конкретизировать закон о
3-й уровень: методические
рекомендации (указания), инструкции, комментарии,
письма Минфина РФ и других
ведомств, которые призваны
4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия.
Основным актом первого уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ, который определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления деятельности и составления отчетности.
К первому уровню системы следует отнести Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 73-ФЗ, «Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ», утвержденное Приказом МФ РФ от 29.07.1998 г. № 34н, и др.
На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Минфин РФ. Здесь следует указать: Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств организаций, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000, утвержденное Приказом МФ РФ от 10.01.2000 г. № 2н, Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» ПБУ 4/99, утвержденное Приказом МФ РФ от 06.07.1999 г. № 43н, и др.
Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:
1) документ по учетной политике предприятия;
2) утвержденные руководителем
формы первичных учетных
3) графики документооборота;
4) утвержденный руководителем
План счетов бухгалтерского
5) утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.
6) Российское валютное
законодательство, регулирующее принципы
обращения иностранной валюты
в стране, дает определение валютных
ценностей, валютных операций, устанавливает
порядок приобретения и
Федеральный закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», принятый 10 декабря 2003 г. не содержит деления валютных операций на текущие и связанные с движением капитала. Перед законодателями стояла задача модернизации валютного регулирования таким образом, чтобы обеспечить эффективность валютного законодательства.
Целью принятия Закона о валютном регулировании и валютном контроле является - обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) валюта Российской Федерации:
а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах;
2) иностранная валюта:
а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;
3) внутренние ценные бумаги:
а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;
б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации;
4) внешние ценные бумаги - ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к внутренним ценным бумагам;
5) валютные ценности - иностранная
валюта и внешние ценные
6) резиденты:
а) физические лица, являющиеся
гражданами Российской Федерации, за исключением
граждан Российской Федерации, признаваемых
постоянно проживающими в иностранном
государстве в соответствии с
законодательством этого
б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте "в" настоящего пункта;
д) дипломатические
е) Российская Федерация, субъекты
Российской Федерации, муниципальные
образования, которые выступают
в отношениях, регулируемых настоящим
Федеральным законом и
7) нерезиденты:
а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 настоящей части;
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
г) аккредитованные в Российской
Федерации дипломатические
д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта;
ж) иные лица, не указанные в пункте 6 настоящей части;
8) уполномоченные банки
- кредитные организации,
9) валютные операции:
а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;
д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;
е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации;
1.2 Порядок открытия валютных счетов.
По действующему законодательству на территории России могут быть открыты валютные счета как резидентам, так и нерезидентам в любом банке, имеющем право на проведение операций с иностранной валютой. При этом количество открываемых валютных счетов юридическими лицами в настоящее время не ограничивается.
Банк не вправе отказать в
открытии счета, совершение соответствующих
операций по которому предусмотрено
законом, учредительным документам
банка и выданной ему лицензией,
за исключением, когда отказ вызван
отсутствием у банка
Для открытия валютного счета организация должна предоставить в уполномоченный банк:
· заявление об открытии счета;
· нотариально заверенные
копии учредительных документов
и свидетельства о
· копию свидетельства о постановке организации на учет а налоговом органе;
· копию справки о присвоении организации статистических кодов;
· карточки с образцами подписей лиц, уполномоченных распоряжаться счетом (руководителя, главного бухгалтера, их заместителей), и оттиском печати, заверенные нотариусом;
· справку об открытии расчетного счета.
На основании предоставленных документов параллельно открываются:
1) транзитный валютный
счет (счет 52-1-1) - для зачисления в
полном объеме поступлений в
иностранной валюте, в том числе
не подлежащих обязательной
2) текущий валютный счет
(счет 52-1-2) - для учета средств,
остающихся в распоряжении
3) специальный транзитный
валютный счет (счет 52-1-3) - для совершения
операций по покупке
За открытие валютного счета банком взимается установленная плата, сумма которой подлежит отнесению на операционные расходы:
1) Дебет 76 2) Дебет 91-2
Кредит 51 Кредит 76
Согласно письму МНС РФ от 02.09.02 № ШС-6-14/1355 в настоящее время организация в течение 10 дней обязана сообщать в налоговый орган по месту постановки на учет только об открытии текущего валютного счета.